Заочные экскурсии как средство развития познавательной активности на уроках литературы у детей с нарушением слуха.


Васильева Ольга Ивановна,
Учитель русского языка и литературы
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат І вида», г. Новоалтайск, Алтайский край
Заочные экскурсии как средство развития познавательной активности на уроках литературы у детей с нарушением слуха.
На сегодняшний день самой серьёзной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса во всех типах школ. Преподавание литературы в современной школе для детей с нарушениями слуха направлено на речевое развитие и образование, отвечающее требованиям программы общеобразовательных и коррекционных школах. В специальной школе курс обучения должен носить развивающий, прикладной характер, органично входить в жизнь воспитанников.
Однако, как показывает педагогическая практика, исследования сурдопедагогов последних десятилетий, у обучающихся воспитанников с нарушениями слуха имеются значительные проблемы в читательской практике. Популярность самостоятельного чтения падает, а возрос интерес к визуально-развлекательным программам, электронно-техническим средствам информации. Задача сурдопедагога-словесника – создать условия для активной читательской деятельности, преодоление нежелания изучать тексты обязательных программных произведений. Это направление на современном этапе реализуется через информационные технологии, которые призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Учитель, преподающий русский язык и литературу, в специальной школе должен понимать и использовать те неограниченные возможности, которые предоставляют компьютерные технологии.
Компьютер в обучении воспитанников с нарушениями слуха становится обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогают «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, содействуют интенсивному развитию умственных способностей воспитанников с депривацией слуха.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому воспитаннику предоставлена возможность «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Применение новых информационных технологий в традиционной сурдопедагогике позволяет дифференцировать процесс обучения обучающихся с нарушениями слуха с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Мультимедиа-технологии на уроках литературы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации, что способствует реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на большой экран - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация); использование анимации в слайдах; мультимедиа - панорама (более интересный приём наглядности). Именно мультимедиа-средства определяют эффективность использование в работе словесника заочных экскурсий, которая недостаточно изучена в методике преподавания литературы не до конца. Каждый методист, занимающийся этой проблемой, вносит свои элементы в замысел урока. В настоящей работе мы попробуем собрать воедино и обобщить материал по этой теме.
Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Задача учителя на уроке - заочной экскурсии - воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор. Это поможет учащимся лучше понять произведение писателя, его позицию. Экскурсии на литературные темы расширяют и обогащают знания о писателях, популяризируют их творчество, способствуют формированию любви и интересу к художественному наследию, оставленному нам выдающимися предшественниками.
Для воспитанников с нарушениями слуха экскурсия имеет особое значение. В силу своей специфики, выражающейся в органическом сочетании рассказа с показом, она наполняет словесные образы конкретным содержанием и тем самым содействует созданию правильных представлений об эпохе, образе жизни, общественной, творческой деятельности писателей. Хорошо организованная и проведённая экскурсия оставляет яркий след в памяти обучающихся, вызывает стремление больше узнать о творчестве писателя и соответственно активизирует мышление и речь, читательскую практику.
По содержанию литературные экскурсии можно разделить на:
литературно- биографические, которые проводятся по местам жизни и творчества выдающихся писателей;
историко-литературные по местам, которые нашли своё отражение в произведениях писателя,
в краеведческие, исторические, художественные музеи, где можно увидеть общественно-социальный колорит эпохи, больше получить непосредственных представлений о героях произведений лучше понять художественный замысел писателя.
По целям и месту в учебном процессе следует говорить о:
вводных, подготавливающих к изучению литературной темы;
текущих;
заключительных экскурсиях, закрепляющих и углубляющих знания.
По форме проведения:
очные;
заочные.
Анализ печатных изданий, интернет-ресурсов в области сурдопедагогики и специальной методики показывает, что вопрос о заочных литературных экскурсиях в школе-интернате для детей с нарушениями слуха почти не нашел в них отражения. Урок в форме заочной экскурсии был предложен в 1966 году В. Г. Маранцманом (это урок, знакомящий учеников с жизнью и личностью А. П. Чехова). Позднее этим же методистом был предложен этот тип урока на другом материале.
