Конспект урока обществознания. Тема: Конституция Российской Федерации. (9 класс)


Тема: Конституция Российской Федерации.
Цель: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления об устройстве российского общества и государства на основе Конституции РФ.
Задачи: 1. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; дать учащимся представления о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе; донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека. 2. Развивать навыки работы с текстом источника, совершенствовать аналитико-синтетические способности; участвовать в совместной групповой работе; развивать критическое мышление через использование приёма маркированной таблицы.
3. Воспитание гражданственности, осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: путешествие (лабораторная работа с текстом Конституции РФ).
Оборудование: текст Конституции РФ, маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».
Ход урока.
«Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других.
Я требую, чтобы оно защищало свободу – и мою собственную,
и всех других окружающих людей». Карл Поппер.
I. Организационный момент. Разделение класса на шесть групп.
II.Сообщение темы и цели урока.
- Как называется основной закон государства?
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
- А Вы когда-нибудь читали нашу Конституцию?
Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция. Сегодня на уроке мы будем путешествовать по статьям Конституции РФ, нам необходимо познакомится с Конституцией РФ и на основе текста определить особенность конституционного строя нашего государства.
Работа с таблицей. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме в графу «Знаю», во вторую графу «Что хотите узнать», третью графу «Узнал» заполните в конце урока.
III. Изучение нового материала.
Вводная беседа. 1. Что такое Конституция?
2. В чём отличие конституции от других законов?
3. Когда была принята конституция РФ?
4. Как вы думаете, почему возникла необходимость
принятия новой Конституции?
Историческая справка. Уже в начале 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции, т.к. 12 июня 1990 г. Россия была провозглашена суверенным государством. После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, установления многопартийности. Весной 1993 г. по инициативе президента Б.Н. Ельцина был разработан проект Конституции, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезд народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50% избирателей проголосовали за её принятие.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.
Работа с текстом Конституции. Состав частей.
Конституция состоит из следующих частей: (ученики называют)
Преамбулы – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции. В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принял многонациональный народ России; в её основе лежат демократические и гуманистические ценности (права и свободы человека, гражданский мир и согласие, равноправие и самоопределение народов, единство и суверенитет России).
Основной части – это текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй страны).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет её основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод, соответствуют нормам международного права).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в неё поправок или коренной её пересмотр).
Заключительных и переходных положений, состоящих из 9 частей (устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних)
Работа с текстом Конституции. Определение основ конституционного строя.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
Основы конституционного строя РФ:
народовластие (ст.1, 3);
федерализм (ст. 1, 5);
правовое государство (ст. 1);
разделение властей (ст. 10);
приоритет прав человека (ст. 2);
социальное государство (ст. 7);
суверенитет (ст. 4);
экономическое многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9);
политическое многообразие (ст. 13, ч. 3-5);
идеологический плюрализм (ст. 13, ч. 1-2);
светский характер государства (ст. 14).
Работа в группах по изучению Конституции.
1 группа изучает главу 2 и составляет схему «Классификация основных прав и свобод» с примерами (личные, экономические, социальные, политические, культурные).
2 группа изучает главу 3 и заполняет схему «Типы субъектов РФ» определяет основные направления их деятельности (89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Республики имеют свою конституцию, могут вводить язык; остальные – устав, посылают в Совет Федерации по 2 представителя, имеют право законодательной инициативы, их границы не могут быть изменены без их согласия).3 группа изучает главу 4 и составляет кластер «Полномочия президента» и его статус (глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; в области законодательной власти, в области исполнительной власти, в области судебной власти, в области обороны и безопасности; решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение высших воинских званий, помилование. Большой объём полномочий в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни).4 группа изучает главу 5 и составляет схему «Назначение, структура и полномочия Федерального собрания» (представительный и законодательный орган власти, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входит по 2 представителя от субъектов, в Госдуму 450 депутатов; разграничение компетенции палат, законодательные полномочия, контрольные функции, формирование федеральных государственных органов, назначение должностных лиц).5 группа изучает главу 6 и записывает полномочия Правительства (исполнительный орган власти, состоит из Председателя, зам. Председателя и федеральных министров).
6 группа изучает главу 7 и составляет схему «Структура федеральных судов РФ», определяет их полномочия (Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Высший арбитражный суд; система органов: прокуратура, адвокатура, МВД, Минюст).
Подведение итогов работы групп.
IV. Закрепление.
1. Из каких частей состоит Конституция РФ?
2. Как характеризуется российское государство в Статье 1 Конституции РФ?
3. Что является высшей ценностью в РФ по Конституции?
4. Какова структура управления государством по принципу разделения властей?
5. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закреплёнными в Конституции?
6. Допишите третью колонку в маркированной таблице, что узнали о Конституции РФ.
Рефлексия.
- Что Вам запомнилось на уроке?
- Было ли Вам интересно? (можно использовать смайлики для обозначения настроения)
Домашнее задание: § 33 (§ 40), творческое задание (составить синквейн на тему: «Конституция РФ»).