Интеллектуальная игра Самый умный для учащихся 5-6 и 7-8 классов

Интеллектуальная игра «Самый умный»
для учащихся 5–6 и 7-8 классов.

Автор разработки: Магомеднурова Халимат Магомедовна, учитель истории и обществознания, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 43»

В игре да в дороге узнают людей.
(Поговорка)

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культом, тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра как феномен была предметом исследования многих философов, писателей, этнографов, психологов, педагогов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания.
Для ребенка игра – естественная форма обучения. Она часть его жизненного опыта. По утверждению К.Д. Ушинского, игры помогают не только проявить способности и наклонности ребенка, но и совершенствовать их. А.М. Горький считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта.
Поэтому школьное обучение и воспитание, интеллектуальное развитие должно быть неразрывно связано с игрой.
Интеллектуальная игра «Самый умный» – является одной из развивающих форм организации образовательно-воспитательного процесса в условиях адаптивной школы. Она строит свою деятельность в соответствии с основными направлениями образовательной школы. Игра «Самый умный» в полной мере соответствует развитию интеллекта учащихся, является продолжением игры, проводимой в школе на I ступени обучения в 3 – 4 классах. Игра предназначена для проведения среди учащихся II ступени обучения в 5 – 6 и 7 – 8 классах и является эффективным стимулятором познавательной деятельности учащихся, активизируя их учебную деятельность и способствуя занятости во внеурочное время.

Основные цели и задачи игры.
Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.
Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.
Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
Создать условия одаренным детям для реализации их личностных творческих способностей.

Содержание и основные направления деятельности.
Организация деятельности интеллектуальной игры «Самый умный» осуществляется по следующим направлениям:
развитие у детей мотивации к познанию материала качественно высокого уровня из области разных наук;
формирование неординарного стиля мышления;
формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
развитие творческих способностей учащихся.

Материально-техническое обеспечение игры:
комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией игры «Самый умный»;
оснащение игры необходимыми ТСО;
компьютеризация игры «Самый умный» с целью создания банка данных;
обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации игры «Самый умный»;
формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в игре «Самый умный».

Этапы игры:
Интеллектуальная игра «Самый умный» проходит в четыре этапа:
I этап – отборочный тур: участвуют все желающие учащиеся 5 – 6 и 7 – 8 классов школы.
II этап – I тур: участвуют учащиеся 5 – 6 и 7 – 8 классов, набравшие количество баллов более половины от максимального.
III этап – II тур: участвуют 25 учащихся 5 – 6 и 7 – 8 классов, набравших максимальное количество баллов.
IV этап – финал: участвуют 6 человек 5 – 6 и 7 – 8 классов, набравших наибольшее количество баллов. Победитель финала игры получает титул «Самого умного» ученика и символику (значок «Самый умный» и скульптуру совы).

Ход игры «Самый умный».

I этап. Отборочный тур игры «Самый умный».
Отборочный тур проходит в актовом зале. Приглашаются все желающие учащиеся. Каждый получает бланк для ответов.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, бланки ответов, презентация для проведения тестирования.
Сценарий
проведения отборочного тура интеллектуальной игры «Самый умный»
в 5-6 и 7-8 классах.

Звучат фанфары.
На экране заставка игры.
На сцену выходят ведущие.

Ведущий 1.
Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2.
Мы рады вас приветствовать на ежегодной интеллектуальной игре «Самый умный»!
Ведущий 1.
Мороз трескучий – вот напасть!
Зима лютует, злится, злится.
И чтобы в спячку нам не впасть,
Друзья, не стоит нам лениться!
Ведущий 2.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
Ведущий 1.
Который год мы встречаемся в этом зале, чтобы определить самого достойного, самого умного ученика нашей школы.
Ведущий 2.
Сегодня отборочный тур игры, и каждый может попробовать свои силы в борьбе за почетное звание «Самого умного».
Ведущий 1.
Слово для приветствия предоставляется ______________________________________

Звучит музыкальная заставка.
Ведущий 1.
«Наука изощряет ум; ученье вострит память», - говорил Козьма Прутков.
Ведущий 2.
А китайский мудрец Конфуций утверждал: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький».
Ведущий 1.
Вы вступаете в борьбу за звание лучшего по благородному пути размышления.
Ведущий 2.
И мы желаем вам «ни пуха, ни пера»!

Ведущие уходят.
Учащиеся знакомятся с правилами отборочного тура.
Информация высвечивается на экране.

