Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности В.В.Зырянов


Муниципальное общеобразовательное учреждение Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Луначарского Шипуновского района Алтайского края
Согласован. Утвержден.
Директор школы: /С.И.Уколов/ Председатель УправляющегоСовета
21 марта 2012 года МОУ Шипуновская средняя
общеобразовательная школа
имени А.В.Луначарского
/И.Кириловская/ /протокол от 21 марта 2012 № 3 /
Виктор Валентинович Зырянов,
учитель истории и обществознания МОУ Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Луначарского
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
2008 - 2012 ГОДАХ
с. ШИПУНОВО
2012
Оглавление
Раздел 1. Результаты учебных достижений обучающихся
за последние три года_____________________________________с.
Раздел 2.Результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебному предмету_____________________________________с.
Раздел 3 Создание условий для приобретения обучающимися
позитивного социального опыта___________________________с.
Раздел 4. Обеспечение высокого качества организации
образовательного процесса на основе эффективного
использования современных технологий, в том
числе информационных технологий_________________________с.
Раздел 5. Наличие собственной методической системы,
апробированной в профессиональном сообществе_______________с.
Раздел 6. Непрерывность профессионального развития учителя____________с.
Раздел 7. Приложения________________________________________________с.
Раздел 1.Результаты учебных достижений обучающихся за последние три года
Я, Виктор Валентинович Зырянов, учитель высшей категории, работаю в Шипуновской средней общеобразовательной школе имени А.В.Луначарского с 1978 года. Заслуженный учитель Российской Федерации (1999 г.), отличник народного просвещения (1990 г.). В 1989 году мне было присвоено звание «Учитель – методист». На протяжении последних трех лет я показываю высокие результаты учебных достижений учащихся, ежегодно добиваясь полной успеваемости школьников при постоянно растущем качестве знаний. Так например, в 2008 -2009 учебном году количество обучающихся по моим предметам равнялось 239 , из которых 196 закончили год на «4» и «5.(качество – 82,2%). В 2009-2010 учебном году показатели еще стали лучше. У меня обучалось 202 школьника: из них на хорошо и отлично учатся 167 человек Качество знаний составило 82,4% . А в 2011-2011 учебном году количество обучающихся составило 218 и на «4» и «5» обучалось 181 ученик, что составило 83% качество знаний. Показатели по отдельным предметам тоже говорят о значительном росте качества знаний и высокой степени обученности. В 2008-2009 учебном году по истории из 144 учащихся на «4» и «5» обучалось 109, качество знаний составило 75,7%, в этом же году по обществознанию из 74 школьников 72 учились на хорошо и отлично, это - 97,3%. На следующий учебный год по истории из 114 учеников 109 имели «4» и «5», качество знаний составило 72,8%, в 2010-2011 году -80 детей из 97 обучаются на хорошо и отлично, качество достигло уровня 82,5%. Выше количественные показатели по обществознанию. Рост по годам составил 87,5%, 96,9 % и в прошлом учебном году равнялся 97,2 %.
Результаты успеваемости и качества знаний п истории России
Учебный год Всего учащихся Успеваемость Качество знаний
2008-2009
2009-2010
2010-2011 144
114
97 100%
100%
100% 75,7%
72,7%
82,5%

Результаты успеваемости и качества знаний по обществознанию
Учебный год Всего учащихся Успеваемость Качество знаний
2008- 2009
2009-2010
2010-2011 74
64
97 100%
100%
100% 97,3%
96,9%
97,2%


Количество учеников, выполнивших творческие работы
по истории, обществознанию, праву и экономике

85725023495
3276600170815-152400170815

Сравнительная характеристика успеваемости, качества знаний, степени обученности (2009-2011 гг.) Источник: классные журналы по годам

Высокие показатели в учебе подтверждаются ребятами при проведении ЕГЭ. Мои воспитанники постоянно имеют самые высокие показатели в районе, лучшие результаты составляют по истории-80 баллов, а по обществознанию-93 балла, средний балл 21 ученика, сдававших экзамен в 2010-2011 учебном году равен 62,5.
Итоги
Единого Государственного Экзамена по обществознанию



