Аналитический отчет учителя начальных классов за межаттестационный период

Управление образования городского округа Ревда
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»




Согласовано:
Директор МКОУ «СОШ № 2»
Главатских Н.В.




АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
за межаттестационный период
2011-2016 годы







Исполнитель:
Мамонова Г.В.
учитель начальных классов









Ревда
2016
Содержание

Введение 3
1. Анализ педагогической деятельности в межаттестационный период 4
Повышение профессиональной компетентности и обмен опытом как условие создания среды 4
Программно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 7
Анализ используемых педагогических технологий, форм организации образовательного процесса, методов и приемов, средств обучения 9
2. Анализ системы мониторинга как условия обеспечения качества обученности и воспитанности обучающихся 13
Диагностика и контроль 13
Анализ интеллектуально-творческих достижений 18
Проектная часть 20
Заключение 22
Введение
Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – в наших руках – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Задача учителя стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по своему » вот что должны помнить учителя новой школы.
В стандартах нового поколения введённых 1 января 2011 года, главными становятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно, ведь нынешним ученикам начальной школы в недалеком будущем жить в состоянии оценки и постоянного выбора политической и социальной ситуации, быть готовым к возможной смене профессии, к выбору своего места в обществе и личной судьбе. А это в свою очередь требует постоянного развития креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Осмысление требований стандарта требует обязательного, определенного законом введения мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития предметных и метапредметных общеучебных умений. Основной целью созданной системы мониторинга реализуемой в современной школе является своевременное выявление и коррекция затруднений учащихся в достижении требуемых результатов образования и на этой основе построение индивидуальной траектории развития каждого ребёнка и класса в целом.
Приоритетной целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период с 2011 – 2016 было совершенствование комплекса условий, способствующих развитию личности школьников, их индивидуальных способностей, деятельностных и коммуникативных качеств, желания и умения учиться.
В соответствии с поставленной целью мною решались следующие задачи:
1. Изучение, освоение и внедрение в практическую деятельность современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получению нового качества образования.
2. Организация образовательного пространства с учетом потребностей каждого ребенка, создание условий для развития коммуникативной и информационной культуры обучающихся, познавательной активности детей через проектную деятельность;
3. Систематизация способов организации учебной деятельности, обеспечивающих достижение учащимися уровня образованности в соответствии с требованиями ФК ГОС (2004г) и ФГОС НОО (2009г.).
4. Повышение уровня собственной профессиональной педагогической компетентности.
Таким образом, объектом моего аналитического отчета является профессиональная деятельность по созданию педагогических условий. Предмет – достигнутые результаты работы.
В аналитическом отчете рассмотрена моя деятельность по повышению собственной профессиональной компетентности, созданию программно – методических, материально – технических, технологических, воспитательных, здоровьесберегающих условий, система мониторинга, диагностики и контроля, а также условия развития учащихся через интеграцию учебной деятельности с внеучебной и системой дополнительного образования. Дан анализ результатов. В проектной части отчета приведены направления дальнейшей деятельности по обучению детей по стандартам второго поколения, развития мотивации учащихся на всем протяжении образовательного процесса (особенно на начальном этапе), дальнейшее внедрение в практику интерактивных технологий.
1. Анализ педагогической деятельности в межаттестационный период

Повышение профессиональной компетентности и обмен опытом как условие создания среды

