Лекция по дисциплине Осуществление защиты прав и свобод граждан


Лекция по дисциплине «Осуществление защиты прав и свобод граждан».
5.1 Рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления.
Правовая основа: ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Особенности рассмотрения обращений граждан в органах власти:
КРФ (ст.33) - право на обращение закреплено как право гражданина.
Это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 КРФ). 
Когда нарушаются права и свободы человека и гражданина то за их защитой субъект может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.
Вопрос студентам:
Предоставляются ли права лицам на защиту своих нарушенных прав и свобод?
Необходимо разобрать:
Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?
Граждане имеют право: 1) обратиться в органы: - как индивидуально (единолично), так и в группе с другими лицами (коллективно); - как устно при личном приеме, так и письменно, направив свое сообщение любым удобным способом - по почте или через Интернет (например, по e-mail, через «гостевую книгу» на сайте соответствующего органа); 2) не оплачивать любые обращения независимо от того, в какой форме они поданы, так как они рассматриваются бесплатно; 3) прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял свое обращение, заявление в произвольной форме; 4) обжаловать в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) - например, пропуск сроков его рассмотрения или отказ в ответе по существу без должных оснований.
Любой субъект, обращающийся в органы с просьбой рассмотреть его обращение, заинтересован……… (в чём?)
Необходимо разобрать:
Что необходимо знать гражданину, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?
Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение, необходимо: 1) указать в нем свои Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес; 2) написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы у чиновника не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддается прочтению»; 3) приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.
Есть моменты, которые недопустимы в обращении:
Не допускается указывать в обращении:
1. выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо чиновнику или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи); 2. обжаловать судебное решение - такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.Необходимо ли устанавливать ограничения на рассмотрение обращений граждан?
Сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
Установлены сроки рассмотрения письменного обращения - 30 дней с момента регистрация обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней (например, при необходимости получения ответа на направленный запрос). О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен. 
Сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан допускают нарушения:1) оставление заявления без ответа;
2) несвоевременная дача ответа;
3) проведение проверки не в полном объеме.
Должна ли быть установлена ответственность в отношении представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления?
Что говорит в части установления ответственности ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»?
Нормами ст. 13-14 Закона установлена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. До недавнего времени данная ответственность являлась дисциплинарной. Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» глава 5 КоАП РФ (административные правонарушения, посягающие на права граждан) дополнена статьёй 5.59, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Дело по ст. 5.59 КоАП РФ может быть возбуждено в следующих случаях: 1. При нарушении прав граждан на рассмотрение обращений, указанных в п.п. 1-3 ст. 5 Закона; 2. При нарушении сроков регистрации и перенаправления обращения для рассмотрения по существу в другой государственный орган, установленных ч.ч. 2-4 ст. 8 Закона; 3. При нарушении запрета направлять жалобу гражданина должностному лицу, чьи действия обжалуются (ч. 6 ст. 8 Закона); 4. При нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, установленных ст.ст. 11, 12 Закона. 
К административной ответственности привлекаются только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Организации всех форм собственности, а также их должностные лица не привлекаются к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, т.к. на них не распространяются требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.
Возможны ситуации, когда субъекты вынуждены обращаться в другие органы, если их права нарушены при рассмотрении обращений и жалоб.
Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?
Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане имеют право:
- в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу);
- в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения);
-суд. 
Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности:
1. заявления;
2.жалобы;
3.предложения.   Предложение – рекомендации субъекта по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.   Заявление - обращение с просьбой о содействии в реализации конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности органов и должностных лиц.  Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.  
Требования к обращениям: 
1) Необходимо указать свои Ф.И.О.;
2) Точный адрес местожительства с почтовым индексом;
3) Контактный телефон;
4) Кратко изложить суть вопроса (обращения). Объем не должен превышать одного листа. Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон; 5) Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению»;  
6) Письменное обращение может быть отправлено почтой, электронной почтой, передано через канцелярию, вручено должностному лицу на личном приеме.
7) Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления.   
Запрещено:
Чиновникам направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином.  
Гражданин имеет право:    
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;    2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;    3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;    4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;  5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.    
Основания для отказа в рассмотрении обращения (жалобы):   
1. в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество), своё место;   
2. гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом. Такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;  3. письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;    4. текст письменного обращения не поддается прочтению. В течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;   
 5. в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган, давал письменные разъяснения. В таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. Этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;   6. в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. Гражданину обязаны письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.