Уважаемые ребята! Отборочный тур в этом году проходит необычно. У каждого в руках находится бланк ответов. Впишите в него свой класс, фамилию и имя полностью. Каждый из вас должен будет показать свои знания за ограниченное время. Для ответа на вопрос у вас не более минуты. В отборочном туре 30 вопросов по четыре варианта ответов в каждом. Вы должны отметить в бланке ответов правильный, по вашему мнению, вариант ответа крестиком как показано на экране. Вопросы будут следовать один за другим, отвечайте быстро. Если вы не успели дать ответ, ничего не отмечайте в бланке. После прохождения тестирования каждый опустит свой бланк ответов в урну у входа. Желаю удачи!
Звучит музыка.
Проходит тестирование на экране.
(См. Презентация Otbor_5-6)

Задания отборочного тура игры «Самый умный» 5 – 6 класс.
Укажите омонимы:
А) бросать, кидать;
Б) вид (из окна), вид (глагола);
В) однообразный, разнообразный;
Г) неудачливый, неудачный.
Место, откуда река берет начало, называется:
А) устье;
Б) приток;
В) исток;
Г) пойма.
Образное определение, выраженное преимущественно прилагательным, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения – это:
А) эпитет;
Б) метафора;
В) антоним;
Г) гипербола.
Растение, которое является источником каучука:
А) герань;
Б) гевея;
В) бамбук;
Г) плаун.
Как называется детский врач?
А) терапевт;
Б) отоларинголог;
В) педиатр;
Г) офтальмолог.
Сколько букв в английском алфавите?
А) 25;
Б) 26;
В) 27;
Г) 28.
Большое скопление птиц – это:
А) дрожжи;
Б) сообщество;
В) фенотип;
Г) базар.
Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?
А) круг;
Б) трапеция;
В) ромб;
Г) квадрат.
Кто автор повести-сказки «Дядя Федор, пес и кот»?
А) Э. Успенский;
Б) С. Маршак;
В) В. Бианки;
Г) А. Барто.
В каком слове пишется буква Щ?
А) подскаик;
Б) разноик;
В) сыик;
Г) объезик.
Кого называют «глазастым охотником»?
А) варан;
Б) стрекоза;
В) лягушка;
Г) тритон.
Назовите щипковый музыкальный инструмент?
А) скрипка;
Б) контрабас;
В) гитара;
Г) альт.
Как почтительно обращаются к мужчине в Польше?
А) мсье;
Б) сэр;
В) дон;
Г) пан.
Укажите ошибку:
А) возле ее;
Б) в честь его;
В) вопреки им;
Г) у нее.
Кому с легкой руки Цицерона было присвоено имя «отца истории»?
А) Конфуцию;
Б) Геродоту;
В) Дидро;
Г) Ранбеку.
Из перечисления уберите планету, не имеющую твердой оболочки:
А) Меркурий;
Б) Марс;
В) Венера;
Г) Сатурн.
Титул правителя Парфии:
А) царь;
Б) император;
В) фараон;
Г) князь.
Что в математике имеет такое обозначение – [а, b]:
А) точка;
Б) отрезок;
В) прямая;
Г) бесконечность.
Создателем образа Карлсона в детской литературе является:
А) Джанни Родари;
Б) Шарль Перро;
В) Астрид Линдгрен;
Г) Кэрролл Льюис.
Какое озеро находится в пустыне Сахара?
А) Эйр;
Б) Виктория;
В) Чад;
Г) Балхаш.
Чьим другом был Гекльберри Финн?
А) Тома Сойера;
Б) Маленького принца;
В) Чука и Гека;
Г) Тани Гроттер.
Какой улицы нет в Салехарде?
А) ул. Артеева;
Б) ул. Мичурина;
В) ул. Лебедева;
Г) ул. Чупрова.
Какую сказку не написал Г.Х. Андерсен?
А) «Огниво»;
Б) «Снежная королева»;
В) «Кот в сапогах»;
Г) «Русалочка».
Лев Яшин:
А) играл в хоккей с шайбой
Б) прыгал с шестом
В) играл в футбол
Г) был баскетболистом.
Воевать нужно «не числом, а умением». Так считал великий полководец:
А) П.А.Румянцев;
Б) М.И. Кутузов;
В) А.В.Суворов;
Г) А.Д. Меншиков.
Кульман – это:
А) название чертежного прибора;
Б) имя выдающегося ученого;
В) название растения;
Г) единица измерения.
Как переводится с английского языка на русский название американских космических летательных аппаратов «Вояджер»?
А) прогулка;
Б) путешественник;
В) летчик;
Г) инопланетянин.
Назовите игру, из которой развился бейсбол:
А) городки;
Б) лапта;
В) гольф;
Г) регби.
Как раньше в России называли ненцев, селькупов и другие народы севера?
А) северяне;
Б) самоеды;
В) ясачные люди;
Г) тундровики.
IBM расшифровывается как:
А) Ингмар, Берн энд Макс;
Б) Индастриал Биг Мэшинс;
В) Интернэшнл Бизнес Мэшинс;
Г) Индиан Биг Мэшинс.

Ответы отборочного тура в 5 – 6 классах.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Б
В
А
Б
В
Б
Г
Б
А
В
Б
В
Г
А
Б
Г
А
Б
В
В
А
В
В
В
В
А
Б
Б
Б
В


Бланк ответов отборочного тура.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Ответы отборочного тура игры «Самый умный». 2016 – 2017 гг.
Ученика(цы) ________ класса ___________________________________
(Класс, литер) (Фамилия, имя)


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

А































Б































В































Г
































II этап. I тур игры «Самый умный».
В первом туре игры участвуют ребята, набравшие 16 и более баллов, т. е. более половины от максимального количества баллов в отборочном туре. Каждому индивидуально выдаются задания с тестовыми вопросами и бланк ответов. На выполнение работы отводится 60 минут. Во второй тур выходят только 24 учащихся, набравшие максимальное количество баллов.
Оборудование: раздаточные материалы – задания и бланки ответов, музыкальное оформление.