Задача профессионала – учителя, на мой взгляд, состоит не только в том, чтобы дать качественные знания, но и включить обучаемых в целенаправленную деятельность по овладению систематизированными знаниями, что способствует стабильности, основательности подготовки, высокой степени гарантированности достижения результатов. Необходимым становится участие в процессе формирования интеллектуального потенциала города и страны, становление и развитие   личности школьников, гражданское и духовное возрождение общества.
В числе прочих, я ставлю задачу выявления способных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.
Предметные олимпиады школьников, по предметам обществоведческого цикла пользуются большой популярностью.
  Создание воспитательной среды для творческих одаренных детей — одна из моих приоритетных задач.
Как идет подготовка к олимпиадам? Она начинается еще в июне, когда все дети уходят на каникулы. А я с учащимися, которые определились с выбором, начинаю консультации и разбор типовых заданий олимпиад разного уровня. На лето все получают большой «Банк олимпиадных заданий». В начале года провожу специальные занятия-консультации по школьному, муниципальному, региональному турам всероссийской олимпиады; разбор наиболее сложных заданий после проверки «летнего тура» олимпиады. Кроме того идет кропотливый отбор необходимых источников, подготовка на уроках, на занятиях кружка, дома, в информационных сетях. Ребята общаются, соревнуются, спорят. Для постоянных участников это целая жизнь.
 Не забываю о профориентационной роли олимпиад. Обязательно работаю с родителями. Считаю главным в данном направлении работы – включить обучаемых в целенаправленную деятельность по овладению систематизированными знаниями, универсальными учебными действиями, что способствует стабильности подготовки и гарантиями достижения результатов. Важно научить добывать знания по интересующей проблеме.
В результате такой работы ежегодными стали победы в районных олимпиадах по истории, обществознанию, праву, экономике,краеведению и мировой художественной культуре. Победителями краевых олимпиад за последние три года становились: Дорохова Диана - историко- краеведческая и туристско-краеведческая, Анашкина Ирина – туристско-краеведческая и мировая художественная культура, Мртеян Артем стал призером в третьем туре Всероссийской олимпиады школьников Алтая по истории. Принимали участие в краевых олимпиадах по истории России Сафонов Иван и Дорохова Диана, Ячменева Дарья, Анисимова Анна, а также - Цишевская Дарья.(См. приложение № 1) Итоги
районных и краевых олимпиад по истории обществознанию, праву, экономике, краеведению и мировой художественной культуре
Учебный год районные
_________________________
участники : призеры Краевые
_________________________
участники ! призеры
2008-2009
2009-2010
2010-2011 6 : 3
15 : 13
18 : 11 1 : 1
2 : 1
4 : 2
Данные позитивной динамики качества знаний и стабильности обученности позволяют мне сделать следующие выводы: сегодня очень важно поддержать и развить личность, заложить в ней механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, надо помнить о том, что этот успех нужен каждому моему ученику. И зависит этот успех во многом от меня и моей методики работы
Качество знаний не повышается внезапно. Его необходимо планировать. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности, а деятельность определяется как целенаправленная мотивированная активность, дающая личностно или общественно значимый результат. Свою работу во всех классах начинаю с анализа входного контроля знаний, анкетирования «Основные интеллектуальные умения», диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности, уровня творческих способностей учащихся. Проанализировав ответы, знакомлю учащихся с требованиями к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по своим предметам, с принципами работы и обязательно прошу ответить: «Какую оценку он хотел бы получить в итоге?» Все желающие получают лист самоконтроля и необходимый дидактический материал для организации работы. Так начинается наш путь к совершенствованию и развитию.
Раздел 2.Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
Высокий уровень знаний по учебным предметам достигается Зыряновым В.В. и благодаря целенаправленной внеклассной и внеурочной работе с детьми. Для 9-11 классов постоянно ведет факультативные занятия по истории, философии, политологии, социологии, обществознанию, которые пользуются большой популярностью у учеников. Ко мне на занятия приезжают ребята из соседних школ района. Для учащихся 8-11 классов организована работа научного общества учащихся, где дети занимаются научно-исследовательской деятельностью. Занятию наукой помогают археологические и этнографические экспедиции, организованные вместе с учеными алтайских вузов. Подобная работа приносит ощутимые результаты. Учащиеся Виктора Валентиновича постоянные победители районной конференции «Село мое, родное», регионального конкурса «Ступени», конкурсов исследовательских работ «Отечество», Всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку», «Старт в науку». «Шаг в будущее»(г.Москва). Успешны дети Виктора Валентиновича на всех без исключения краевых и всероссийских конкурсах. Так например, в 2009-2011 годах победителями становились:
2009 г. – Дорохова Диана-11 класс- диплом 1 степени всероссийского конкурса «Первые шаги», диплом 2 степени конкурса «Будущее Алтая», диплом 1 степени всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» за работу «Дело учителей» станции Шипуново.1937. Мануйлова Анжелика – 11 класс- диплом 1 степени краевого конкурса «Будущее Алтая», диплом 2 степени всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» за работу «Первые законодательные акты России по борьбе с взяточничеством и казнокрадством»
Савельева Е – 11 класс – Похвальный лист конкурса «Будущее Алтая», диплом 2 степени всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» за работу «Преступность несовершеннолетних Шипуновского района»
Золотых Мария – 11 класс- диплом 3 степени всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» за работу «Влияние власти на деятельность православных храмов Шипуновского района в ХV111 –первой половине ХХ века»
Анашкина Ирина -8 класс – диплом 2 степени на всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура» за работу « История страны в частушках моего села»
2010 г. Анашкина Ирина – 9 класс – Диплом 2 степени за исследовательскую работу представленную на третьей Региональной краеведческой конференции школьников в г.Иркутске.(См. приложение № 2)
2011 г.- мои дети приняли участие в таких конкурсах как: «Будущее Алтая – 8 учащихся, по избирательным технологиям России «Выборы. Молодежь. Будущее»- 2, в Международных молодежных чемпионатах по истории обществознанию и экономике -48, «Золотое руно» - 19 ребят из 9 -11-х классов. Главный итог- 3 победителя Всероссийского конкурса «Золотое руно»(Миляев Михаил-10 класс, Щетинина Татьяна и Кутяков Александр – 11 класс), лучшими в Алтайском крае по экономике на молодежном чемпионате стали Сурдуковский Роман и Миткарева Наталья – 11 класс). Анисимова Анна( 11 класс) победила на конференции школьников Алтая в ААЭП и получила 50% скидку оплаты за первый курс обучения.
Участие учеников в проектировании – это открытие своего конкретного личного способа связи с миром человечества, это уникальное авторское прочтение и понимание исторических и культурных традиций , авторская интерпретация исторических текстов, иногда соавторство, сотворчество. Приятно отметить стремление учеников В.В.Зырянова к проектной деятельности. Этот вид работы представляет свободу в выборе степени своего участия каждому ученику (инициатора, организатора, критика, исследователя, оформителя и т. д.). Степень участия позволяет определить траекторию самостоятельности в поисковом пути решения проблемной ситуации, что способствует развитию личностной позиции ученика, его индивидуальных способностей и возможностей. А они у его детей при работе над любым проектом (учебным, творческим, длительным, урочным, индивидуальным или групповым) безграничны.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что интерес
к проектной деятельности и количество победителей растут.
Участие
в конкурсах научно – исследовательских работ школьников
Учебный год Район
___________________
Участники : призеры Край
___________________
Участники : призеры ___________________ Россия
_______________ Участники: призеры ____
2007-2008
2008-2009
2009-2010 1 : 1
5 : 3
5 : 3
1 : 1
2 : 2
4 : 3 1 : 1
2 !: 2
10 : 10
Причина таких высоких результатов кроется в кропотливой ежедневной работе с учащимися во внеурочное время: элективные курсы, факультативы, кружковая, исследовательская работа, что приносят впечатляющие результаты.
Раздел 3. Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
В течение последних лет Виктор Валентинович работает классным руководителем в профильных классах, формирование которых происходит в 10 классе, поэтому для учащегося данного возраста, по мнению Виктора Валентиновича, важнейшей проблемой является социально-психологическая адаптация. К ней можно отнести такие проблемы как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке, к новым требованиям учителей, потому как ребята пришли в социально-экономический класс из разных классных коллективов школы
Изменяется статус ученика и его ребятам приходится формировать представление о себе в глазах окружающих. В такой ситуации роль классного руководителя особенно важна. В.В.Зырянов во взаимодействии с учителями предметниками проводит
-психолого-педагогическую подготовку учителей
к работе в данном классе;
-психологическую диагностику уровня адаптации десятиклассников
- знакомство педагогов и родителей с результатами диагностики;
-проводит повторную диагностику и знакомит с ее результатами
педагогов и родителей;
-рефлексия;
Какое из направлений воспитательной работы в школе необходимо развивать и как этому содействовать решает классный руководитель совместно с учителями и администрацией.

Новый взгляд на личность- одна из задач работы Зырянова В.В., ведь каждая личность должна проявить себя - именно на этом строится и самоуправление в классе.
Виктор Валентинович не подавляет инициативу и самостоятельность детей, иначе не возможно свободное проявление личности.
В связи с этим в классе разработан устав, который направлен на выявление и развитие личной инициативы каждого ученика.


Большое внимание Виктор Валентинович уделяет внеурочной занятости своих детей, координируя эту работу с учреждениями дополнительного образования
Занятия в учреждениях дополнительного образования:
Детская школа искусств имени В.Т.Христенко 4 ученика
ДЮСШ 3 ученика
Волейбол СОШ имени А.В.Луначарского 6 учеников
Студия танца «Тип-топ» 3 ученика
Центр детского творчества 3 ученика
Школа актива 5 ученико
Ребята понимают, что главное для них это учеба и все силы отдают этому занятию, но и внеклассная работа помогает им раскрыться, показать себя с лучшей стороны. учебе. мени занимает самоподготовка.Видна усталость , отсюда у некоторых возникает аппатия ь выводы;аждого ученика.озможнль сДает возможность раскрепоститься.

