Урок по теме Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 11 класс


Тема урока: Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Цели и задачи урока:
- продолжить формирование понятия - генетики как науки; умения объяснять генетические понятия; научное мировоззрение;
- развивать логическое мышление учащихся, развивать личную ответственность, способность отстаивать собственную точку зрения, умение делать свободный выбор в рассуждениях
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: учебник «Биология» 11 класс, мультимедийная доска
Ход урока
I Организационный момент
Нарисовать улыбку на выданном рисунке
- если есть желание сотрудничать

- если желания нет

- если все равно
II Актуализация урока
- Итак, мы с вами продолжаем изучать живые организмы на клеточном уровне. Давайте вспомним, что же такое клетка?
Правильно, клетка – это структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов.
- Что же в ней такого уникального?
Правильно, клетка обладает собственным обменом веществ, так как является открытой системой; способна к самостоятельному существованию, самовоспроизведению, а также является одноклеточным организмом (дробянки и цианобактерии).
А на какие две группы делятся клеточные организмы?
Молодцы, правильно на прокариоты и эукариоты, а в чем различия между этими двумя группами организмов?
Опять молодцы, действительно различие в особенностях строения есть – это наличие кольцевой хромосомы у прокариотов (нуклеоид) и наличие оформленного ядра у эукариотов.
Живые организмы
прокариоты эукариоты
не имеют оформленного яра имеют оформленное ядро
Бактерии Грибы
Цианобактерии Растения
Животные
Давайте вспомним, как выглядят клетки прокариотов:

А теперь давайте вспомним особенности строения ядра.

Что же является самой главной частью ядра? Правильно, хромосомы, потому что в них находится наследственная информация.
Мы с вами изучили основы наследственности у живых организмов. А также рассмотрели 3 закона Г.Менделя и взаимодействие генов между собой. А сейчас необходимо заполнить таблицу «Найди соответствие».
Таблица «Найди соответствие»
несколько генов несколько признаков несколько хромосом 1ген несколько признаков 1 хромосома 1 ген 1 признак 1 хромосома несколько генов несколько признаков 1 хромосома несколько генов 1 признак несколько хромосом (Эпистаз, плейотропия, сцепленное наследование, 1 закон Менделя, 2 закон Менделя) Объясните, почему вы сделали такой выбор.
III Содержание урока
Мотивация урока
- А всегда ли так бывает? Всегда ли соблюдаются законы наследования в жизни живых организмов?
Составьте мини-рассказ (организм, факторы, изменения, мутации, ДНК, заболевания, клетка).
Запишите тему урока: Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Правильно, главной мыслью в ваших рассказах было то, что на организм влияют мутагены, вызывающие мутационную изменчивость. И сегодня на уроке именно этот вопрос мы рассмотрим более подробно.
Мутаген – соединение химической, биологической или физической природы, способное прямо или косвенно повреждать наследственные структуры клетки. (определение записать в тетрадь).
Мутация – в широком смысле слова внезапно возникающее наследуемое изменение. Другими словами мутация – любое структурное или композиционное изменение в ДНК организма произошедшее спонтанно или индуцированное мутагенами. (определение записать в тетрадь).
По происхождению мутагены можно разделить на экзогенные (многие факторы внешней среды) и эндогенные (образуются в процессе жизнедеятельности организма).
По природе возникновения различают: физические, химические и биологические мутагены.
По этому вопросу нам расскажут ребята в своих сообщениях. (Задания на опережающее обучение).
А теперь давайте рассмотрим, какие же мутации возникают у живых организмов на примере человеческого организма. (Задания на опережающее обучение).
Мутации
(виды мутаций записать в тетрадь)
Точечные или генные – изменение в структуре гена, вызванные нарушением последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот (выпадение или добавление отдельных нуклеотидов, замена одного нуклеотида другим). (Задания на опережающее обучение).
Хромосомные связаны с изменениями количества отдельных гомологичных хромосом или в их строении. (Задания на опережающее обучение).
Геномные (полиплоидия) – у животных и человека встречается очень редко. Почему? На этот вопрос вы сейчас найдете самостоятельно ответ в учебнике. § стр. (так как этот тип мутаций нарушает функционирование хромосомного механизма определения пола; если количество половых хромосом превышает две, у организмов отмечаются нарушения в развитии и они или погибают, или остаются неспособны к размножению). У растений таких ограничений нет, так как у них нет половых хромосом.
Цитоплазматическая мутационная изменчивость - Почему передается только через женскую особь. (Задания на опережающее обучение).
ГМО
IV Рефлексия
Вы все внимательно слушали о Мутагенах, о Генетических заболеваниях человека, а теперь что бы вы посоветовали, как можно предупредить хотя бы некоторые генетические заболевания.
Сделать это нужно составив ПАМЯТКУ.
Для этого вы объединены в 4 группы.
(проводится ролевая игра)
Представили себя:
Медиками
Экологами
Учителями
Родителями
V Подведение итогов (выставление оценок).
V I Задание на дом прочитать § конечно, материал который мы сегодня рассматривали очень обширный, а во времени мы ограничены, поэтому дома подготовить сообщение о влияние ГМО на здоровье человека.
Геномные (полиплоидия) – у животных и человека встречается очень редко. Почему?
Таблица «Найди соответствие»
несколько генов несколько признаков несколько хромосом 1ген несколько признаков 1 хромосома 1 ген 1 признак 1 хромосома несколько генов несколько признаков 1 хромосома несколько генов 1 признак несколько хромосом (Эпистаз, плейотропия, сцепленное наследование, 1 закон Менделя, 2 закон Менделя) Объясните, почему вы сделали такой выбор.
(организм, факторы, изменения, мутации, ДНК, заболевания, клетка).