Задания I тура игры «Самый умный» 5 – 6 класс.
Тестовые задания.
1. Клубень – это:
А) плод;
Б) видоизменённый побег;
В) видоизменённый корень;
Г) видоизменённый цветок.
2. Операция по взятию Москвы немецкими войсками в годы Великой Отечественной войны получила кодовое название:
А) «Барбаросса»;
Б) «Цитадель»;
В) «Кремль»;
Г) «Тайфун».
3. Способность представить несуществующее, составить мысленную картину будущего результата является:
А) знанием;
Б) талантом;
В) воображением;
Г) притяжением.
4. Прямоугольник с равными сторонами – это:
А) ромб;
Б) квадрат;
В) треугольник;
Г) параллелепипед.
5. Сосуды, несущие кровь к сердцу – это:
А) артерии;
Б) капилляры;
В) вены;
Г) аорта.
6. Когда в Древней Руси начинали счёт времени суток?
А) в полночь;
Б) на рассвете;
В) в полдень;
Г) вечером.
7. Юля сказала трём своим подругам: «Приходите ко мне после двух часов дня». Маша пришла к Юле в половине второго, Даша – точно в два, а Саша – в десять минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?
А) только Маша;
Б) только Саша;
В) только Даша;
Г) Даша и Саша.
8. У гороха посевного побег:
А) прямостоячий;
Б) ползучий;
В) вьющийся;
Г) цепляющийся.
9. Какое из выражений означает не то, что остальные?
А) на всех парах;
Б) во всю прыть;
В) во весь опор;
Г) во всю глотку.
10. Что значит в переводе «ненец»?
А) человек;
Б) олень;
В) путешественник;
Г) отец.
11. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?
А) морской конёк;
Б) морской котик;
В) морская свинка;
Г) морская звезда.
12. Как называется подмосковный дачный посёлок, известный в народе как «писательский городок»?
А) Разделкино;
Б) Недоделкино;
В) Переделкино;
Г) Безделкино.
13. У заболевших СПИДом людей:
А) быстрее, чем у здоровых, происходит свертывание крови;
Б) вырабатывается невосприимчивость к инфекциям;
В) разрушается иммунная система организма;
Г) увеличивается число эритроцитов в крови.
14. Продолжите крылатую фразу средневековья: «Городской воздух делает»:
А) «рыцарем без страха и упрека»;
Б) «человека счастливым»;
В) «человека свободным»;
Г) «человека богатым».
15. Кто автор сказки «Конёк-Горбунок»?
А) Е.Л. Шварц;
Б) П.П. Ершов;
В) Ш. Перро;
Г) В. Бианки.
16. Эта столица на Тибре-реке,
От моря Тирренского невдалеке:
А) Париж;
Б) Рим;
В) Будапешт;
Г) Вена.
17. Метр с половиной тесьмы стоит полтора рубля. Сколько нужно заплатить за 17 м. такой тесьмы?
А) 15 р.;
Б) 17 р.;
В) 21 р.;
Г) 25,5 р.
18. Метеорный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, водный, грязевой, речной
А) дождь;
Б) ветер;
В) поток;
Г) остров.
19. В какой из этих пословиц пропущено название не того животного, что в остальных?
А) Страшнее зверя нет;
Б) Знает , чье мясо съела;
В) Ночью все серы;
Г) Кот из дома – в пляс.
20. Кем по национальности был создатель легендарного салата «Оливье»?
А) немец;
Б) англичанин;
В) француз;
Г) русский.
21. В сказке К.И. Чуковского «Мойдодыр» есть такие строки:
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
Мойка в этом отрывке:
А) раковина;
Б) унитаз;
В) ванна;
Г) река.
22. К сумчатым млекопитающим относятся:
А) ехидна;
Б) утконос;
В) кенгуру;
Г) крот.
23. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?
А) Стоунхендж;
Б) Тадж-Махал;
В) Фудзияма;
Г) Колизей.
24. Выберите учёного, успешно занимавшегося поисками и разведкой углеводородного сырья на территории округа:
А) И.Г. Истомин;
Б) В.Т. Подшибякин;
В) С.С. Собянин;
Г) И.С. Шемановский.
25. Склонность человека к определённым видам деятельности, занятиям, профессии - это:
А) характер;
Б) темперамент;
В) способность;
Г) лидерство.
26. Какие слова не рифмуются?
А) природа – народа;
Б) весна – зима;
В) задачи – удачи;
Г) любовь – морковь.
27. Как назывался космический корабль, на котором Юрий Гагарин совершил полет в космос?
А) «Север»;
Б) «Юг»;
В) «Восток»;
Г) «Запад».
28. Четыре школьника решили провести турнир в шашки. Чтобы выявить победителя, каждый должен сыграть со своими противниками по одной партии. Сколько всего партий должно быть сыграно в этом турнире?
А) 4;
Б) 6;
В) 8;
Г) 9.
29. Главного предводителя ахейского войска, осаждавшего Трою, звали:
А) Ахилл;
Б) Патрокл;
В) Одиссей;
Г) Агамемнон.
30. Что в перечислении лишнее?
А) пенс;
Б) сажень;
В) дюйм;
Г) фут.
Задания повышенной сложности.
1. Англичанин, изучающий русский язык, писал сочинение о весне, но пропустил некоторые слова, не зная их. Заполните пропуски.
В небе, возвращаясь, __________________ журавли. За окном _______________ голуби. Под окнами чирикают воробьи. На деревьях _______________ вороны. А по ночам ____________ филины.
2. Сколько треугольников в данном чертеже? _______________________