Урок типа заочной экскурсии может быть проведен с разными целями:
- заочные экскурсии по местам жизни писателя можно использовать для углубления интереса к фактической стороне жизни и творчества писателя;
- углубления интереса к личности писателя;
- углубление интереса к творческой лаборатории писателя (как в творчестве преображается природа родного для писателя края, какие реалии способствовали появлению определенных художественных образов).
-создание артбука по определённому произведению писателя;
-создание литературного альманаха на основе детских рисунков к различным произведениям одного автора по мере расширения программного знакомства с его произведениями.
Реализация замысла заочной экскурсии в условиях нашей школы-интерната осуществляется в совместной деятельности и поэтапно.
На подготовительном этапе создания педагог создает мотивацию обучающихся к созданию презентации. Организуются творческие группы для выполнения работы. Для воспитанников с низкой мотивацией обучения предлагаются самые простые задания. Воспитанникам с высокой учебной мотивацией выполняют более сложные задания, в соответствии с предложенным планом. Наша главная задача – сохранить в таких группах исследовательский принцип работы, добиться того, чтобы дети самостоятельно нашли ответы на предложенные элементарные вопросы.
Одна часть класса готовит краткое устное сообщение о ключевых моментах творческого пути изучаемого автора, истории того периода используя за основу статью учебника.
Вторую группу можно попросить найти в Интернете иллюстрационный материал по изучаемой теме.
Для активизации творческого воображения нужен богатый образный и лексический материал. На уроках литературы воспитанники внимательно читают литературное произведение. По мере прочтения первоисточника, учитель акцентирует внимание школьников на ключевых моментах биографии автора или основных сюжетных моментах изучаемого произведения.
Даем задание воспитанникам нарисовать, как они представляют себе героев произведений, их дома и место действия. При затруднении можно предложить срисовать портрет литературного героя или место действия, с иллюстрации, которую выполнил художник или выпускник школы прошлых лет. Обучающимся выписывают в тетрадь или на карточки имена героев, описание их внешности.
Если у учителя имеется в наличии буклеты по данной тематике, то воспитанники сканируют набор открыток по определённой теме (биография, иллюстрации к произведению и т.д.) с последующим воссоздании их в презентации.
Своё понимание и эмоциональное отношение к произведению наши воспитанники отражают в рисунках. Работы выполняются аккуратно и тщательно, так как они сохраняются в электронном виде. По мере дальнейшего знакомства с творчеством определенного писателя данная коллекция иллюстраций накапливается и пополняется. Таким образом у обучающихся повышается интерес к урокам литературы, а знания систематизируются.
Деятельный этап.
На данном этапе осуществляет при необходимости корректировка деятельности групп, организационное сопровождение.
Обучающиеся осуществляют создание презентации индивидуально или коллективно по рабочим группам.
Оценочно-прогностический этап.
Учитель в совместной с учащимися деятельности осуществляет представление результата деятельности.
Основная часть экскурсии состоит из показа слайдов и сопутствующего комментирования. В роли экскурсовода могут выступать как сами воспитанники, так и педагог. Они поясняют слайды презентации, что содействует развитию их произносительных навыков.
Эффективность использования в практической педагогической деятельности словесника урока-экскурсии заключается в следующем:
1. Появляется возможность по-новому увидеть воспитанников.
2. Иметь более широкую возможность оценивания учащихся, выйдя за рамки привычного стереотипа оценивания.
3. Возможность эмоционального удовлетворения; стимула к дальнейшей деятельности.
4. Обеспечивает возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения.
5. Совершенствует работу обучающихся с носителями информационных технологий.
6. Мотивирует воспитанников к урокам литературы.
7. Содействует совершенствованию произносительных навыков обучающихся с нарушениями слуха.
8.Заочные экскурсии по предмету создают основу для прочного усвоения знаний, способствует созданию живых представлений на базе сохранного анализатора.
9. Результатом урока-экскурсии является не количественные показатели, а создание творческого продукта.