Сегодня, когда новая образовательная стратегия заключается не в трансляции ребенку некоторой суммы знаний, а в развитии его, «авторской позиции», мои умения как педагога должны быть направлены на развитие тех способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учащимся (его родителями).
Какой должна быть моя деятельность, чтобы она способствовала развитию вообще, познавательной способности и активности в частности? Какие условия создать для ученика, чтобы они повысили его образованность? Что необходимо мне, как учителю и воспитателю сделать, чтобы повысить познавательный интерес и активность учащихся? Размышляя над ответом, я обратилась к ФГОС начального общего образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Реализация государственного образовательного стандарта отражает новый социокультурный подход к оценке качества обучения и воспитания как уровня социальной компетентности обучающихся. В соответствии с этим подходом наибольший акцент в требованиях к качеству образованности в начальной школе приходится на предметно – информационную и деятельностно – коммуникативную составляющие.
Для выполнения поставленных задач в своей практической деятельности я опиралась на основные нормативно – правовые документы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Базисный учебный план;
Основная программа начального общего образования;
Рабочие программы учителя по предметам и внеурочной деятельности начального уровня образования.
Повышение моей профессиональной педагогической компетентности осуществлялось через следующие механизмы:
курсовая подготовка
Прошла курсовую подготовку по образовательным программам:
ГАОУ ДПО «ИРО» «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» (72ч, 2012г. №8292),
«Подготовка организаторов единого государственного экзамена» (72ч, 2012г. №3665),
«Образовательная робототехника» (12ч., 2015г №23088),
«Основы конструирования и робототехники в начальной школе» (72ч., 2016г. №614), НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики» «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон»(72ч., 2012г. б/н).
представление собственного опыта и публикации
Собственный опыт представлен педагогической общественности города, области и страны через различные формы.
В 2012 и 2014 гг. представляла материалы на Всероссийских конкурсах Томского педагогического университета «Творческий урок» (2 место, публикация), «Школьные электронные ресурсы» (3 место, публикация), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 2015 г. являлась участником областного конкурса методических разработок с ИКТ «Современные средства обучения в образовательном процессе – начальное общее образование»
В 2014г. была участником XIX городских педагогических чтений «Воспитание в современной образовательной среде» в ГОУ СПО «РГПК» с выступлением «Формы и методы взаимодействия с родителями в начальной школе». В 2016 году принимала участие в городской НПК «Педагогическая практика обеспечения доступности качественного образования», с секционным докладом «Развитие УУД на занятиях по образовательной робототехнике» и в XVII областной НПК им.А.П.Гуровой «Современные образовательные ценности и обновления содержания образования» с выступлением «Формирование УУД учащихся младшего школьного возраста посредством легоконструирования».
Приняла участие в городской выставке «Модернизация муниципальной системы образования: от условий к эффективному результату (сертификат участника МКУ «ЦРО» ГО Ревда, 2013), муниципальной образовательной методической выставке «Модели инновационного образования» (комплексная модель информационно-образовательной среды МКОУ «СОШ №2», обеспечивающая качественную реализацию ФГОС НОО, I место, публикация, 2014), территориальной выставке педагогической продукции (г. Красноуфимск) «Образовательная среда - 2014», сертификат).
В 2013 г. стала победителем Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального направления «Образование».
Принимаю участие в работе педагогических Интернет-сообществ, имею более двадцати публикаций методических материалов на сайте «Инфоурок» и «Kopilkaurokov.ru», сотрудничаю с сетевыми сообществами «Педагогическая планета», proshkolu.ru, Nachalka.com и Завуч.Инфо, являюсь пользователем информационной системы NetSchool, веду планомерную работу в разделах Электронный дневник и Электронный журнал. Имею сертификаты «Учитель цифрового века» (г.Москва, 2012, 2015гг).
экспертная деятельность