3. Подберите русский аналог немецкой пословице: Молчаливый рот – золотой рот.
___________________________________________________________________________________________
4. Перед Вами высказывание известного русского писателя А.Н. Радищева о человеке, но слова в нём выписаны по алфавиту. Восстановите обычный порядок слов в высказывании и объясните его смысл.
В, видеть, другом, когда, научишься, станешь, тогда, только, человека, человеком.
5. Составьте тестовый вопрос по любой теме с четырьмя вариантами ответов, из которых только один верный.
Рефлексия.
- Нравится ли Вам игра «Самый умный» и почему?
- С какой целью Вы участвуете в игре?
- Какие вопросы Вы считаете наиболее удачными и интересными?
- Какие вопросы вызвали у Вас наибольшие затруднения при выполнении работы?
- Считаете ли вы вопросы и задания сложными, не рассчитанными на Ваш интеллектуальный уровень?
- Каковы Ваши предложения по усовершенствованию и развитию игры «Самый умный»?

Ответы I тура в 5 – 6 классах.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Б
Г
В
Б
В
Б
Б
Г
Г
А
В
В
В
В
Б
Б
Б
В
Г
В
Г
В
Б
Б
В
Б
В
Б
Г
А

1. В небе, возвращаясь, курлыкают журавли. За окном воркуют голуби. Под окнами чирикают воробьи. На деревьях каркают вороны. А по ночам ухают филины.
2. 8 треугольников.
3. Слово – серебро, а молчание – золото.
4. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.( А.Н. Радищев.)

Бланк ответов I тура.

Ответы I тура игры «Самый умный». 2016 – 2017 гг.
Ученика(цы) ________ класса ___________________________________
(Класс, литер) (Фамилия, имя)


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

А































Б































В































Г
































Задания повышенной сложности.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
Рефлексия.
____________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·______________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап. II тур игры «Самый умный».
Во втором туре участвуют только 24 учащихся, набравших максимальное количество баллов в первом туре. Проведение второго тура осуществляется, так же как и предыдущего. В финал выходят 6 учащихся.
Оборудование: раздаточные материалы – задания и бланки ответов, музыкальное оформление.