Вся работа классного руководителя и диагностика в начале учебного года дает время для того, что бы каждому подростку своевременно была оказании помощь в сложившейся обстановке, если есть затруднения. Особое внимание уделяет развитию самоуправления в классе. Все учащиеся имеют общественные поручения. Самоуправление в классе позволяет Виктору Валентиновичу добиваться складывания благоприятного психологического климата (См. приложение № 2), создания атмосферы товарищества, взаимопомощи, дружбы, терпимого отношения к людям другой национальности, ребята в классе вежливые, уважительные, полностью отсутствуют какие-либо правонарушения, к моим ученикам нет претензий по поведению в школе и вне ее.(См приложение № 3 Школьники принимают активное участие не только в общественных делах класса, но и во внеклассных мероприятиях., где регулярно становятся победителями и призерами различных конкурсов и соревнований.(См. приложение № 4) ) В выпуске Зырянова в 2009 году двое ребят окончили школу с золотой медалью, пять – награждены серебряной медалью, 70% детей поступили в ВУЗы страны на бюджетной основе. В 2010 г., когда один из 11 классов остался без классного руководителя, дети и родители убедили учителя быть их классным руководителем. Все были довольны его работой. Из класса Красникова Юлия и Кузина Таня получили золотые медали, а Вороновская Оля награждена серебряной. За все годы обучения ребята показывали только 100% успеваемость, в классе никогда не было правонарушений. На сегодня все ребята успешные студенты и солдаты российской армии. Все они знают, чего хотят в этой жизни и добиваются своих целей, в чем немалая заслуга Виктора Валентиновича.
Для приобретения своими учениками позитивного социального опыта, для их самореализации и самовыражения Виктор Валентинович разработал данную систему воспитательной работы, которую успешно применяет как классный руководитель.
Педагогическая функция предлагаемой модели Зырянова В.В. состоит в буквальном развитии молодого человека в духовном и социальном отношении, в его личностном развитии, освоении им исторического и социального опыта, достижения им определенного уровня компетентности, в частности:
-в семейно бытовой сфере(вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвуя в жизни семьи и решении ее проблем);
- в сфере трудовой деятельности(быть способным самостоятельно соблюдать правила трудовой дисциплины, уметь находить рациональные способы исполнения трудовых заданий);
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях(поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе(проявлять веротерпимость, толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
- в сфере массовой коммуникации(быть способным находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ)
- направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, асоциальности и приспособленчества.
Таким образом, становление его системы компетентностного подхода к воспитанию – это своего рода социально-значимый проект, охватывающий все аспекты деятельности школьника. Эта программа получили высокую оценку в крае и Сибири, где Виктор Валентинович представлял систему своей работы во время педагогического семинара на конференции «Юность. Наука. Культура-Сибирь» - 2009.
Раздел 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий, в том числе информационных технологий
Зырянов В,В. добивается высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий. Им активно применяется модульная технология. Каждый его урок способствует усвоению новой информации, формированию умений и навыков ее обработки. Блоковая подача материала, которую он использует, а именно: лекция(урок изучения нового материала), лабораторная работа(урок совершенствования знаний, умений, навыков), исследование(урок свободного обмена мнениями), семинарское занятие и зачет(контрольные уроки, уроки учета, оценки знаний и умений) – все это приводит к росту компетентности учащихся, мотивации учебной деятельности на основе целеполагания, преобладание на его уроках самостоятельной, творческой деятельности школьников. Использование этой методики позволяет Виктору Валентиновичу предупреждать перегрузку учащихся, формировать учебную деятельность школьников на основе развития комплекса общенаучных интеллектуальных умений(наблюдение, слушание, осмысление прочитанного, классификация, обобщение и самоконтроль).
В работе со старшими школьниками активно использует методику работы над проектами, формируя исследовательские навыки. Под проектной деятельностью учащихся Зырянов В.В. понимает такую форму организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях знаний и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основная цель работы, по мнению Зырянова - воспитать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Главные задачи, которые учитель ставит себе – это:
Развить умение выделять в проблеме объект исследования.;
обучить находить отличительные признаки предмета исследования;
научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области;
привить навыки правильного формулирования темы исследования;
научить постановке цели исследования и формулировке задач;
дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР;.
сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации, умение анализировать данные и делать выводы, правильно оформлять отчеты: доклады, рефераты.
Для примера обратимся к организации работы над исследованием по теме «Дело учителей». Станция Шипуново. 1937.», которое выполнила Диана Дорохова, его ученица 11 класса МОУ СОШ имени Луначарского с.Шипуново в 2009 году. Для организации целенаправленной работы просто необходимо составление проекта научного исследования Тема была предложена самой ученицей после прочтения сборника документов по истории Алтайского края, где она нашла документ о реабилитации учителей нашей школы, а вот о самой истории никто ничего не знал. В самом начале работы учитель и ученица постарались выделить проблему, на разрешение которой и была направлена наша деятельность.
Об организации работы дает представление технологическая карта проекта.
ПРОЕКТ: «Дело учителей». Станция Шипуново. 1937»
Тип проекта: - исследовательский; - межпредметный ( история, обществознание, информатика, русский язык, литература); - групповой; - средней продолжительности. Планируемый результат: подготовка научно-исследовательской работы для участия в краевых и всероссийских конференциях
Содержание работы Работа учащихся консультации
1этап – организационно-подготовительный
2 этап – поисково – исследовательский. Сбор и систематизация материала
3 этап – обобщающий
Формирование микрогрупп/генератор идеи, оформитель, фотограф, ответственный за аудио-, видеоаппаратуру/.
Экскурсия в районный краеведческий музей, работа с краеведческой литературой в библиотеке, встреча с родственниками репрессированных , свидетелями событий тех лет. Сбор фотодокументов, документов ЦХАФ АК
Расшифровка записанных на магнитофонную пленку воспоминаний семьи Кирпачевых и Скрынник. Анализ анкет родственников репрессированных, документов ЦХАФ АК. Обмен полученной информацией в группах.
Оформление проекта.
Оформление материалов для устной презентации. Защита проектов.
Учитель создает творческие группы, помогает составить индивидуальные планы работы над проектом, оказывает помощь в подборке необходимых материалов. Родители помогают своим детям собрать фотодокументы, воспоминания очевидцев, оказывают финансовую помощь.
Учитель помогает в систематизации и обобщении материала, проводит индивидуальные и групповые консультации. Родители помогают в приобретении альбомов, красок, ксерокопировании фотодокументов.
Учитель делает анализ проделанной работы.
Учителя истории и родители являются экспертами при защите проекта.
Большое внимание уделяла Диана при написании данной работы изучению законодательной базы 20-х – 30 – х годов, положившим начало репрессиям в нашей стране. Сравнивая и анализируя факты, приходила к определенным выводам В работе использовано большое количество публикаций алтайских авторов по данной проблеме. Самую большую сложность представлял поиск родственников и современников погибших людей. Большую помощь оказала программа «Жди меня» на центральном телевидении, куда был послан запрос, скорее всего от отчаяния, запрос был размещен на сайте этой программы и неожиданно для нас родственники Григория Кирпачева отозвались из соседнего г.Новосибирска, более того оказалось, что до недавнего времени эти люди жили в одном из сел нашего района, Дочь репрессированного ничего об этом страшном событии не рассказывала своему сыну. В интервью она заявила, что боялась за судьбу своего мальчика. С помощью Валентины Григорьевны были найдены и некоторые другие свидетели этих событий.
При работе над проектами ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера и мультимедийного оборудования. Это позволяет развивать у школьников культуру коммуникации. ИКТ на уроках истории и во внеурочное время вовлекает школьников в учебный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей. Созданные учащимися образовательные продукты дают им возможность наглядно представить результат своих действий. Проекты, подготовленные учениками Зырянова В.В., получают самую высокую оценку на краевых и всероссийских конкурсах Работа была высоко оценена в рамках краевой программы «Будущее Алтая» и отмечена Дипломом 2 степени, Диплом 1 степени на Всероссийском конкурсе «Первые шаги», Диплом 1 степени и медаль Всероссийской конференции «Юность, наука, культура – Сибирь» в г. Новосибирске. В настоящее время автор – успешная студентка юридического факультета АлтГУ, где обучается на бюджетной основе и продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Компьютеризация общества и рост значения сети Интернет как средства хранения и передачи информации требуют внедрения в образовательную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий. Наличие в школе кабинета интерактивного обучения позволяет Зырянову В.В. применять данные технологии в работе с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время. Использование ИКТ, по мнению Виктора Валентиновича, позволяет воспитывать и обучать социально компетентную личность, формируя при этом информационную и учебно-познавательную компетентность. Так, в 10 классе изучая тему «Русская культура первой половины Х1Х века» учащиеся Виктора Валентиновича используя Интернет-ресурсы, дополнительную литературу, электронные пособия и справочники должны на выбор составить виртуальное посещение Русского музея в г. Санкт - Петербурге. Применение таких заданий позволяет расширить возможности предъявления учебной информации, данные задания ставят перед учащимися Зырянова В.В. проблемы, решение которых требует анализа и синтеза исторического материала и информации, полученной из разных источников, что в свою очередь способствует формированию социально компетентной личности школьника. Работа с учащимися профильных классов требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.
Существует и другая, не менее важная причина, вызвавшая необходимость обращения к технике. Учитель планирует урок, рассчитанный на “среднего” ученика. В результате потенциал детей с высокими учебными возможностями оказывается невостребованным, а ребята со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках. Компьютерные обучающие программы, учебные фильмы, интерактивные учебные пособия, созданные В.В.Зыряновым вместе с детьми, позволяют дифференцированно подходить к обучению каждого ученика. Представленные диаграммы показывают преимущества использования компьютерных технологий.
Результаты проверочно-обобщающего урока
с традиционными заданиями (история России Х1Х век)_в 8-а классе
Количество учащихся: 25 человек.