В 2014 г была экспертом муниципальных комиссий по проверке областных контрольных работ и по проверке проектов НПК «Мой город – настоящее и будущее». С 2012 по 2015гг. работала руководителем педагогической практики студентов Ревдинского педагогического колледжа. Ежегодно работаю организатором муниципального пункта проведения ЕГЭ и ОГЭ.
На протяжении 5 лет являюсь тьютором при обучении граждан пожилого возраста основам компьютерной грамотности и использования сети Интернет в рамках региональной комплексной программы «Старшее поколение».
Овладение информационными технологиями как на школьных тьюторских курсах, так и в ГАОУ ДПО «ИРО», дало мне возможность комплексно использовать компьютер, начиная с технического набора текстов (программные, методические, дидактические материалы), до создания собственных электронных продуктов: интерактивных тестов, упражнений, презентаций. Применять обучающие компьютерные программы, в том числе с интерактивными формами обучения, использовать возможности интернет-сайтов, участвовать в интернет-форумах, готовить мультимедийные презентации для представления учебных проектов. С помощью компьютерных технологий сформированы базы контрольных, тестовых заданий. Ведется мониторинг обученности и активности учащихся.
Таким образом, считаю, что моя профессиональная компетентность достаточна для реализации ФГОС начального образования и создания оптимальных условий, способствующих развитию личности школьников, их индивидуальных способностей, деятельностных и коммуникативных качеств, желания и умения учиться.
Программно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Повышение собственной профессиональной компетентности позволило мне создать программно-методические, дидактические и материально-технические условия, необходимые для реализации ФГОС.
В межаттестационный период педагогическая деятельность осуществлялась по УМК «Школа 2100» и «Перспектива». Мною подготовлены рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии.
В условиях внедрения ФГОС НОО внеурочная деятельность с 2014 года осуществляется по пяти направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, проектная деятельность, общеинтеллектуальное. Подготовлены рабочие программы для кружков «Волшебная сила слов», «Умники и умницы», объединений «Бумагопластика», «Азбука безопасности», «Учусь создавать проект», включающие содержание курсов, требования к уровню подготовки, планирование, показатели эффективности достижения планируемых результатов.
Было обновлено программно–методическое обеспечение образовательного процесса. Разработаны методические пособия для учащихся:
создан банк электронных тестов с познавательно – развивающим содержанием;
создан банк заданий повышенной трудности для подготовки учащихся к олимпиадам и проведения олимпиад;
дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью коррекции и углубления знаний;
подготовлены тематические, итоговые и комплексные контрольно – измерительные материалы для контроля качества знаний в соответствии с ФГОС НОО;
методическое пособие «Метод проектов в образовательной практике».
Таким образом, созданы программно – методические и дидактические условия для реализации ФГОС.
Материальной базе кабинета уделяется большое внимание:
составлен паспорт кабинета с перспективным планом его оснащения;
постоянно обновляется библиотека учебно-методических изданий, электронных приложений;
сформирован комплекс информационно-справочных материалов и тренажёров, ориентированных на различные формы обучения: индивидуальную, групповую. Интерактивные обучающие программы имеют проблемно-тематический характер для обеспечения условий развития по отдельным темам;
используются технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, web-камера, автоматизированная система контроля качества знаний Proklass, нетбуки и другое.
Таким образом, материально-техническое обеспечение выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки учеников, установленных стандартом, формированию и развитию УУД, развитию познавательной активности школьников.
Анализ используемых педагогических технологий, форм организации образовательного процесса, методов и приемов, средств обучения.
Каждая педагогическая технология, каждая группа методов имеют свои возможности для формирования у обучающихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества. Удачно подобранные мною образовательные технологии обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного содержания. В моей деятельности определенное место занимает использование элементов различных технологий:
информационных, проблемного обучения, тестовой и игровой технологии, технологии проектов, технологии групповых способов обучения; технологий, развивающих самооценку школьников;
организация образовательного процесса в разных формах: традиционный урок, урок-тренинг, урок-практикум, игровой урок, и т.д.;
применение на уроках цифровых образовательных ресурсов, интерактивного тестирования;
вовлечение учащихся в различные виды интеллектуально – творческой деятельности.
Переплетая преподавание дисциплин начальной школы со всем многообразием знаний, мы не только обучаем предмету, но и учим получать от этого удовольствие. Способствует этому применение элементов проблемного обучения и технологии проектов.
Проблематизация – это не просто технология, это творчество, научная фантазия, эксперимент, исследование, личное открытие, чтение специальной литературы. Под руководством учителя ученик включается в поиск истины и достигает ее раскрытия собственными усилиями. Таким образом, ученик учится мыслить, овладевает способами умственных действий.
Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Она заключается в противоречии между имеющимся знанием и новой информацией, для объяснения которой этого знания мало. Проблемная ситуация может быть поставлена как учителем, так и учеником. Считаю проблему, поднятую в течение урока учениками, наиболее значимой. Для этого планирую задания урока таким образом, чтобы во время урока такая проблема возникла. Учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, что у них обнаружена проблема. Начинается поисковый режим.
В результате ученик, анализируя проблему, сам отбирает данные, обрабатывает информацию, изучает результаты. Учитель в условиях поискового режима выступает лишь мотиватором и актуализатором внутренних возможностей учащегося, смыслов самостоятельной познавательной активности, основанной на интересе, успехе. Ученик видит цель своих действий, осознает необходимость в ее достижении, у него возникает внутренняя мотивация, что ведет к развитию учебных умений, приобретаются навыки творческого труда, формируются ключевые компетенции. В ходе анализа данного метода ведения уроков я выявила положительные аспекты: учащиеся более осознанно и самостоятельно достигают правильных выводов. Уровень обученности по изученным темам оптимальный, коэффициент обученности составляет 100%.
Таким образом, технология проблемного обучения способствует формированию и развитию базовых компетенций.
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Проблемное обучение и создание проектов требует информационной грамотности, как педагога, так и учеников.
Овладение информационными технологиями дало мне возможность использовать обучающие компьютерные программы, в том числе с интерактивными формами обучения, использовать возможности Интернет, готовить мультимедийные презентации, в том числе для представления учебных проектов. С помощью компьютерных технологий сформированы базы контрольных, тестовых заданий.
Различные виды интеллектуально-творческой деятельности учащихся организуются мною посредством применения на уроках цифровых образовательных ресурсов, автоматизированной системы контроля качества знаний Proklass и интерактивных заданий разработанных мною в программах Smart Notebook или Elite Panaboard book.
Обучение с использованием информационных технологий способствует эффективному усвоению учебного материала, помогает сделать учебный процесс разнообразным и увлекательным.
Информационные технологии, в том числе и комплексная программная информационная система «Сетевой город-образование», электронный журнал и дневник в программе NetSchool расширили мои возможности в выборе и реализации средств и методов обучения (Сертификат «Учитель цифрового века»).
Открытость информационных систем, сотрудничество с сетевыми сообществами позволяют добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал. Модульность информационного материала дает возможность изменять любую компоненту системы (урока). Аудио - визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
ФГОС НОО определяет перечень требований к современной школе. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться при наличии информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Таким образом, всё актуальнее становится внедрение в ОУ цифровых образовательных ресурсов, включение сети Интернет, обеспечение средствами ИКТ, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, мотивировать детей на совместную работу и повышать качество достижения планируемых результатов.
В нашей школе образовательный процесс строится на основе комплексной модели информационно - образовательной среды, которая в целом направлена на повышение уровня образовательных достижений обучающихся. (рис.1)
13EMBED PowerPoint.Slide.81415
Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных достижений ученика в определенный период его обучения. Портфолио– это нечто большее, чем просто папка ученических работ: это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях. Поэтому конечную цель портфолио ученика начальной школы я вижу в доказательстве прогресса по результатам учебной и воспитательной деятельности.
Мне близка педагогическая идея портфолио:
интеграция количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Я считаю, что технология портфолио помогает мне решить следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения.
В своей деятельности совместно учениками и родителями, начиная с первого класса, мы используем комбинированные варианты портфолио.
Разделы у каждого ученика могут быть свои, индивидуальные.
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно оценочные средства. Каждый учащиеся моего класса имеет собственное портфолио за 1-4 класс, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты. Технологию портфолио я использую также для фиксирования результатов, накопления педагогических материалов и оценивания собственной деятельности.
ФГОС НОО определяет перечень требований к современной школе. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться при наличии информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Таким образом, всё актуальнее становится внедрение в ОУ цифровых образовательных ресурсов, включение сети Интернет, обеспечение средствами ИКТ, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, мотивировать детей на совместную работу и повышать качество достижения планируемых результатов.