Задания II тура игры «Самый умный» 5 – 6 класс.
Тестовые задания.
1. К какому царству живых организмов относятся дрожжи?
А) растения;
Б) грибы;
В) бактерии;
Г) животные.
2. Какой город Золотого кольца недавно признан родиной Снегурочки?
А) Кострома;
Б) Владимир;
В) Сергиев Посад;
Г) Ярославль.
3. Как правильно назвать того, кто плетёт интриги?
А) интрижист;
Б) интригист;
В) интригант;
Г) интриган.
4. С каким мифом связано выражение «Авгиевы конюшни»?
А) миф о Деметре и Персефоне;
Б) миф о Геракле;
В) миф о Тесее и Минотавре;
Г) миф о Дедале и Икаре.
5. Перед обедом Коля разрезал каждую из 5 сосисок на 5 равных частей. 2/5 частей сосисок Коля успел съесть, но тут позвонили в дверь. Пока он ходил открывать, чтобы узнать, кто пришел, кот Васька успел съесть 1/3 часть оставшихся сосисок. Сколько всего сосисок съел Коля?
А) 2;
Б) 3;
В) 3,5;
Г) 4.
6. Тинэйджеры – это:
А) неформалы;
Б) подростки;
В) этнос;
Г) толпа.
7. Какое из слов не может обозначать отсылку к прошлому?
А) прежде;
Б) раньше;
В) встарь;
Г) впредь.
8. Жидкую часть крови называют:
А) тканевой жидкостью;
Б) плазмой;
В) лимфой;
Г) физиологическим раствором.
9. Ориентация на деньги как основную ценность в жизни называется:
А) меркантилизм;
Б) инфантилизм;
В) максимализм;
Г) конформизм.
10. Эта хата не из кедра,
Но не страшен в ней мороз.
Ведь она сама из снега,
А хозяин – эскимос.
Как называется жильё эскимоса?
А) юрта;
Б) чум;
В) иглу;
Г) яранга.
11. Кому принадлежало имя Чиль в сказке Р. Киплинга «Маугли»?
А) слону;
Б) коршуну;
В) шакалу;
Г) волку.
12. «Не заслоняй мне солнце!» - было сказано Александру Македонскому:
А) его отцом Филиппом;
Б) матерью Олимпиадой;
В) наставником Аристотелем;
Г) философом Диогеном.
13. В каком из этих слов приставка имеет не то значение, что в остальных?
А) задрожать;
Б) забежать;
В) полететь;
Г) поползти.
14. Кто согласно шутливой поговорке рождается с лыжами на ногах?
А) испанцы;
Б) голландцы;
В) норвежцы;
Г) ирландцы.
15. У жаб зубы:
А) отсутствуют;
Б) имеются только на верхней челюсти;
В) имеются только на нижней челюсти;
Г) имеются у половозрелых особей на обеих челюстях.
16. Как переводится название африканского государства Сьерра-Леоне?
А) Слоновые равнины;
Б) Холмы антилоп;
В) Озёра бегемотов;
Г) Львиные горы.
17. Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую при непосредственном участии нервных клеток, называют:
А) рудиментом;
Б) рефлексом;
В) релаксацией;
Г) рекомбинацией.
18. Что попросила внучка Карла Фаберже, когда на Рождество он подарил ей слоника из уральского родонита?
А) куклу;
Б) живого слона;
В) пасхальное яйцо;
Г) турне по Уралу.
19. Драгоценный камень какого цвета в древности называли карбункулом?
А) красного;
Б) голубого;
В) желтого;
Г) черного.
20. Что у вратаря в хоккее с шайбой не защищено специальным снаряжением?
А) голова;
Б) кисти рук;
В) колени;
Г) спина.
21. Какое из этих литературных произведений – не сказка?
А) «Стрекоза и муравей» Ивана Крылова;
Б) «Гадкий утёнок» Ганса Христиана Андерсена;
В) «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен;
Г) «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина.
22. Какие из этих гор самые низкие?
А) Урал;
Б) Кавказ;
В) Жигули;
Г) Карпаты.
23. Какая компания выпускает джипы «Лендровер»?
А) британская;
Б) французская;
В) американская;
Г) германская.
24. Почва – это:
А) верхний плодородный слой земли;
Б) горная порода;
В) перегной;
Г) нерастворимые минеральные вещества.
25. Назовите имя царя из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина?
А) Дадон;
Б) Елисей;
В) Салтан;
Г) Руслан.
26. Город с каким названием есть в Европе?
А) Виски;
Б) Коньяк;
В) Джин;
Г) Ром.
27. Он стал одним из первых звёзд рок-н-ролла:
А) Элвис Пресли;
Б) Ференц Лист;
В) Марчелло Мастроянни;
Г) Луи Армстронг.
28. Что такое скипетр?
А) меч;
Б) булава;
В) жезл;
Г) щит.
29. Дерево-символ нашей Родины:
А) ива;
Б) берёза;
В) каштан;
Г) тополь.
30. Как в Древней Руси называли 10000?
А) тьма;
Б) мрак;
В) бездна;
Г) много.
31. Кто возглавляет Правительство России?
А) Иванов;
Б) Фрадков;
В) Грызлов;
Г) Фурсенко.
32. Каким орденом не награждали в годы Великой Отечественной войны?
А) орденом Нахимова;
Б) орденом Суворова;
В) орденом Андрея Первозванного;
Г) орденом Ушакова.
33. Как называется украшение, врезанное в изделие из другого материала?
А) аппликация;
Б) инкрустация;
В) вставка;
Г) композиция.
34. «Какой великий артист погибает!» – эти слова принадлежат:
А) Цицерону;
Б) Нерону;
В) Траяну;
Г) Солону.
35. Что означает слово «дезодорант»?
А) обожатель, влюбленный;
Б) вещество, уничтожающее дурной запах;
В) тонкий аромат;
Г) вещество, используемое для придания чему-либо запаха.
36. Прозвище Долгорукий носил князь:
А) Олег;
Б) Святослав;
В) Андрей;
Г) Юрий.
37. У какого из этих слов форма множественного числа соотносится с формой единственного не так, как у остальных?
А) котята;
Б) щенята;
В) цыплята;
Г) ягнята.
38. Когда в Салехарде было построено новое здание МОУ «СОШ № 2»?
А) в 1998 г.;
Б) в 1999 г.;
В) в 2000 г.;
Г) в 2001 г.
39. Где утром в первый день января можно босиком прогуляться по росе?
А) в Рейкьявике;
Б) в Стокгольме;
В) в Канберре;
Г) в Риге.
40. Сколько племянников было у дядьки Черномора?
А) три;
Б) семеро;
В) тридцать три;
Г) видимо-невидимо.
41. Сколько окружностей можно провести через сферу?
А) одну;
Б) две;
В) триста шестьдесят;
Г) бесконечное множество.
42. Единицы, в которых измеряется космическое расстояние – это:
А) километры;
Б) мегабайты;
В) мили;
Г) парсеки.
43. Конвенция о правах ребёнка провозглашает право ребёнка свободно выражать своё мнение:
А) только в семье;
Б) только среди своих сверстников;
В) только в образовательном учреждении;
Г) во всех сферах жизни и деятельности.
44. В выражении A : В = С, В является:
А) уменьшаемым;
Б) частным;
В) делимым;
Г) делителем.
45. Чьей дочерью была Людмила – героиня поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
А) Владимира Красное Солнышко;
Б) Ярослава Мудрого;
В) Владимира Мономаха;
Г) Всеволода Большое Гнездо.
Вопросы на смекалку.
1. В каких родственных отношениях состояли царь Салтан и царевна Лебедь?
2. Не используя других чисел, разделите 12 так, чтобы получилось 0,5.
3. С какой стороны не взглянуть на эту птицу – она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами. Назовите эту птицу.
4. Разгадай шараду.
Пойди-ка в сад и погляди,
Я там цвету, благоухаю.
Но «г» поставишь впереди,
И в небе я загромыхаю.
5. Отгадай загадку.
Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Ответы II тура в 5 – 6 классах.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Б
А
Г
Б
Г
Б
Г
Б
А
В
Б
Г
Б
В
А
Г
Б
Б
А
Г
А
В
А
А