Результаты после проведения урока с использованием компьютерных заданий
(компьютерная игра по истории Отечества Х1Х век)

Занимаясь проектной деятельностью, В.В.Зырянов постоянно использует информационные технологии. И для ребят это не развлечение, а полезное и интересное занятие.
Мультимедиа технологии, графические возможности компьютера возможны на различных этапах урока: изучения нового материала, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Итак, преимущества новых технических средств очевидны По мнению Виктора Валентиновича это:
Повышение уровня мотивации учения;
экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся;
создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании, проектировании и совершенствовании электронной программы;
утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся;
воспитание компьютерной культуры подростка;
объективность в оценке знаний учащихся;
организация учебного сотрудничества детей, совместно-распределительной деятельности при решении учебных задач, работа в группах;
создание проектных и событийных форм работы в учебной и внеурочной деятельности;
психологическая подготовка детей к “информационному” веку
В своей работе Виктор Валентинович активно использует игровые технологии. Работа в данном направлении обобщена еще в 90-е годы и находится в банке данных АКИПКРО. При использовании игровой технологии первичной для учителя является дидактика, так как он преследует конкретную цель и решает определенные задачи. Поэтому игры на его уроках – это игры дидактические.
Игровые формы используются как элемент урока, их легко подобрать почти для каждого раздела истории, обществознания, правоведения и экономики, тех предметов , которые ведет учитель.. В.В.Зырянов использует не только накопленный опыт методической литературы, но и применяет свои игровые элементы ( «Творческие. задания», электронные игры, кроссворды, шарады, буклет тестов).
По поводу здоровья наших детей бьют тревогу не только врачи, но и учителя. Создать благоприятный психологический климат на уроках – вот первая задача, важность которой должен осознавать каждый учитель. И в своей работе Зырянов использует психолого-педагогические приемы, позволяющие это сделать.
Важная проблема – загруженность школьников. Достаточно только посмотреть в расписание уроков, чтобы понять, что выполнить всё и качественно не под силу даже взрослому человеку. Поэтому учитель старается не загружать учеников домашними заданиями, максимально используя урочное время, применять в домашних заданиях компьютерные тесты для закрепления и проверки знаний, компьютерные игровые программы для обучения и закрепления материала. Все это способствует повышению качества успеваемости. Дети меньше устают, у них не возникает негативного отношения к учебе, повышается учебная мотивация.
Активно внедряет Виктор Валентинович в процесс обучения и принципы развивающего обучения. Суть используемой им технологии заключается в том, что за каждым видом мыслительной деятельности ( анализом, доказательством, обобщением и другими) стоят соответствующие приемы(составление плана, сравнительных таблиц, определение понятия, пересказ и др.). Свою задачу он видит в том, чтобы научить школьников этапам работы, из которых складывается умственная деятельность.
В течение последних 15 лет Зырянов В.В. активно использует методику коллективного способа обучения, где главным считает сотрудничество и взаимопомощь между школьниками. Его учащиеся с интересом относятся к изучению предмета, где учитель умело развивает их аналитическое мышление, формирует коллективистское отношение в группе. Виктор Валентинович видит важнейшими принципами данной методики разноуровневость участников педагогического процесса в группах, обучение по способностям ученика, сотрудничество и взаимопомощь между школьниками, непрерывность передачи знаний друг другу, ориентации на конечные результаты. В целях организации групповой работы Зырянов В.В. делит класс на микрогруппы на принципах дифференциации по уровню подготовленности («сильный» - «слабый»). Каждая группа получает определенное задание в рамках общей темы и выполняет его сообща. Состав группы непостоянный и может меняться с учетом заданий и микроклимата в группе. Учащиеся обсуждают вопросы, используя исторические источники, понятийный аппарат, учебные пособия, через 10-15 минут каждая микрогруппа высказывается по заданному ей вопросу, аргументируя свое мнение.
При подготовке таких уроков Виктор Валентинович проводит большую работу по подбору учебного материала(документы, пособия, видеоматериалы и т.д.). Кроме того, для эффективного проведения подобных групповых занятий необходимо очень хорошо знать класс (даже особенности межличностных отношений в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять их знания, давать им методические советы)
Таким образом, успешность работы данного учителя во многом зависит от применения им разнообразных технологий проведения современного урока.(См.приложения)
Раздел 5. Наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе
У Зырянова Виктора Валентиновича сложилась собственная методическая система , уже апробированная на уровне Алтайского края, Сибирского региона, Российской Федерации по организации исследовательской деятельности школьников через использование краеведческого материала.
5. 1.Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта
К осознанию необходимости создания собственной методической системы педагога привели размышления о том, что с целью развития у учащихся интереса к гуманитарным наукам недостаточно работать в пределах школьной программы, необходимо помочь им выйти за рамки школьных учебников, подняться на более высокий уровень познания. Именно поэтому важна система в организации исследовательской деятельности обучающихся, объектом которой является история и культура родного края. Такая форма работы, по убеждению автора опыта, дает возможность пробудить у обучающихся интерес к истории родного края, учит их ценить жизнь, помогает развивать врождённые задатки и интеллектуальный потенциал, готовит почву для реализации способностей в его дальнейшей жизни. Учитель считает, что исследовательский навык, приобретённый в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.
Помимо познавательного развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность школьников обеспечивает социально-психологическую адаптацию личности учащегося, формирование успешности, подготовку к самостоятельной жизни. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность предполагает признание ученика активным участником процесса обучения, соратником и коллегой учителя по учебному процессу, чтобы ребенок активно развивался и осознанно потреблял знания.
Теоретико-методологическая основа методической системы: концептуальные положения о содержании общего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.), концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), ведущие идеи системного, технологического подходов (В.А. Беликов, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.М. Поташник, В.П. Симонов), личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), а также фундаментальных психологических исследований (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.С. Коломинский и др.), активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова и др.), мотивации учения школьников (Г.И. Щукина, Т.В. Шамардина и др.).
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность Зырянов В.В.. осуществляет:
          на уроках (используются дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, задания с элементами исследования по работе с текстом исторических документов, лабораторные работы исследовательского характера по блоковой системе), факультативах, элективных курсах, программы которых разрабатываются Виктором Валентиновичем ;
          в ходе внеклассной работы (кружок «Юный историк-краевед», археологические и этнографические экспедиции школьников по селам Алтайского края)
          на занятиях научного общества учащихся
          через индивидуальную форму работы с одаренными детьми.
- через разработку и преподавание курса «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы», рекомендованную для школ Шипуновского района;
- создание совместно с детьми пособия «Очерки по истории и культуре Шипуново», где собраны научные труды историков Алтая по истории района, а также исследовательские работы школьников, ставших победителями всероссийских конкурсов(См. приложение № 5)
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы, но первоисточником служат архивные документы, которые ребята получают в ЦХАФ АК, архивном отделе администрации Шипуновского района, воспоминаниях современников, материалы, полученные в ходе раскопок.
Начиная с 1994 года Зырянов В.В. активно занимается научно-исследовательской работой со школьниками. Этому есть объяснение: многие его ученики увлекаются исследовательской деятельностью для удовлетворения своего познавательного интереса. А любое научное исследование, по мнению Виктора Валентиновича, проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Ученику обычной сельской общеобразовательной школы необходима помощь и поддержка учителя в преодолении трудностей, связанных с написанием научной работы, отвечающей современным требованиям. Для продвижения способных детей и учитывая то, что большое количество ребят Шипуновской средней школы им. А.В.Луначарского проявляют интерес к научной работе по краеведению, администрация школы приняла решение Совета школы о том, чтобы с 1999 года создать научное общество учащихся (НОУ) под руководством Виктора Валентиновича. Для целенаправленной работы в данном направлении Зыряновым В.В. была разработана программа этого курса, которая рассчитана на 68 учебных часов в течение двух лет, данная программа успешно внедряется в практику работы учителей Алтайского края.(См. приложение № 6)
