Программа патриотического воспитания обучающихся на 2011-2015 г.г.


Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение гимназия № 1
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Программа патриотического воспитания обучающихся на 2011-2015 г.г.
выполнила: Миндиярова Л.А.-
заместитель директора по ВР
МОБУ гимназии № 1 г. Мелеуз РБ
г. Мелеуз-2011 г.I. Пояснительная записка
           1. Обоснование для разработки Программы.
   Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
    В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МОБУ гимназии № 1 на период с 2011 по 2015 годы.
   Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
2. Цели и задачи Программы.
 Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность администрации гимназии и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
    Целью программы является:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования обучающихся на основе сохранения и приумножения культурного наследия гимназии и города, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в гимназии единой системы формирования патриотических чувств;
- сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала гимназии патриотической направленности.
  В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;
-         снижение уровня правонарушений  и вредных привычек обучающихся средствами патриотического воспитания;
-         разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
-        обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
-         разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся;
-         реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
        3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
   Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
-         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
-         раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;
-      повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
   В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации гимназии, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
   Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:
1.     Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в гимназии.
2.     Совершенствование деятельности администрации гимназии и педагогов в патриотическом воспитании обучающихся.
3.     Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания обучающихся.
4.     Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания обучающихся. 
4. Контроль за  реализацией  Программы.
Для координации  и реализации деятельности всех структур гимназии, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
   В состав  совета входят:
1.     Заместитель директора по воспитательной работе.
2.     Преподаватель- организатор ОБЖ.
3.     Руководитель МО классных руководителей.
4.     Учителя истории.
5.   Библиотекарь.
 
         5. Оценка эффективности реализации Программы:
   В результате осуществления Программы ожидается:
-    повышение эффективности патриотической работы;
-     повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
-     формирование гражданской грамотности обучающихся;
-      внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;
-      развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего края.
-      сформированность идеала жизни и идеала человека.
   Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- создание кружков патриотической и спортивной направленности;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа обучающихся, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности  и нравственности обучающихся;
- разработка исследовательско – поисковых, краеведческих работ обучающихся.
- продолжение и приумножение традиций гимназии,
- создание краеведческого музея
6.    Ресурсное обеспечение Программы 
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
7. Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
7. 1. Связь поколений.
Цель:
Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, Дни памяти выпускников гимназии, погибших при исполнении воинского долга, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
7. 2. Растим патриота и гражданина России.
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, участие в проектах «Растём патриотами», Декадник посвящённый Дню Республики, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
7. 3. Мой край родной.
Цель:
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
7.4. Я и семья.
Цель:
осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские конференции, собрания, лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
VI. Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
I этап: проектный – 2010-2011 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2011-2013 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2013-2015учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Организовать музей гимназической славы.
План мероприятий по реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Цели:
создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся;
обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания;
Военно-патриотическое воспитание
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Ознакомление обучающихся, педагогов с материалами программы "Патриотическое воспитание граждан РФ", «Молодёжь России» Сентябрь Зам.директораКл.руководители2 Встречи с участниками ВОВ, ветеранами вооруженных сил, курсантами военных училищ В течение года Зам.директора
Преподав. ОБЖ
3 Декадники, месячники, памятные дни:
- Месячник гражданской защиты (1-11 кл);
День призывника
Месячник оборонно-массовой работы (1-11 кл);
Дни памяти погибших выпускников гимназии:
Смотр строя и песни (5-8 кл.);
Военно-спортивная игра Зарница (9-11 кл.);
" А, ну-ка, парни" (10-11 кл.);
Первенство гимназии по лыжным гонкам на приз В.Шлычкова (7-11 кл.);
«Я, мой класс, моя гимназия!»
"Вахта памяти", посвященная Дню Победы (1-11 кл.). сентябрь
октябрь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
май Преподав. ОБЖ
Учителя ФК
4 Тематические беседы:
В жизни всегда есть место подвигу
Боевые традиции вооруженных сил РФ
Мой папа - защитник Отечества
«Великие сыны России! В течение года Классные руководители
5 Сбор материала для книги и музея о гимназии
«О тебе, родная гимназия!» В течение года Учителя истории
Руководители кафедр
6 Посещение клуба Боевой и трудовой славы, краеведческого музея, участие в муниципальных проектах «Растём патриотами», «Мы вместе» 1 раз в триместр Кл.руководители7 Олимпиады:
по гражданской защите
по ПДД октябрь
апрель Преподав. ОБЖ
Преподав. ОБЖ
8 Учебные эвакуации обучающихся.