25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

А
Б
А
В
Б
А
Б
В
Б
Б
Б
Г
Б
В
В
В
Г
Г
Г
Г
А


Вопросы на смекалку.
1. Салтан приходился царевне Лебедь свёкром.
2. 1/2 = 0,5
3. Страус.
4. Роза – гроза.
5. Воздух.

Бланк ответов II тура.

Ответы II тура игры «Самый умный». 2016 – 2017 гг.
Ученика(цы) ________ класса ___________________________________
(Класс, литер) (Фамилия, имя)


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
·3
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

А

























Б

























В

























Г



























25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

А






















Б






















В






















Г























Вопросы на смекалку.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

IV этап. Финал.
В финале игры участвуют 6 лучших игроков, набравших максимальное количество баллов во втором туре. Финал проходит в форме шоу и состоит из трех этапов: разминки, основной игры и поединка двух лучших игроков.
Разминка состоит из 12 блоков вопросов по основным образовательным темам. Каждый игрок должен за одну минуту ответить на вопросы по выбранной теме и постараться дать максимальное количество правильных ответов.
Основная игра состоит из вопросов по темам, которые выбрали для себя игроки накануне финала как наиболее хорошо ими изученные. Темы финальной игры могут быть очень разнообразны. Каждый из участников должен ответить на 7 вопросов.
По итогам разминки и основной игры подводятся итоги и два лучших игрока участвуют в поединке за звание «Самого умного». Они должны ответить на пять пар вопросов и тот, кто дал больше правильных ответов становиться победителем. Если количество набранных баллов у обоих игроков одинаковое, то учащиеся отвечают на дополнительные вопросы до победы одного из игроков.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, 6 столов и 6 стульев, микрофоны, презентация для проведения игры, музыкальная подборка.

Сценарий
финала интеллектуальной игры «Самый умный» 5-6 класс.

Открывается занавес. Звучат фанфары.
На экране заставка игры (См. Презентация Tityl_5-6)
Музыкальный номер _____________________________________________
На сцену выходят юноша и девушка.
Девушка: Добрый день, дорогие друзья!
Юноша: Приветствуем вас в финале интеллектуальной игры «Самый умный»!
Девушка: Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок, - сказал Артур Шопенгауэр.
Юноша: Упорная борьба за звание «Самого умного» ученика нашей школы – это путь гениальности.
Девушка: Всегда вам хочется дойти до самой сути,
Познать быстрее сущность бытия,
Людей великих пламенные судьбы
Для вас немало нового таят.
Входите в храм наук легко и смело
И помните о том, что в знанье - сила,
Чтоб в будущем свои открытья сделать
Во благо нашей родины - России.
Юноша: Шагает он уверенно и гордо,
Наш интеллектуальный марафон.
В игре - накал страстей, свои рекорды,
И пораженья, и медальный звон.
Минута долгожданная настала,
И как приятно нам провозгласить:
С участниками звёздного финала
Вам встретиться, ребята, предстоит.
Юноша: Только шестеро ребят дошли до финала в этом году, показав высокий интеллект и ум.
Девушка: А ум – по мнению Ушинского, - не что иное, как хорошо организованная система знаний.
Юноша: Чьи знания сегодня окажутся достаточными, чтобы одержать победу? Игра покажет!
Девушка: Встречайте финалистов игры «Самый умный»!

На сцену выходят участники игры под музыкальное сопровождение, им надевают эмблемы игры и каждый обращается с коротким приветствием и занимает своё место.