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью ознакомить учащихся с основами научной деятельности с целью продолжения обучения в вузах и колледжах, со спецификой и разнообразием видов самостоятельной работы по краеведению . На занятиях научного общества учащихся ребятам предлагается примерная тематика исследовательских работ по истории и краеведению. Так например, с 2008 учебного года и на последующие пять лет были предложены следующие темы:
1.Оружие древних жителей Шипуновского района (по материалам районного краеведческого музея или по результатам археологических раскопок на территории района)—Крикунов Павел(8 класс), работа выполнена
.2.Жизнь и деятельность Ивана Ползунова в Чарышской волости – Закора Володя( 8 класс), работа выполнена
3. История страны в частушках моих земляков – Анашкина Ирина( 7 класс), работа выполнена
.4.Из истории возникновения взяточничества и казнокрадства на Руси.- Мануйлова Анжелика(11 класс), работа выполнена
5.Православные храмы Шипуновского района в первой половине ХХ века – Золотых Мария(11 класс), работа выполнена
.6.Всероссийская перепись 1917 года о демографическом положении с. Белоглазово-Дорохова Диана(10 класс), работа выполнена
.7. «Дело учителей». Шипуново.1937.- Дорохова Диана(11 класс), работа выполнена
8.Всероссийская перепись 1917 года об экономическом положении крестьян с. Белоглазово. – Дорохова Диана(11 класс), работа выполнена
9.Сельская интеллигенция Шипуновского района в первой половине ХХ века.
10.Советские праздники второй половины ХХ века. –Анисимова Анна( 10 класс), работа выполнена
11.Переселенцы из Средней Азии и Казахстана в 1990-е годы в Шипуново.
12.Из истории создания Шипуновского районного краеведческого музея. –Сафонов Иван(10 класс), работа завершается
13.Просветительская деятельность Ильи Фомченкова – первого шипуновского краеведа – Сафонов Иван(11 класс), работа выполнена
14.Исторические параллели развития предпринимательства на Алтае: век прошлый и век настоящий – Ротнова Наталья(11 класс) работа выполнена
15.Из истории возникновения и развития сельскохозяйственных предприятий в Шипуновском районе в конце ХХ – начале ХХ1 века – Бердникова Дарья, Миткарева Наталия и Крикунов Кирилл(11 класс), работа выполнена
16.Влияние деятельности Аггея Антонова на развитие кооперативного движения в Шипуново в конце Х1Х –начале ХХ века –Анисимова Анна(11 класс), работа выполнена
17.Избирательные технологии во время выборов в Шипуново в конце ХХ – начале ХХ1 века –Поломошнова Алина(11 класс), работа выполнена
18.Традиции вышивки жителей Шипуновского районав конце Х1Х – начале ХХ века – Цишевская Дарья(7 класс), работа выполнена
19.Празднование 300-летия дома Романовых на Алтае..- тема готовится Зюковой Аленой (9 класс) на 2013 год
20.Насилие и его предупреждение в Шипуновской средней школе. -Анашкина Ирина(10 класс), работа готовится к участию в конкурсе Анашкиной Ириной 10 класс
21.Война 1812 года в судьбах жителей Алтая.- тема готовится на 2012 год Устиновской Кристиной(10 класс)
Все эти работы были выполнены в рамках проекта «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы», который предполагает последовательную деятельность участников проекта в течение года и определяет следующие этапы: подготовительный, экспедиционно-поисковый, камеральный и итоговый. Проект программы (См.приложение № 7) является универсальным для изучения исторических и культурных традиций Шипуновского района и продолжает развитие краеведения в школе, технологии которых уже отработаны учителем в других проектах. Изданная литература по истории и культуре населения Шипуново не освещает всей полноты данного вопроса, что создает прекрасные условия для поисково-исследовательской деятельности школьников. Привлечение к этой работе детей - лучший путь патриотического воспитания. Соприкосновение с подлинными истоками народной культуры, с людьми, носителями этой культуры - есть необходимые условия для появления истинных образов для подражания современным школьникам. 1.Подготовительный период включает в себя выбор тем для исследования, сбор и изучение письменных источников, работа в архивах края. В этот период окончательно определяются маршруты археологических и этнографических экспедиций. Для научных консультаций устанавливается связь с учеными алтайских вузов (А.Б. Шамшин, А.В. Контев, А.Н.Телегин, П.И.Шульга). Проходят семинарские занятия со школьниками в рамках научного общества учащихся по методике сбора и обработке устных и археологических источников, обязательно – по технике безопасности туристических походов и экспедиций. 2.Экспедиционно-поисковый период совершается в летнее время в рамках палаточного лагеря. В период полевых изысканий ученики принимают участие в археологических раскопках вместе со студентами БГПУ, при сборе этнографического материала ведут съемку, опрос жителей, запись песен, легенд, преданий, воспоминаний, собирают фактический материал для своих будущих работ. Виктор Валентинович оказывает большую помощь в организации археологических раскопок на территории Шипуновского района преподавателям БГПУ, за что награжден почетными грамотами университета 3. Период камеральной обработки материалов планируется на сентябрь – апрель каждого учебного года. В течение этого периода наработанные материалы участниками проекта обрабатываются и готовятся для их публичной защиты. В этот период, во время индивидуальных занятий с каждым ребенком, даются методические рекомендации по написанию на основе полученного материала. Во всем этом детям помогает Виктор Валентинович.
В рамках реализации проекта планируется и проводится ежегодное подведение итогов работы на научно практических конференциях, Днях науки, которые проходят в Шипуновской средней школе в апреле месяце, где каждый выступающий демонстрирует полученные им результаты. Лучшие работы рекомендуются для участия в районных, краевых и всероссийских конкурсах. Особое внимание для развития любви к своей малой Родине В.В.Зырянов уделяет духовной культуре жителей Шипуновского района Алтая. Изучение и стремление к пониманию народной культуры с ее духовностью, практической ценностью, нравственностью и художественностью становится все большей потребностью нашего общества. Работа школьников над этнографическими проектами начинается, прежде всего, с выбора темы. Определиться с ней помогают историко-этнографические экспедиции, которые проводятся в школе в летний период.
Научная подготовка включает в себя разработку программы экспедиции, в которую входит определение темы, цели, перечня вопросов, материала, который предстоит исследовать и собрать; определение маршрута, выбор района работы, определение состава экспедиции, задания поисковым группам. Эти задания в последствии и могут стать темами научно-исследовательской работы школьников..Кроме теоретических, лекционных занятий для подготовки к исследовательской работе проводятся и практические занятия. Первое такое занятие проводят работники Шипуновской центральной библиотеки. Цель его – дать основные знания и умения работы с каталогами, справочной, краеведческой литературой, материалами местной газеты «Степная новь»; познакомить с литературой по истории и этнографии Алтая (как находить необходимую литературу, делать выписки, ссылки, составлять картотеку, библиографию по определенной теме, производить записи на карточке, составлять аннотацию книги, тезисы, конспект, рецензию статьи краеведческого содержания). Второй практикум Виктор Валентинович проводит в районном архиве совместно с его руководителем О.Г.Чистяковой. Его цель – привить умения работы с документальными материалами. Анализируются документы разного типа: статистические, юридические, документы промышленных и сельскохозяйственных предприятий культурно – просветительных учреждений. Третье практическое занятие проводится в Шипуновском районном краеведческом музее совместно с его заведующим Т.В.Мирошниченко. Цель этого занятия – приобрести умения обрабатывать, описывать, паспортизировать и экспонировать исторические документы, материалы, научиться вести их учет и хранение. В музее школьники знакомятся с уже собранным и систематизированным материалом по теме их этнографического исследования.
В методике работы с этнографическим материалом Виктор Валентинович обязательно учит детей проводить реконструкцию предметов народной культуры. Школьники – этнографы помимо навыков исследовательской работы приобретают художественную, музыкальную подготовку, умения работать с природным материалом. Вся этнографическая работа со школьниками должна быть направлена на достижение конечного результата. Законченность работы завершает формирование исследовательских навыков и умений, собранный материал должен войти в состав экспозиций школьного и районного музеев, каждый участник проекта должен выступить на Дне науки в школе, при наличии финансовых возможностей лучшие работы детей публикуются в краеведческих школьных сборниках «Дебют». Дети проявляют не только интерес к краеведческой работе, но у них резко повышается уровень успеваемости по всем предметам, они понимают необходимость изучения информационных технологий. Школьники активно участвуют в школьных, районных и краевых олимпиадах не только по краеведению, но и истории и обществознанию, где постоянно занимают призовые места.
5.2.Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)
–     Выступления на совещаниях, заседаниях методических объединений, проведение мастер-классов; конференциях на Алтае и в Новосибирске:
1.2008 г. – выступление на круглом столе межрайонного методического объединения учителей Шипуновского и Поспелихинского района «»Размышления о преподавании школьной истории в современных условиях: возможности и перспективы»
2.2008 г. – мастер-класс для учителей МОУ СОШ имени А.В.Луначарского по теме «Исследовательская работа школьников»
3.2008 г. – мастер класс по теме «Исследовательская работа школьников» на районном методическом объединении учителей истории Шипуновского района
4.2008 г. – выступление на педагогическом семинаре в рамках Российской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура.» о работе с одаренными школьниками в сельской школе.