2. Анализ системы мониторинга как условия обеспечения качества обученности и воспитанности обучающихся
Диагностика и контроль

Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора информации по показателям, которые, на мой взгляд, являются ведущими. В межаттестационный период я отслеживала качество учебных достижений учащихся и творческую активность через:
контрольно – измерительные материалы, в том числе разноуровневые;
сформированный банк заданий для проведения олимпиад по предметам.
Мною велись:
технологические карты учета успеваемости;
мониторинг сформированности математических навыков, орфографических умений и навыков, способа и темпа чтения;
мониторинг сформированности УУД;
оценочные листы выполнения комплексных работ;
мониторинг интеллектуально – творческой активности учащихся (участия в олимпиадах, конкурсах, творческих мероприятиях, научно-исследовательской и проектной деятельности).
На основании данных мониторинга ведется диагностика качества обучения, уровней познавательной активности, обученности, сформированности УУД обучающихся. Анализ полученных сведений по адаптации учащихся 1-х классов, адаптации и успешности обучения в основной школе (5 класс) позволяет редактировать программно-методический материал и эффективно выстраивать коррекционную работу с обучающимися.

Анализ результатов учебной деятельности
Содержание этого параметра – не что иное, как уровень учебных достижений. Для ученика обученность – это оценка результатов его учебной деятельности, а для меня оценка эффективности моей работы и одновременно определение сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика, а также дозы педагогической помощи для выхода учащегося в его «зону ближайшего развития».
При анализе обученности и качества знаний источниками информации служат:
результаты контрольных, проверочных работ и тестов;
результаты выполнения комплексных работ;
результаты учебной деятельности по годам обучения.
На уроках математики и русского языка веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Для лучшего усвоения теоретической части ввела систему памяток.


 Таблица 1
Динамика обученности учащихся (математика)
Учебный год
Класс
Количество учащихся
«5»
«4»
«3»
%
качества
% успеваемости

2011 - 2012

21
7
10
4
80,9%
100%

2012-2013

21
7
11
3
85,7%
100%

2013-2014

21
7
11
3
85,7%
100%

2014-2015

21
6
12
3
85,7%
100%

2014-2015

26
безотметочное обучение

2015-2016

27
13
11
3
88,9%
100%




Таблица 2
Динамика обученности учащихся (русский язык)
Учебный год
Класс
Количество учащихся
«5»
«4»
«3»
%
качества
% успеваемости

2011 - 2012

21
4
12
5
76,2%
100%

2012-2013

21
4
12
5
76,2%
100%

2013-2014

21
3
14
4
80,9%
100%

2014-2015

21
3
14
4
80,9%
100%

2014-2015

26
безотметочное обучение

2015-2016

27
10
14
3
88,9%
100%


На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.


Таблица 3
Динамика обученности учащихся (литературное чтение)
Учебный год
Класс
Количество учащихся
«5»
«4»
«3»
%
качества
% успеваемости

2011 - 2012

21
11
7
3
85,7%
100%

2012-2013

21
12
7
2
90,4%
100%

2013-2014

21
12
8
1
95,2%
100%

2014-2015

21
12
8
1
95,2%
100%

2014-2015

26
безотметочное обучение

2015-2016

27
16
9
2
92,6%
100%


На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира я предоставляю учащимся возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Это побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.


Таблица 4
Динамика обученности учащихся (окружающий мир)

Учебный год
Класс
Количество учащихся
«5»
«4»
«3»
%
качества
%
успеваемости

2011 - 2012

21
6
12
3
85,7%
100%

2012-2013

21
7
11
3
85,7%
100%

2013-2014

21
6
12
3
85,7%
100%

2014-2015

21
5
13
3
85,7%
100%

2014-2015

26
безотметочное обучение

2015-2016

27
13
11
3
88,9%
100%



Таблица 5
Образовательные достижения
Учебный год
Класс
Кол-во учащихся
Успевае-ость / сред. балл
Отличники, чел / %
Ударники,
чел / %

Абсолютная успеваемость
Качественная успеваемость

2011 - 2012

23
100%/4,5
5/22%
12/52%
100%
78%

2012-2013

24
100%/4,5
5/21%
11/46%
100%
67%

2013-2014

24
100%/4,5
4/17 %
13/54%
100%
60%

2014-2015

26
безотметочное обучение

2015-2016

27
100%/4,6
9/33 %
11/41%
100%
74%


Обучающиеся 4 класса в 2014 году принимали участие в выполнении областных комплексных работ. Уровень выполнения работы детьми достаточно высокий и имеет показатели среднего по Свердловской области.
Анализ выполнения комплексных работ и формирования универсальных учебных действий