Юноша: Слово для приветствия финалистов предоставляется ________________________________________________________
Девушка: Оценивать знания наших финалистов и определит сегодня «Самого умного» уважаемое жюри: ________________________________________________________
Уходят.
Музыкальный номер _____________________________________________
На сцену выходит ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, юные леди и джентльмены, а также дамы и господа!
Финал игры состоит из трех частей: Разминки, Основной игры и Поединка, в котором примут участие только два лучших игрока.
Последовательность состязания игроков определил 2 тур по числу набранных ребятами баллов: порядок таков ________________________________________________________
Внимание! Разминка.
Перед вами 12 тем по разным отраслям знаний. Каждому из вас предоставляется возможность в порядке очередности выбрать две темы и в течение 1 минуты дать как можно больше правильных ответов на вопросы. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Жюри будет фиксировать правильные ответы. Готовы?

Вопросы появляются на экране и произносятся ведущим под счёт метронома. После первого круга вопросов промежуточное подведение итогов.

Ведущий: первый этап пройден. Разминка завершилась. Пока жюри подводит итоги, можно насладиться музыкой.
Музыкальный номер _____________________________________________

Ведущий: Мы достигли основного этапа игры. Каждый из участников выбрал специальную тему.
Какую тему выбрали Вы?

Учащиеся сами называют свои темы и почему их выбрали.
Каждый игрок получает цвет, под которым будут вопросы его специальной темы.

Ведущий: Напоминаю правила. Перед вами табло из 49 ячеек. За каждым номером скрыт вопрос. По семь номеров из выбранной каждым участником темы и семь номеров содержат вопросы общих знаний.
Каждый из вас ответит на 7 вопросов. Правильный ответ на вопрос вашей темы оценивается в 2 балла, а вот правильный ответ на вопрос соперника принесет 4 балла. Если вы ответите на вопрос из области общих знаний, то получите 1 балл.
На размышление у вас будет 10 секунд. Не торопитесь. Отсчет времени виден на экране. После звукового сигнала вы должны дать свой вариант ответа.
А теперь важный момент. Ячейки откроются, буквально, на 10 секунд, и вы должны запомнить, номера вопросов вашей темы.
Готовы? Я желаю вам удачи!

На 10 сек. на экране каждая ячейка приобретает свой цвет (нумерация сохраняется).
По истечении 10 сек. автоматически осуществляется переход на следующий слайд с белыми пронумерованными ячейками.
Дети в порядке очередности называют номер. Высвечивается слайд с вопросом.
Вопрос читает ведущий.
Предусмотрено 10 сек. на обдумывание.
Отсчет последней секунды сопровождается звуковым сигналом.
Игрок дает свой вариант ответа.
Далее осуществляется переход на слайд «Ответ» (правильный ответ сопровождается иллюстрацией).
Затем осуществляется переход на стартовую страницу с ячейками - табло. Выбранный номер исчезает автоматически и на его месте высвечивается ячейка только цветом, который соответствует данной теме.

Ведущий: Основная игра завершилась! И жюри предстоит подвести итоги. Вам предлагается музыкальная пауза.

Музыкальный номер______________________________________________

Ведущий: У нас выявилось два лидера. Кто же из них «Самый умный» решит финальный поединок. Поединок – значит борьба один на один.
Внимание! Правила поединка.
На табло 5 пар вопросов, за правильный ответ вы получите 2 балла. Отвечать на вопросы будете поочередно, выбирая любой вопрос. Пока звучит метроном, вы можете обдумать ответ. И пусть победит умнейший!
Проходит финальный Поединок.
Через несколько минут мы узнаем победителя игры. А сейчас музыкальная пауза.

Музыкальный номер _____________________________________________

Ведущий: Внимание! Наступает самый важный момент! Слово жюри!
Подведение итогов. Поздравление. Награждение.













































































































Вопросы
к конкурсу «Разминка», 5 – 6 класс.
1. БИОЛОГИЯ
1. К какому виду плода относится арбуз? (ягода)
2. В какой стране кошка считается священным животным? (в Египте)
3. Кто из животных создаёт плотины на небольших реках? (бобры)
4. Как называется цветок для гадания? (ромашка)
5. Как называется плод дуба? (жёлудь)
6. Что называют «живым серебром»? (рыбу)
7. Она «песенки поёт и орешки всё грызёт». Кто она? (белка)
8. Назовите органы дыхания водных животных. (жабры)
9. Какой организм состоит из гриба и водоросли? (лишайник)
10. Куда обычно заносят редких и исчезающих животных? (в Красную книгу)
11. Как называется зелёный пигмент растений? (хлорофилл)
12. В Индии этот цветок называют лотос, а как его называют в России? (кувшинка)
13. Какая птица самая маленькая на планете? (колибри)
14. Как называется лес, в котором дуб преобладает над другими древесными растениями? (дубрава)
15. Что является «мотором» кровеносной системы? (сердце)

