Аналитический отчет педагога-психолога о проделанной работе за 2015 уч.год


МБОУ Краснокоммунарская СОШ
Аналитический отчет о проделанной работе
психолога Осокиной Т.Г.
с сентября 2015 года
Отчет о проделанной работе психолога с сентября 2015 учебного года.
На основании нормативных документов строилась работа психолога школы.
Целью работы психолога было: способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
Проведение мониторингов образовательного процесса.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
Развитие умения ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Повышение уровня родительской компетентности.
Основные направления работы психолога:
Психодиагностическое
Индивидуальное консультирование
Групповое консультирование
ПсихопросвещениеКоррекционно-развивающая работа
Психопрофилактика.
Работа по направлениям велась со следующими категориями участников обучающего процесса:
Учащиеся
Родители
Педагоги.
Исходя из вышеуказанной цели и задачи, за учебный год проводились следующие работы.
На начало учебного гада проводилась диагностика по адаптации первоклассников. Стартовая диагностика включала: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг, графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман).
Полученные данные были обработаны и написаны протоколы. С классными руководителями обсуждались моменты для оптимизации климата класса.
Проводились диагностические работы по методике Социометрия в 3-6-х классах для выявления статусного положения каждого учащегося в коллективе. Полученные данные были обработаны и написаны протоколы. С классными руководителями обсуждались моменты для оптимизации климата класса.
Во второй четверти по плану в 5-х классах  проводились диагностические работы по методике выявления тревожности Филипса. Кроме того, в этих же классах для  более глубокого анализа и подтверждения данных  также были проведены обследования по методике – анкетирование по Лускановой. Таким образом, полученные данные показали, что с высокие результаты из 5-х классов у 10 учащихся.  Протоколы с результатами предоставлены классным руководителям. Для эффективной адаптации к средней школе в 5-х классах в течение года проводились следующие групповые занятия. Тренинг «Зачем человеку нужны правила?», групповые консультирования на темы: «Что мне нравиться в школе», «5 класс и его особенности», проводились игры на сплочение коллектива «Дождь», «Угадай, кто». В 5-х класах раз в неделю проводились занятия по программе «Навстречу» Культура общения. Программа направлена на улучшения взаимоотношения и адекватного самовосприятия себя и окружающих и т.д. Кроме того с учащимися 5-х классов во время перемен проводилось свободное общение, спрашивалось о самочувствии, о соблюдении правил.
  В 8-х классах проведено занятие на тему «Агрессия и гнев», так как в классе участились случаи конфликтов. В этом же классе проведено социометрия и было выявлено, что в классе есть группировки. Для устранения этой проблемы проводилось занятие на сплочение коллектива.
В рамках программы: «Школа-территория здоровья» в школе 2 раза в год проводились акции и месячники по созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья (профилактика суицидального поведения, пропаганда здорового образа жизни).  В начале года акция проводилась специалистами воспитательной службы в течение недели и закончилась открытием почты доверия и созданием уголка психолога. Участвовали учащиеся с 5 по 11 классы.
Акции и месячники, проводившиеся в течение учебного года, получили большой отклик у детей и педагогов.
На классном собрании для классных руководителей 5-8 классов были предоставлены буклеты «Трудный подросток», который был составлен на основе информаций из интернет-ресурсов. Буклет содержит информацию для родителей, которые могут испытывать трудности при общении с подростком и соответственно рекомендации. Буклеты могут быть полезны классным руководителям при проведении родительских собраний и учебы или распространения и раздачи родителям.
Для родителей выпускных 11 классов также были созданы буклеты на тему «Как помочь подготовиться к ЕГЭ». Информация была составлена на основе информаций из интернет-ресурсов. Буклет включает в себя информация, как для родителей, так и для самих учащихся. Родителям рекомендации по обеспечению условий для успешной сдачи экзаменов, а для учащихся, как наиболее без эмоциональных затрат успешно подготовиться к экзаменам, как правильно вести себя во время экзаменов, как успокоить себя, расслабиться и т.д.
На родительской собрании в 5 классе было проведено занятие на тему «Психологический климат семьи как основа формирования личности ребенка». Занятие включала в себя теоретический материал, рекомендации, подвижную гимнастику, результаты диагностики и т.д. Всего на родительской учебе присутствовали 15 человек.
В начале года были поставлены на учет 5 учащихся 5-8 классах. Следовательно, для этих учащихся открыты индивидуальные карты психологического сопровождения. Проводились индивидуальные диагностические работы, собеседования о внеурочной занятости, об  интересах и т.д. Все полученные данные фиксировались на карту.
За отчетный период всего были проведены  29 индивидуальных консультаций. Из них 5 с родителями, 5 с педагогами, 19 с учащимися. Консультирование с некоторыми участниками проводились повторно. В ходе анализа консультаций было выявлено, что учащиеся обращаются за помощью по вопросам социализации в окружающей среде, проблема взаимоотношения полов,  по проблемам возникновения стресса, депрессии.
Педагоги консультируются в большинстве случаев  по результатам психодиагностических обследований (особенно классные руководители),  по вопросам методической помощи (обработка тестирований, разбор игровых технологий и т.д.), по психолого-педагогическим проблемам учащихся.
Консультации с родителями происходили по результатам психодиагностических обследований,  по проблемам межличностного взаимодействия,  по вопросам кризиса подросткового возраста.  
Также специалисты психологи СОШ, обращающихся за методической помощью. Проведение коррекционных занятий с учащимися/ воспитанниками, по вопросам диагностических материалов, обработка.
Таким образом, в ходе анализа видно, что тенденция обращения за помощью к психологу увеличивается в среде учащихся.
     Таким образом, при анализе консультационного журнала были выявлены основные проблемы, рассматриваемые на консультациях:
Поведенческие
Эмоциональные
Проблемы воспитания
Проблемы отношений с родителями, педагогами
Проблемы обучения.
Предоставление результатов психодиагностических материалов.
Анализируя работу этого учебного года, были поставлены следующие задачи на будущий учебный год:
Продолжение работ по профилактике девиантного поведения, т.е. работы с учащимися «группы риска».
Улучшение качества проводимых коррекционно-развивающих занятий.
Продолжение повышение психологической компетентности педагогов и родителей путем проведения разных семинаров, родительских собраний, лекций и вывешивание буклетов, брошюр.
Добиться еще большей обращаемости к психологу за консультацией среди учащихся.
Добиться еще большего тесного межведомственного и межпрофессионального взаимодействия.
Добиться систематизации проводимых мероприятий.
Статистический  отчет о проведенной работе
с сентября 2015 года.
Всего приемов Взрослых Детей Всего
Индивидуальных обследований 10 19 29
Индивидуальных консультаций П-5
Р-5 19 29
Групповых обследований - 15 классов 15
Групповых консультаций/семинаров П-3 (40)
Р-1 (15) 30 () 34
Индивидуальных коррекционно-развивающих занятий - 81 81
Групповых коррекционно-развивающих занятий - 8 занятий 8
Внеурочная деятельность - 128 128
Консилиумы - 1 1