В соответствии с планом внутришкольного контроля и требованиями ФГОС НОО в 2015 и 2016 годах проводились итоговые комплексные работы, включающие задания по чтению, математике, русскому языку. Содержание и уровень сложности заданий основной части (обязательной для всех учащихся) соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Дополнительная часть, позволяет проверить сформированность метапредметных результатов на повышенном уровне.
Таблица 6
Динамика обученности учащихся (комплексные работы)

Класс
Уровень


высокий
повышенный
средний
низкий

1 класс
7 чел (28%)
4 чел (16%)
4 чел (16%)
10 чел (40%)

2 класс
8 чел (32%)
5 чел(20%)
4 чел (16%)
8 чел (32%)


Анализ результатов выполнения комплексных работ позволил выявить у учащихся 1-2 класса уровень сформированности предметных и метапредметных аспектов обучения, оценить сформированность таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Были выявлены типичные затруднения и oши6ки. Так, в первом классе была проведена дополнительная работа: необходимо было сравнить задания, определить порядок действий в ходе выполнения работы, показать способы рассуждения и способы оформления заданий. Во втором классе велась работа над умением работать с таблицами, обобщать информацию и пояснять суждение. При работе над ошибками фронтально прорабатывались задания основной и дополнительной частей. Определение проблемных зон в учебной деятельности обучающихся позволяет эффективней выстраивать коррекционную работу.