1 раз в 2 месяца Преподав. ОБЖ
9 Фестиваль военной и патриотической песни «Люблю свою Отчизну» февраль Учитель ИЗО
10 Акции «Защитим сердцем», «Посади дерево»
Октябрь
апрель Учителя эст. цикла
Гражданско- правовое воспитание
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Ознакомление обучающихся, педагогов с материалами:
Конвенция о правах ребенка;
Устав гимназии;
Конституция РБ;
Закон об образовании;
постановления городской и районной администрации по охране правопорядка;
правила для обучающихся. Август – октябрь
Зам.директораКл.руководители2 Работа Совета по профилактике правонарушений, общественного наркопоста В течение года СПС
3 Встречи с работниками:
ГРОВД;
ГИБДД;
прокуратуры;
центром планирования семьи
службами МЧС Каждый
четверг
1р. в триместр Миндиярова Л.А
4 Беседы с обучающимися:
«Детские шалости – причина многих бед». 1-4 кл.
«Вредные привычки не совместимы с хорошей учебой».
5 кл.
«С законом на «ВЫ». 6-7 кл.
«Ответственность за правонарушения». 8-9 кл.
«Великие сыны России». 10-11 кл.
- «Мы – здоровое поколение!».1-11 класс сентябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
окт., апрель Марфина Н.А.
СПП Кл.руководители5 Работа по изучению родного края, укреплению
дружбы между народами разной национальности и поколениями:
организовать посещение городского музея, Воскресенской картинной галереи,
организовать экскурсии и походы на территории района
- сбор материала для школьного музея.
- участие в проекте «Мы вместе», «Растём патриотами» Постоян-но
1 раз в триместр
Классные руководители
6 Традиционные недели и декадники
а) Неделя Республики;
б) Декадник «Я на Вы с законом»
в) Недели профилактики правонарушений; Октябрь
Ноябрь
Апрель МО родных языков, Совет ПП
7 Работа с кинотеатром «Октябрь» по проведению тематических лекториев 1раз в месяц Миндиярова Л.А.
8 Тематические классные часы:
«Я, моя семья, мой город, моя Республика»;
«Мои поступки - моя ответственность»;
«Нет моде – вредным привычкам». 1 раз в месяц СП, классные руководители
Трудовое, профессиональное и экологическое воспитание
№ Мероприятия сроки ответственные
1. Продолжить работу с ЦЗН, ВУЗами РБ, учебными заведениями города по профессиональной ориентации обучающихся В течение года Заместители директора
2. Предпрофильная подготовка обучающихся В течение года Заместители директора
3. Встречи с руководителями предприятий и учреждений города В течение года Заместители директора
4. - акции «Чистые берега», «Сбереги деревце»
- беседы «Береги минуту», «НОТ школьника», «Профессия моих родителей», «Великое рядом» В течение года Заместители директора
5 Родительский лекторий:
«Трудовое воспитание в семье»
«Свободное время с пользой для себя» Октябрь
Март Соц.-психологическая служба
6 Работа кружков прикладного творчества В течение года Руководители кружка
7 Акции «Помогаем ветеранам», «Герои живут рядом» Октябрь
апрель Кл.руководители8 Занятия общественно-полезным трудом
- озеленение пришкольного участка,
- экологические субботники В течение года Кл.руководители5-10 кл.
Нравственно- эстетическое воспитание
№ Мероприятия сроки ответственные
1. Организация работы кружков эстетического цикла:
танцевальный, вокальный, художественное слово, прикладного искусства и т. д. сентябрь Заместитель директора по ВР
2. Традиционные праздники и фестивали:
День самоуправления,
День Республики
Слёт отличников
Новогодние утренники и вечера
Смотр строя и песни
Фестиваль «Восходящая звезда»
Вечер встречи выпускников
Фестиваль «Я, мой класс, моя гимназия!»
Посвящение в гимназисты
Фестиваль «Ключ к успеху»
Праздник последнего звонка
Выпускной вечер Октябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Май
Июнь МО эстетического цикла
3. Организация выставок работ обучающихся к знаменательным датам:
сочинений и стихотворений, рисунков, фотографий
плакатов В течение года Учителя предметники
4. Тематические беседы, круглые столы «Спешите делать добро!» Ноябрь
февраль Соц.-пед. служба
5. Акция «Зеленый свет»
«Подари свою улыбку» Октябрь
декабрь Заместитель директора по ВР
Литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.