Разработка урока здоровья Режим дня – основа жизни человека (беседа — игра)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»


Урок здоровья


В рамках месячника
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»



Тема: Режим дня – основа жизни человека.
(беседа - игра)


















Автор-составитель:
Монастырная Елена Евгеньевна учитель начальных классов НРМОБУ «Лемпинская СОШ»
ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

с.п. Лемпино
2008 уч.год.

Цель:
1.Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;
учить составлять режим дня; прививать умение правильно
распределять время на работу и отдых; учить ценить время.
2. Формировать культуру здоровья учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему телу и своему
здоровью.

Оборудование для учителя:
Рисунок циферблата часов.
Карточки с надписью (сон, пробуждение, занятия в школе, завтрак, утренний туалет, второй завтрак, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, послеобеденный отдых, свободное время, дорога в школу, дорога из школы, пребывание на свежем воздухе, полдник, ужин).
Модель режима дня школьника на плакате.
Раздаточный материал для составления режима дня в конвертах для каждого ученика.
Наглядность.



Ход урока

Организация урока.
(Приветствие, посадка, положительный настрой учащихся)
II.Постановка проблемного вопроса.
Учитель.
- Р., послушайте сказку и ответьте на вопрос: От чего зависит здоровье человека?
- В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и по долгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил «Почему люди болеют?» Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.
- Так от чего же зависит здоровье человека?
Ребята.
(От правильного питания, от хорошего настроения, от соблюдения основных гигиенических правил и режима дня, от спортивных занятий и закаливающих процедур, от соблюдения правил безопасности и охраны своего здоровья и от хорошего сна )
Учитель.
- Но для этого Вам самим нужно приложить усилия, ведь Ваше здоровье зависит от Вас! Поэтому предлагаю взять девизом нашего урока слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
III.Беседа «Режим дня – основа жизни человека»
1. Введение в тему.
Учитель.
Жил – был мальчик Алёша Иванов. Были у Алёши мама, папа, две бабушки и тётя. Они его любили – обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался Зевал, широко разинув рот. И тётя Липа тотчас же вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алёшин папа в это время старался развеселить ребёнка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алёше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алёша бросал их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алёша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от скуки – он дёргал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Нравится или не нравится вам Алёша Иванов? Если не нравится, то почему?
- Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
- Почему Алёше скучно и дома и в школе? ( Ответы учащихся)
Учитель. -Но вот хорошо воспитанному человеку и скучать-то некогда. Ведь он живёт по строгому распорядку и делает всё самостоятельно, от чего чувствует себя бодрым, жизнерадостным и здоровым.
- А как же называется такой строгий распорядок, которому мы следуем в течение дня? (Ответы учащихся)
Учитель.
-Правильно, это режим дня.
2. Основные правила составления режима дня.
Учитель.
Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т.д.
- Вы спросите: не лучше ли жить, как хочешь, без режима? Захотел читать – читай 24 часа подряд, захотел гулять – гуляй, сколько хочешь. Но к чему такой распорядок дня приводит, вы уже слышали.
У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят учёные.
При этом учитывается ещё одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени. Организм с астрономической точностью отмечает ход времени. Биологические ритмы – удивительное явление жизни. Они зависят от многих причин: смены времени года, колебаний температуры, солнца и т.д.
Так, известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя «пиками» её повышения – с 8 до 13 и с 16 до 19 часов.
Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтобы основная нагрузка была именно в эти часы.
- Как вы думаете, что лучше делать в эти часы? (Ответы учащихся)
Учитель.
Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16 до 19 часов – выполнять домашнее задание.
Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъёма до вечернего сна.
Ежедневный гигиенический режим жизни означает умение правильно распределять время для работы и для отдыха. Сутки должны быть распределены так: 7 - 8 часов работы, 9 – 10 часов сна, 6 – 7 часов отдыха, но обязательно активного.
IV. Упражнение для снятия общего утомления
Зарядка
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
V. Составление режима дня школьника.
Учитель.
- Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.
На доске рисунок циферблата часов. Учителем заготавливаются карточки с надписью: сон, пробуждение, занятия в школе, завтрак, утренний туалет, второй завтрак, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, послеобеденный отдых, свободное время, дорога в школу, дорога из школы, пребывание на свежем воздухе, полдник, ужин. Учитель вместе с учащимися расставляет карточки, составляя режим дня.




















Затем учащимся предлагается рассказать о своём режиме дня, после чего все вместе обсуждают правильность и рациональность его, устраняют ошибки.
VI. Самостоятельная работа.
Для закрепления учащимся предлагается поработать с раздаточным материалом в конвертах: разложить по порядку все картинка с режимными моментами.
VII. Игры на развитие чувства времени.
Учитель.
Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научиться ориентироваться во времени, «чувствовать» его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени.
Ученик.
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Я. Маршак
Учитель.
Предлагаю вам, ребята дома произвести подсчёт: сколько времени вы тратите на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно времени, чтобы дойти до школы и т.д.
И мы с вами сравним и выясним, нельзя ли что-нибудь из перечисленных дел выполнить быстрее и на этом сэкономить несколько минут для важных дел, на которые никогда не хватает времени.
- А как у вас развито чувство времени мы проверим во время игр.
1). Начните громко отсчитывать секунды, сопровождая счёт взмахом руки, а я буду проверять вас по секундомеру. Сначала пусть попробуют желающие, затем мы проведём счёт секунд коллективно.
2). Все вы знаете, что в одной минуте 60 секунд. Каждый из вас по моему сигналу в полной тишине начнёт счёт секунд про себя и, когда пройдёт минута, поднимет руку. Затем мы подведём итог, кто поднял руку вовремя, кто раньше, а кто опоздал.
3). Есть очень весёлая игра, которая приучает к чёткому соблюдению ритма, а значит, и умению правильно отсчитывать время.
Все хором повторяют слова:
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп машина, стоп!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра - та, та-та-та, тра - та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст ( «Стоп, машина, стоп, машина» и т.д.) и в нужный момент (без всякого знака) должны воскликнуть хором последнее слово: «Стоп!»
4). «Цена минуты».
Ученик.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело.
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать
За один час,
За один день,
За одну неделю,
За один месяц,
За один год,
Если заниматься делом!!!
Учитель.
Минута пролетает так быстро, что и не заметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но, оказывается. Что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться.
Давайте проведём соревнование, кто за одну минуту больше:
- напиши аккуратно одну и ту же букву;
- напиши подряд числа, начиная с единицы;
- свяжем обрывки нитки, каждый длиной в 10 см (сравним, у кого нитка окажется длинней).
VIII. Подведение итогов.
Много времени мы тратим бесценно. Торопимся, спешим, страшно перегружены. А ведь если тщательно просмотреть, проанализировать свой режим дня, то мы обязательно обнаружим, что не всегда следим за своим здоровьем, тратим время беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т.д. Поэтому учитесь ценить и экономить время. В народе говорят «копейка рубль бережёт», ну а из минуты, вы сами понимаете, складываются часы, дни, годы. Регулярно соблюдая режим дня, вы сможете помочь своему организму сохранить здоровье. Помните об этом и будьте здоровы!


Ученики читают стихи.
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт,
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть,
И застилать кровать.
4. Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
5. С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
6. Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денёк!
С.Баруздин