5. 2009 г. – презентация опыта работы по теме «Сотрудничество НОУ «Юный историк-краевед» с программой «Будущее Алтая»(2000 – 2009 гг.) на краевом научно-методическом семинаре учителей истории Алтайского края в рамках программы «Будущее Алтая»
6.2010 г. – презентация опыта работы по теме «Из опыта работы над научно-исследовательскими проектами сельских школьников в рамках программы «Будущее Алтая» на заключительной конференции краевой социальной программы «Будущее Алтая» для учителей Алтайского;
–     участие в работе краевой социальной программы для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая»;
–     участие в работе археологических экспедиций, организованных Алтайской педагогической академией .
- Публикации:
1.      Авторская программа факультативного курса НОУ «Юный историк-краевед».
2.      Учебное пособие «Очерки по истории и культуре Шипуново»(электронный вариант)
3.  Проект программы «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы»(В сборнике научно-методических материалов «Будущее Алтая» за 2010 г.)
4.     Презентации выступлений на краевых семинарах по организации работы с одаренными детьми в сельской школе (См.приложения)
За подготовку победителей и лауреатов всероссийских конкурсов Виктор Валентинович награжден многочисленными дипломами, грамотами, благодарностями.(См.приложения )
5.3.Результативность реализации методической системы
Результативность реализации методической системы, оказывающей влияние на исследовательскую деятельность школьников, приведена в разделе «Внеурочная деятельность (См. выше)
Таким образом , методическая система работы Виктора Валентиновича по «Организация исследовательской деятельности школьников через использование краеведческого материала» дает очень высокие результаты.
Раздел 6. Непрерывность профессионального развития учителя
Зырянов Виктор Валентинович постоянно работает над повышением своего методического мастерства (овладение новыми приемами и технологиями обучения.), но главным для себя он считает овладение методологической культурой, потому как именно она вооружает, по мнению учителя, возможностью свободно ориентироваться в тенденциях современной науки, более успешно адаптироваться к сложным реалиям современного глобального мира, овладеть стратегией развития личности информационной эпохи, дает большую профессиональную свободу, позволяет активно и осмысленно участвовать в инновационной деятельности, совершенствоваться в личностном, профессиональном и социальном плане.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка за последние три года:
2008г. – курсы при АКИПКРО по теме «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной деятельности учителя преподающего дисциплины гуманитарного цикла в общеобразовательной школе» в объеме 72 часа
2008 г. – Алтайская государственная педагогическая академия, АКЦИТР семинар по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми», в объеме 8 часов
2008 г.- г.Новосибирск, педагогический семинар «в рамках Российской конференции «Юность, Наука. Культура – Сибирь», в объеме 36 часов
2009 г. - Алтайская государственная педагогическая академия, АКЦИТР семинар по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми», в объеме 8 часов
2010 г. - Алтайская государственная педагогическая академия, АКЦИТР семинар по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми», в объеме 8 часов
ИТОГО: 132 час.
Профессиональным учителем стать трудно, но еще труднее, не превратиться в своей профессии в ментора, изрекающего истины и считающего себя всегда правым. Поэтому Виктор Валентинович постоянно учится. Сейчас у учителя есть для этого много возможностей. Полученные на курсах знания активно использует на уроках и во внеурочной деятельности. Курсы повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в современных условиях» дали огромный материал по применению современных образовательных технологий.
Разрабатывая в 2008 году программу для организации исследовательской работы с одаренными детьми применяет знания полученные им на семинарах по теме ««Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми» Работа над темой самообразования, «Способы формирования исследовательской и проектной культуры учащихся через использование возможностей краеведения», помогла учителю в организации данной работы в школе, районе, крае, стране. В.В.Зырянов принимает активное участие в работе районного методического объединения учителей истории, где постоянно выступает с обобщением опыта своей работы по решению проблем в организации проектно-исследовательской деятельности школы. Проводит мастер – классы и презентации по темам «Проектно-изыскательская деятельность в системе развивающегося пространства», «Презентация учебного проекта. Моделирование виртуальных экскурсий». Во время межрайонного семинара с учителями Поспелихинского района провел вместе со своими коллегами ролевую игру на тему «Для чего нам нужен учебный проект»? В ходе дискуссия пришли к единому мнению : учебное проектирование позволяет расширять творческие интеллектуальные способности, самостоятельность, дает возможность эксперимента и учителю, и ученику. Формирует проектную культуру школьников. В условиях проектной деятельности не учитель, а ученик выбирает замысел своего исследования, сам планирует свои шаги по осуществлению, через собственные действия результата. Здесь у учителя отсутствует возможность четко планируемых и ожидаемых от ученика результатов. Поэтому учителю труднее работать в сотворчестве с учеником, легче все спланировать заранее и деятельность по реализации задуманного, и сам ожидаемый от этой деятельности результат. Положительные отзывы об организации исследовательской работы с сельскими школьниками получены Виктором Валентиновичем после выступления на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Сибирь» в 2009 году.
Опыт работы с одаренными детьми публиковался на страницах научно-методического сборника, издаваемого АКЦИТРом. Регулярно популяризирует опыт своей работы перед учителями школы и района. Идеи, выдвинутые Виктором Валентиновичем, активно используется учителями района
Так, если три года назад исследовательской работой занимались только в Шипуново, то на сегодня этим занимаются уже в шести школах района.
Зырянов В.В. является членом Педагогического клуба «Первое сентября» В целях повышения профессионального мастерства Виктор Валентинович принимает участие в различных конкурсах учителей. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи учитель признан победителем конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», Губернатором Томской области В.М.Крессом и Архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом награжден Дипломом победителя в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в г.Томске. В 2008 году за представленные работы стал дипломантом третьей степени Всероссийского конкурса «Современный урок». Его научно-методические статья можно найти на сайте Российского общеобразовательного портала на сайте МОУ СОШ имени А.В.Луначарского(http:edu.of.ru//una) , на личной странице сайта ProШколу.ru. В энциклопедия «Лучшие люди России» - 2010, где в рубрике «Родины славные сыны и дочери» опубликована информационная статья о Викторе Валентиновиче.(информация на сайте www.llr.ru)
Доказательством высокого уровня профессиональной подготовки учителя является тот факт, что Виктор Валентинович постоянно приглашается для проведения занятий со студентами филиала Барнаульского кооперативного колледжа
Приложение № 1
Список
победителей районных олимпиад по истории России, обществознанию и праву
2008 год – Макарова Дарья, Арцуева Анна, Дорохова Диана, Савельева Елена, Соколова Валентина, Рослякова Татьяна, Рыбоконенко Николай, Ермакова Татьяна, Мануйлова Анжелика, Белякова Виктория
2009 год – Арцуева Анна, Дорохова Диана, Макарова Дарья, Мануйлова Анжелика, Соколова Валентина, Рыбоконенко Николай, Сафонов Иван, Анисимова Анна, Мртеян Артем
2010 год – Лобода Николай, Суслова Яна, Мртеян Артем, Ячменева Дарья, Сафонов Иван, Кынин Никита, Крикунов Кирилл, Устиновская Кристина, Афанасьева Дарья, Малышев Алексей, Малюженкова Татьяна.
18 марта 2011 г. Директор школы: /С.И.Уколов/
Приложение № 2
Анализ
результатов анкетирования, проведенного среди учащихся 11-г класса (классный руководитель Зырянов В.В.) о формировании благоприятного психологического климата
В течение 2008-2009 учебного года мною, психологом МОУ Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Луначарского Гонтаревой Н.М. проводились наблюдения за учащимися 11-г класса(классный руководитель Зырянов В.В.) в разных коллективах: классном, спортивном, музыкальном, школьном. Особое внимание уделялось отслеживанию способностей учащихся к контакту, возрастные отношения юношей и девушек, психические особенности, уровень толерантности, готовности прийти на помощь друг другу. После полугодичного наблюдения в феврале 2009 года учащимся была предложена анкета по методике немецкого ученого Герхарда Вицлака. В анкетировании приняло участие 20 школьников. Анализ анкет показывает, что большинство ребят( 17 из 20) легко завязывают дружеские отношения со свестниками. Все двадцать заявили об отсутствии неприязных отношений в классе. 18 учащихся указали на то, что в течение всех лет обучения они никогда не вступали в ссоры и стремились удержать товарищей от резких конфликтов. Десять девушек из шестнадцати назвали своими лучшими и верными друзьями юношей своего класса. На вопрос о терпимом отношении к детям другой национальности все двадцать в анкете заявили, что главное не национальность, а то, какими человеческими качествами обладает ученик, какой он друг.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что классному руководителю Зырянову В.В. удалось за годы обучения сформировать у своих воспитанников атмосферу товарищества, взаимопомощи и толерантности.
1 марта 2011 года Психолог МОУ Шипуновская
средняя общеобразовательная
школа имени А.В.Луначарского
/Н.М.Гонтарева/