2.2 Анализ интеллектуально-творческих достижений

Предметом для анализа данного показателя служат результаты ежегодного участия в олимпиадах, проектно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческих конкурсах школьного, городского регионального и областного уровня.
В процессе учебной деятельности каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить свой интеллектуально-творческий потенциал. 96% учащихся класса ежегодно становятся участниками различных мероприятий. Для формирования предметных учебных универсальных действий учащиеся с 1 класса активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах по различным предметам:
- международный конкурс по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
- международный конкурс по математике «Кенгуру-математика для всех»;
- международный конкурс по естествознанию «Человек и природа» (победитель, призёры 2013–2015гг);
- международная олимпиада по основам наук (победители, призёры, 2012–2016гг);
- международная олимпиада «15 вопросов о жизни» (победитель, призёры 2014г);
- международная олимпиада «Мириады открытий» (победители, призёры 2016г).
- всероссийская олимпиада по русскому языку «Родное слово» (победители, призёры, 2014–2016гг);
- всероссийская олимпиада по «Это знают все!» (победитель, призёр 2013– 2015гг);
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются через различные формы: кружки «Волшебная сила слов», «Умники и умницы», объединения «Бумагопластика», «Азбука безопасности», «Учусь создавать проект». Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений, соревнований, экскурсий и т.п. При изучении материала важным является целостность, открытость и адаптивность. Дети и родители положительно оценивают работу кружков и объединений. Посещаемость - 100%. В процессе занятий формируются основы гражданской идентичности личности, развиваются ценностно-смысловые ориентиры ребёнка на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Обучающиеся делают первые шаги к самообразованию и самовоспитанию. Развивается самостоятельность и инициативность личности. Ежегодно ведётся мониторинг эффективности
С целью формирования личностных, регулятивных и коммуникативных УУД учащиеся в рамках внеурочной деятельности активно принимали участие в олимпиадах и конкурсах по различным направлениям:
- муниципальный этап интеллектуально-творческой игры «ЭкоКолобок» в рамках областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (1 место, 2014г.),
- городская НПК «Мой город настоящее и будущее» (3 место, 2014г., 2 место, 2016г.),
- окружная НПК школьников «Православная культура в истории России» (призёр, публикация, 2012г),
- всероссийский конкурс «Радуга проектов» (2 место, 2014г),
- всероссийский конкурс «История моей семьи» (3 место, 2015г),
- окружной конкурс детских творческих работ «Лучшая на свете мама!» (благодарность, 2012),
- V муниципальный фестиваль творчества «Будущее строим вместе» (победитель, 2012г),
- IV городской фестиваль «Компьютерная страна» (1 место, 2013г),
- конкурс художественного чтения «Спорт – это здорово» (1 место, 2014г),
- городской конкурс ДПТ «Пасха красная»,
- городской конкурс ДПТ «Матрёшкин хоровод»,
- творческая выставка «В тридесятом царстве»,
- творческая выставка «Мордочка, хвост и четыре ноги»,
- «Фотография из бабушкиного альбома»
- «Изумрудный город»,
- «Моя мама – лучше всех»,
- «Полиция глазами детей»,
- «Эко – бум 2014»
- «Мой любимый город - Ревда»,
- «В поисках секретов здоровья»,
- интеллектуальный марафон «В стране невыученных уроков» (дипломы, благодарственные письма),
Ежегодно мною составляется социальный паспорт класса. В 2015 – 2016 учебном году в классе было 27 человек. Дети разных социальных слоев: 6 детей из многодетных семей, 2 – получают пенсию по потере кормильца, 5 семей – малообеспеченные, 6 семей неполные. Правонарушений не зафиксировано.
Сотрудничество с социальными партнёрами: центром дополнительного образования для детей, Дворцом культуры, клубом «Цветники», детско-юношеской спортивной школой, станцией юных техников, городскими библиотеками, детскими клубами, центром психолого-медико-социального сопровождения, музыкальной и художественной школой, посещение занятий в центре «Подросток» позволяет создавать в классе необходимую атмосферу, способствующую воспитанию будущих граждан России. Обучающиеся моего класса в рамках социально-значимых проектов регулярно участвуют в акциях милосердия, где оказывают посильную помощь тем, кто нуждается: детям Дома ребёнка, реабилитационного центра «Данко», детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, фонду по защите бездомных животных. Ученики с уважением относятся к людям старшего поколения. В 2012 г. участвовали в концерте для ветеранов городской общественной организации «Остров доброй надежды», изготавливали сувениры для жителей Дома ветеранов. (Благодарственное письмо Депутата Законодательного собрания Свердловской области А.В. Серебренникова). Также в составе школьного танцевального коллектива «Радуга» – дипломантов XVI Международного фестиваля (Диплом II степени, 2013) – участвовали в благотворительных концертах для ветеранов и участников национальных конфликтов (2012-2015гг.). Родители являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с ними были выработаны приоритетные ценности воспитательной работы: здоровье, интеллект, общение, нравственность, гражданин, семья, досуг. В сотрудничестве с родителями организованы экскурсии на Сысертский завод художественного фарфора и в Дом-музей П.П.Бажова (2012г), в Висимский заповедник и дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка (2013г), в Дом-музей Ф.М. Решетникова «Почтовое подворье» (2016г), Крокодилвиль (2016г); а также посещение детьми цирка, театра музыкальной комедии, драмтеатра г.Екатеринбурга (2012–2015гг) и др. Дети, родители и коллеги положительно отзываются о совместной деятельности
О моей профессиональной деятельности имеются публикации в газете «Городские вести».
Проектная часть
В процессе аналитической деятельности выявлены следующие проблемы, связанные с:
комплексным подходом в обучении и предметным преподаванием;
проведением комплексных диагностик и сложностью в обработке результатов;
отсутствием систематизированных ЭОР по учебным дисциплинам начального общего образования;
снижением притязаний у отдельных учащихся.
Поставленные проблемы предполагаю реализовывать через следующие направления деятельности:
оптимизация педагогической деятельности через использование стандартизированных компьютерных комплексных работ и возможностей программ Excel, PROklass.
разработка образовательных маршрутов;
создание собственных электронных образовательных ресурсов;
повышение собственной профессиональной педагогической компетентности.
Осуществление деятельности по данным направлениям планирую организовать в несколько этапов, которые вместе с механизмом достижения результатов представлены в таблице 6.
Таблица 7
Этапы и механизм достижения планируемого результата в межаттестационный период 2016-2021г
Задача
Содержание деятельности
Планируемый результат

