Задания для проведения школьного этапа олимпиады по химии для 10 класса.


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
10 классЗадача 10-1
Всё хорошо, что в меру. Гиппократ
Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.
Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”(напишите формулы жемчуга и «уксуса»), а также составьте уравнение реакции. (3 балла)
Задание 10-2
То, что мы знаем, - ограничено,а то, чего мы не знаем - бесконечно. АпулейСамки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (4 балла)
Задание 10-3
Хлорофилл (от греч. chlorós — зеленый и phýllon — лист),зеленый пигмент растений, с помощью которогоони осуществляют фотосинтез.
Хлорофилл является важным пигментом, обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64,8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. .
Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла. . (11 баллов)
Задание 10-4
Опыт - это не то, что происходит с вами;это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон.
В четыре открытых стакана с водными растворами питьевой соды, железного купороса, цинкового купороса и кислого сернокислого аммония опустили по кусочку металлического натрия. Какие процессы будут протекать в каждом их этих стаканов? Запишите уравнения реакций. (10 баллов)
Задание 10-5 Кто ищет – тот всегда найдет
Дана схема реакции:
KI + …+ H2SO4 →… + … + MnSO4 + H2O
Вместо пропущенных точек вставьте недостающие вещества.
1.Определите степени окисления элементов.
2. Составьте уравнение электронного баланса
3. Определите окислитель и восстановитель
4. Расставьте коэффициенты в данном уравнении. Перечислите области применения вещества, формула которого KMnO4 (7 баллов)