Приложение № 3
Справка
дана учителю истории и обществознания МОУ Шипуновская средняя общеобразовательная школа, классному руководителю 11-г класса в том, что его учащиеся:
1.Андрузский Владимир
2.Арцуева Анна
3.Барамыуина Наталья
4.Белякова Виктория
5.Буреева Ирина
6.Виниченко Олеся
7.Дорохова Диана
8.Ермакова Татьяна
9.Золотых Мария
10.Киселев Роман
11.Корчагина Ольга
12.Кульков Антан
13.Лобода Надежда
14.Макарова Дарья
15.Мануйлова Анжелика
16.Переберин Артем
17Полынцева Мария
18.Рослякова Татьяна
19.Рыбоконенко Николай
20.Рыбоконенко Вячеслав
21.Савельева Елена
22. Соколова Валентина
23.Сухов Владислав
24.Шиканов Александр
На учете в 2007-2009 годах в инспекции по делам несовершеннолетних не состояли.
Директор МОУ СОШ
имени А.В.Луначарского: С.И.Уколов/
/
18 марта 2011 г
КОНКУРС ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАИЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧИВШИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Регистрационный номер №
Дата регистрации заявки:

Перечень документов, представленных Претендентом в региональную конкурсную комиссию для экспертизы по критериям участия
1.Представление заявителя на участие Претендента в конкурсе
2.Диплом о профессиональном образовании Претендента(заверенная копия)
3.Трудовая книжка претендента(заверенная копия)
4.Тарификационный лист или приказ, подтверждающий наличие полной учебной педагогической нагрузки в текущем учебном году(заверенная копия)
5.Аттестационный лист(заверенная копия)
6.Ходатайство профессионального сообщества учителей-предметников муниципального и(или) регионального уровня
7.Аналитическая справка Претендента, утвержденная Заявителем
В конкурсную комиссию
по отбору кандидатов на получение денежного поощрения лучшими учителями
Письмо
поддержки студентки пятого курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета Кочкиной Ирины Юрьевны учителя истории и обществознания МОУ Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Луначарского Шипуновского района Алтайского края Зырянова Виктора Валентиновича на получение денежного поощрения лучшими учителями
Виктор Валентинович – учитель творческий, в его классе я училась в течение семи лет и на собственном опыте знаю, что преподавание он строит так, что захватывает не только ум, но и наши чувства. На его уроках у нас всегда царила атмосфера творческого поиска, как необходимого условия получения знаний. На занятиях мы много играли в ролевые и имитационные игры, и ни один урок не походил на другой. Отличительной особенностью этого учителя с большой буквы подмечать в каждом из нас положительные качества, показывать сильные стороны каждого, а если и были какие-то недостатки, то наш учитель очень тактично помогал нам преодолевать их. На протяжении всех семи лет обучения мы буквально купались в его доброте, для всех нас он стал вторым, а для кого-то и первым «отцом». В.В.Зырянов всегда ищет что-то новое: то мы работаем над каким-то проектом, то совершаем увлекательное путешествие в мир истории, может это быть поход по памятным местам Г.Барнаула, экскурсии по музеям Алтая. Учась в сельской школе, я занималась в профильном историческом классе, получила прекрасные знания, что помогает мне сегодня в дальнейшем обучении. Виктор Валентинович увлек меня научной деятельностью и сегодня наши школьные работы после доработки я опубликовала в сборниках научных статей НГУ., за что большое спасибо моему Учителю. Привыкла еще в школе участвовать в археологических и этнографических экспедициях, и продолжаю делать это в университете, никто не верит, что я всему научилась в сельской школе, студенты считали, что получила образование в лицее. Первостепенная роль в этом Виктора Валентиновича, благодаря ему я стала победителем всевозможных конкурсов и олимпиад. Именно он убедил меня поступить в НГУ В нашем классе все хотели быть хоть немножко похожими на него. Я считаю, что наш Учитель достоин стать обладателем денежного поощрения лучшим учителям.
18 марта 2011 г. /И.Ю.Кочкина/
Справка-анализ
деятельности учителя по использованию современных образовательных методов и технологий, в том числе информационных, в учебно-воспитательном процессе
Зырянова Виктора Валентиновича, учителя истории и обществознания
муниципального образовательного учреждения Шипуновской средней общеобразовательной школы имени А.В.Луначарского
с.Шипуново Алтайского края
В своей работе учитель Зырянов В.В. использует педагогические методы и технологии:
модульную;
технология уровневой дифференциации;
личностно-ориентированная технология;
проектные и тестовые методы;
опережающее обучение;
здоровьесберегающие технологии;
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии:
виртуальные экскурсии;
компьютерные обучающие программы и учебные фильмы;
компьютерные презентации учителя и учащихся;
разработка дидактических материалов;
использование интерактивных учебных пособий;
использование Интернет-сайтов;
мультимедиа технологии;
самостоятельная работа с информацией;
электронные портфолио.
Директор МОУ СОШ
имени А.В.Луначарского: /Уколов С.И./
18 марта 2011г.
Справка
об участии в факультативах учащихся МОУ СОШ имени А.В.Луначарского учителя истории и обществознания Зырянова В.В.
Зырянов В.В. ведет факультатив по истории России. Таблица отражает посещаемость факультатива.
Классы Количество учащихся % учащихся, посещающих факультатив
9 класс 8 35%
10 класс 7 33%
11 класс 18 75%
Зырянов В.В. ведет факультатив по обществознанию. Посещаемость факультатива
Класс Общее количество учащихся % учащихся, посещающих факультатив
11 «Б» 20 83%
Зырянов В.В. ведет факультатив по курсу основ правовых знаний. Посещаемость факультатива;
Класс Общее количество учащихся % учащихся, посещающих факультатив
11 - б 11 45,8%
Директор МОУ СОШ имени
А.В.Луначарского: /Уколов С.И./