Продолжить внедрение ФГОС НОО 2009г, совершенствовать комплекс программно-методического и контрольно-измерительного обеспечения образовательного процесса
анализ затруднений;
психолого-педагогическая подготовка в области мотивации учения;
корректировка рабочих программ по предметам начальной школы;
выявление интересов учеников и корректировка программ внеурочной деятельности в соответствии с потребностями обучающихся и родителей;
изучение нормативно-правовых документов в области образования

определение целей и задач;
подготовка комплекта входной и текущей диагностики по мртивации учения;
утверждение рабочих программ по дисциплинам начальной школы;
удовлетворение познавательных потребностей (дополнительное образование)

Продолжить использование в образовательном процессе современных, в том числе интерактивных технологий, совершенствовать банк используемых ЭОР по предметам начального общего образования, продолжить разработку собственных ЦОР
освоение новых образовательных технологий;
выбор показателей и составление программы мониторинга;
проведение диагностики уровня УДД ;
подготовка контрольно- измерительных материалов;
разработка тем проектов учебно-исследовательской деятельности учащихся;
планирование мероприятий для самореализации школьников;
программа мониторинга; критерии оценивания показателей;
банк контрольно - измерительных материалов;
банк тем проектов по учебно-исследовательской деятельности учащихся исходя из их интересов;
участие в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня;

Обеспечить условия для самореализации учащихся класса в различных направлениях деятельности
внедрение в практику интерактивных технологий;
разработка собственных электронных пособий;
проведение интегрированных уроков;
сопровождение учебных проектов;
активизация познавательной деятельности;
электронные пособия по предметам;
расширение кругозора учащихся;
публичная защита проектов;

Постоянно осуществлять повышение собственной профессиональной педагогической компетентности
повышение уровня профессиональной компетентности;
обмен опытом работы с коллегами;
анализ и обработка результатов;
соотнесение результатов с поставленными целями.
материалы по теме (аналитический отчет; публикация; презентация).

Подведение итогов
Рефлексия педагогической деятельности
Возможные формы: презентация, защита аналитического отчета, творческий отчет, мастер – класс, защита портфолио.


Оценка моей деятельности:
Педагогическая деятельность по подготовке к участию моих учеников в мероприятиях разного уровня отмечена грамотами и благодарственными письмами: за организацию всероссийского конкурса по естествознанию «Это знают все!» (2014), сертификатами IX, X и XI Международных Олимпиад по основам наук о подготовке участников первого и финального этапов по математике, литературному чтению, окружающему миру (2012 - 2016).
За сотрудничество, содействие в организации, большой вклад в развитие духовно-нравственных ценностей образования, подготовку участников и победителей конкурсов награждена грамотами и благодарственными письмами УО ГО Ревда, МКОУ «СОШ №2», МКУ «ЦРО», МОУ ДОД «ДЮЦ», МКУ «ЦРМ», НОУ ДПО «Институт «АйТИ», ГБОУ СПО СО «РПК». Моя профессиональная деятельность была отмечена Почётной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (2013), Почетной грамотой Думы городского округа Ревда (2013), Почетной грамотой Управления образования.
Оценивая свою деятельность с точки зрения развития учащихся, признаю наличие положительных тенденций в процессе формирования компетенций и активной жизненной позиции, которые, я надеюсь, трансформируются в жизненные установки личности.
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Подготовка и написание данного аналитического отчета позволили мне проанализировать, осмыслить и дать оценку результативности собственной деятельности.
Критериями оценки эффективности профессиональной деятельности считаю:
высокие уровни обученности и качества обучения учащихся;
результативность внеучебной, интеллектуально – творческой деятельности обучающихся;
высокая степень социальной адаптации выпускников при переходе в основную школу;
позитивное отношение учащихся к школе, учителям, друг к другу;
восстребованность моей деятельности педагогическим сообществом школы и города;
высокая оценка моей профессиональной деятельности школьной городской администрацией.











13PAGE 15


13PAGE 142315




Root Entry