В своей педагогической практике мы широко используем технологию проведения заочных экскурсий. Географическая отдалённость края от культурных центров России заставляет активно создавать виртуальные маршруты заочных экскурсий по литературе. Особую ценность они приобретают при знакомстве с жизнью и творчеством писателя или поэта Созданный видеоряд сохраняется и может пополняться новыми сведениями об эпохе и биографических сведениях писателя от класса к классу.
Нами создана заочная экскурсия «По Пушкинским местам», «Путешествие в Ясную Поляну». Презентации создавались на базе Интернет-ресурсов или на основе тематического буклета. Презентации на основе буклета воспитанники с нарушениями слуха могут делать самостоятельно.
Создали литературно-краеведческую заочную экскурсию «Путешествие на родину В.М.Шукшина», «Литературные места Алтая» «Л.Мерзликин – король поэтов Алтая»
На основе детских иллюстраций создали «артбуки» к изученным программным произведениям «Белый пудель» А.И.Куприна, «Муму» И.С.Тургенева, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого. Воспитанники с увлечением создают рисунки литературных героев, находят в тексте их словесную характеристику. Затем сканируют рисунок, размещают его на слайде презентации набирают соответствующую цитату из первоисточника. Таков путь создания артбука. Основные ключевые моменты темы фиксируются на отдельном стенде. Во время показа (защиты) презентации учитель обращается к материалам стенда по мере необходимости. Эти записи переносятся в тетради. Они служат основой для последующего воспроизведения, закрепления и систематизации полученных знаний. Как правило, на последнем слайде размещаются вопросы для рефлексии
Воспитанники с нарушениями слуха учатся размышлять, анализировать литературное произведение. Кроме того, в ходе над созданием презентации возникают естественные ситуации для мотивированного речевого общения, для непосредственного взаимодействия при достижении общей познавательной цели. В разнообразной деятельности стимулируются речевые способности, проявляется умение вести диалог, произвольно оперировать словарным запасом, строить и преобразовывать предложения и активизируется словесно-логическое мышление и речь. А создание презентаций содействует развитию навыков владения информационно-компьютерными технологиями.
Таким образом, опыт проведения заочных литературных экскурсий в школе для детей с нарушениями слуха убеждает в целесообразности их проведения при изучении различных литературных тем. Заочные экскурсии обогащают процесс знакомства с литературой, позволяют целенаправленно расширить и конкретизировать представления воспитанников о личности писателя, о его творчестве, помогают в раскрытии характера главных героев.
Достоинством такой формы является то, что словесник-экскурсовод проводит экскурсию с учетом не только общепедагогических, но и сурдопедагогических принципов. Заочные экскурсии по предмету можно планировать при невозможности проведения обычных экскурсий, так и в дополнение к очной экскурсионной работе.
Практика заочных экскурсий оказывает действенное влияние на расширение литературного кругозора и читательского интереса на повышение обще культурного и духовного творческого развития воспитанников специальной коррекционной школы I вида.
Библиография
http://nsportal.ruhttp://otherreferats.allbest.ru/Быкова Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих М..Владос, 2002.
Горбунова Е.А Заочные литературные экскурсии в школе глухих. Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха М.,1986.
Горбунова Е.А. Внеклассное чтение школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной работы по литературе. Педагогические технологии воспитательной работы М.: Владос, 2013.
Граш Н.Е.Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. Санкт-Петербург, Союз,2001
Красильникова О.А., Никитина М.И. Чтение и развитие речи. Санкт-Петербург. КАРО.2000.
Красильникова О.А.Обучение чтению школьников с нарушениями слуха М.: АСАDEMA 2006.
Кузьминова С.А.Использование современных технологий в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников. Коррекционная педагогика: теория и практика №4, 2010.
Кукушкина О.И.Использование информационных технологий в области развития представлений о мире. Дефектология №5 2005
Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Пути создания и применения мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школ 8 вида. Коррекционная педагогика: теория и практика №4, 2010
О.А.Красильникова Литературное развитие слабослышащих школьников. Санкт-Петербург, КАРО, 2006.
Речицкая Е. Г. Экскурсия как средство ознакомления с окружающим миром. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М. Владос, 2005.
Речицкая Е.Г., Зуробьян С. А.Уроки русского языка и литературы в школе для слабослышащих детей М. Владос, 2012.