18 марта 2011 г
.
Справка
об участии в муниципальных, региональных и федеральных
профессиональных конкурсах и занятых местах
Зырянова Виктора Валентиновича,
учителя истории и обществознания
муниципального образовательного учреждения Шипуновской
средней общеобразовательной школы имени А.В. Луначарского с.Шипуново Алтайского края
В 2007-2008 учебном году Зырянов Виктор Валентинович принял участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок» и получила диплом 3 степени данного конкурса.
В 2007-2008 учебном году Зырянов Виктор Валентинович принял участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в г.Томске и получил диплом победителя в номинации «Лучшее педвгогическое исследовангие года конкурса.
В 2007-2008 учебном году принял участие в краевом конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и награжден Дипломом 3 степени.
В 2009-2010 учебном году принял участие в краевом конкурсе по популяризации и развитию научно-исследовательской деятельности одаренной молодежи и школьников Алтайского края, где занял 1 место
Директор МОУ СОШ имени
А.В.Луначарского: /Уколов С. И/
18 марта 2011 г.
Справка
о наличии публикаций
Зырянова Виктора Валентиновича,
учителя истории и обществознания
муниципального образовательного учреждения Шипуновской
средней общеобразовательной школы имени А.В.Луначарского с.Шипуново Алтайского края
1.Статья «Организация работы с одаренными детьми в сельской школе»(Сборник методических материалов «Будущее Алтая».2010.С 52-56
2. Проект «Истоия и культура Шипуново. Ненаписанные страницы »(Сборник методических материалов «Будущее Алтая».2010.С 58-62
3. Программа факультативного курса НОУ «Юный историк – краевед»(Сборник методических материалов «Будущее Алтая».2010.С 62-66
4. Статья «Методика подготовки исследовательского проекта»(Сборник методических материалов «Будущее Алтая».2010.С 67-69
Директор МОУ СОШ имени
А.В.Луначарского: /Уколов С.И.
18 марта 2011 г.
Справка
о выпускниках-медалистах Зырянова Виктора Валентиновича, учителя истории и обществознания муниципального образовательного учреждения Шипуновской средней общеобразовательной школы имени В.В.Луначарского с.Шипуново Алтайского края
За 2008 – 2010 Зыряновым Виктором Валентиновичем было подготовлено 10 медалистов:
2009 год
1 Арцуева Анна (золото)
2.Дорохова Диана(серебро)
3.Макарова Дарья(серебро)
4.Мануйлова Анжелика(золото)
5.Полынцева Мария(серебро)
6.Рослякова Татьяна(серебро)
7.Соколова Валентина(серебро)
2010 год
8.Вороновская Ольга (серебро)
9.Красникова Юлия(золото)
10.Кузина Татьяна(золото)
Директор МОУ СОШ имени
А,В.Луначарского (Уколов С.И.)
18 марта 2011 г.
Список
дипломов, грамот, благодарностей учителя муниципального образовательного учреждения Шипуновской средней школы имени А.В.Луначарского с.Шипуново Алтайского края за 2008 – 2010 гг.
2008 год
1.Диплом победителя межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя( г.Томск)
2.Диплом 3 степени Всероссийского конкурса «Современный урок»(г.Москва)
3.Диплом национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России»за подготовку 6 лауреатов Российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура –Сибирь»(г.Новосибирск)
4.Благодарность Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего»(г.Новосибирск)
5.Благодарность Оргкомитета и Жюри конкурса «Человек в истории. Россия ХХ век» за историко-просветительскую работу с молодежью
6.Благодарность победителю краевого этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»
2009 год
7.Почетная грамота за подготовку призеров 17 краевой историко-краеведческой олимпиады школьников Алтайского края
8.Почетная грамота за подготовку победителя краевого туристско-краеведческого слета «Алтай»
9.Благодарственное письмо за подготовку участников 3 регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории
10.Благодарность за подготовку победителей окружного этапа краевых конкурсов исследовательских творческих проектов «Ступени», «Точка зрения»(г.Рубцовск»
11.Диплом регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» за реализацию программы с одаренными детьми на Алтае(г.Барнаул)
2010год
12.Благодарственное письмо за подготовку дипломанта 3 Региональной краеведческой конференции школьников в г.Иркутске
13.Благодарственное письмо краевой избирательной комиссии Алтайского края за победу в конкурсе исследовательских работ «Нам выбирать будущее»
14.Грамота за 1 место в краевом конкурсе по популяризации и развитию научно-исследовательской деятельности одаренной молодежи и школьников Алтайского края.
Директор МОУ СОШ имени А.В.Луначарского: (Уколов С.И.)
18 марта 2011 года

Справка
о Повышение квалификации и профессиональной переподготовке за последние три года Зырянова Виктора Валентиновича, учителя истории и обществознания муниципального образовательного учреждения Шипуновской средней общеобразовательной школы имени В.В.Луначарского с.Шипуново Алтайского края
2008г. – курсы при АКИПКРО по теме «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной деятельности учителя преподающего дисциплины гуманитарного цикла в общеобразовательной школе» в объеме 72 часа
2008 г. – Алтайская государственная педагогическая академия, АКЦИТР семинар по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми», в объеме 8 часов
2008 г.- г.Новосибирск, педагогический семинар «в рамках Российской конференции «Юность, Наука. Культура – Сибирь», в объеме 36 часов
2009 г. - Алтайская государственная педагогическая академия, АКЦИТР семинар по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми», в объеме 8 часов
2010 г. - Алтайская государственная педагогическая академия, АКЦИТР семинар по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными детьми», в объеме 8 часов
ИТОГО: 132 час.
Директор МОУ СОШ имени
А.В.Луначарского: /Уколов С.И.
18 марта 2011 г.