2. ГЕОГРАФИЯ
1. Как называется полный оборот Земли вокруг своей оси? (сутки)
2. Назовите самое большое на планете бессточное озеро. (Каспийское море)
3. Какой географический полюс существует кроме Южного? (Северный)
4. Как называется круговое замкнутое движение воды? (водоворот)
5. Засосёт и бегемота
Это топкое ? (болото)
6. Какая часть света самая большая? (Азия)
7. Назовите крупнейший приток Оби. (Иртыш)
8. Какой прибор используют для определения направления ветра? (флюгер)
9. Как называется вид осадков представляющий собой ледяные шарики? (град)
10. Назовите самый маленький океан Земли. (Северный Ледовитый)
11. В каком итальянском городе передвигаются на лодках? (в Венеции)
12. В столице какого государства находится памятник сказочной Русалочке? (Копенгаген, Дания)
13. Как называется смола растений, скатанная морскими волнами в камушек? (янтарь)
14. В каком озере самая прозрачная вода в мире? (в Байкале)
15. Какой полуостров планеты имеет наибольшую площадь? (Аравийский)

3. ИСТОРИЯ
1. Эмблемой какой страны была роза Тюдоров? (Англии)
2. Какое насекомое в Древнем Египте почиталось как священное и считалось символом солнца и мира? (скарабей)
3. Что является точкой отсчёта в нашем летоисчислении? (Рождество Иисуса Христа)
4. Как в прошлом назывался профессиональный японский воин? (самурай)
5. Какие древнегреческие богини были покровительницами искусств? (музы)
6. Как называется сооружение в центре города, которое древние славяне называли кром или детинец? (кремль)
7. Какой город древности получил прозвище «Вечный город»? (Рим)
8. Какое прозвище получил в истории Петр I? (Великий)
9. Что являлось материалом для письма в Древнем Египте? (папирус)
10. Какое название носил Санкт-Петербург в советское время? (Ленинград)
11. Кто согласно поверьям славян живёт за печью? (домовой)
12. Какой португальский мореплаватель в конце XV века достиг берегов Индии? (Васко да Гама)
13. Сколько полтин составляли рубль? (две полтины)
14. В Средневековье воин в доспехах на коне – это (рыцарь)
15. На берегу какой реки стоял древний город Ур? (Евфрат)

4. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1. Как называется форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передаётся по наследству? (монархия)
2. Традиционным блюдом какой страны является пицца? (Италии)
3. Как называются Кремлёвские часы? (куранты)
4. Какое сказочное животное, внесёно в китайский календарь? (дракон)
5. В каком городе происходит вручение Нобелевской премии? (Осло)
6. Какая наука изучает превращения одних веществ в другие? (химия)
7. Что называют «лёгкими» Земли? (леса)
8. Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
9. Как называют низкопробную, лживую, падкую на дешёвую сенсацию печать? (жёлтая пресса)
10. Какое официальное название, согласно Конституции, носит наше государство? (Российская Федерация, Россия)
11. Какая религия преобладает в Европе? (христианство)
12. Назовите самую многочисленную нацию на планете. (китайцы)
13. На какой срок избирается Президент России? (на 4 года)
14. Какой орган государственной власти имеет право наказывать за нарушение закона? (суд)
15. Какое название носят общемировые проблемы, решение которых возможно только усилиями всех стран? (глобальные)

5. СПОРТ
1. В каком виде спорта самое большое игровое поле? (футбол)
2. Метают мяч, копьё, молот, диск, а толкают..? (ядро)
3. Как часто проводятся Олимпийские игры? (раз в 4 года)
4. В каком виде спорта был чемпионом Гарри Каспаров? (шахматы)
5. К какому виду спорта относятся упражнения на кольцах и брусьях? (гимнастика)
6. Как называется бег на 42 км. 195 м.? (марафонский)
7. В каком виде спорта игровое поле состоит из 64 клеток? (шахматы)
8. Как называется гонка на лыжах с соревнованием по стрельбе? (биатлон)
9. В каком виде спорта используются аксель, тулуп, лутц, сальто? (фигурное катание)
10. Где будут проходить летние олимпийские игры в 2008 году? (Пекин)
11. Как по другому называются «спортивные кегли»? (боулинг)
12. Где проходили олимпийские игры, талисманом которых стал Мишка? (в Москве)
13. Как называется вид спортивных автогонок, проводимых на кольцевых трассах и на специально подготовленных автомобилях? (Формула-1)
14. В каком виде спорта используется мяч овальной формы? (регби)
15. Какой стиль в плавании носит название «бабочка»? (баттерфляй)

6. МАТЕМАТИКА
1. Как называются специальные знаки для записи чисел? (цифры)
2. Сколько градусов составляет развёрнутый угол? (180°)
3. Какое число является половиной от 700? (350)
4. Сколько паршивых овец, согласно русской пословице, всё стадо портит? (одна)
5. Как называется дробь 7,28? (десятичная)
6. Какой цифрой обозначается отсутствие цветов в вазе? (0)
7. Что в математике обозначается буквой S? (площадь)
8. Как называется геометрическое тело, не имеющее углов? (шар)
9. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
10. К какому классу чисел относятся десятки? (к классу единиц)
11. Какое число, умноженное на себя, даёт в результате 1? (1)
12. Чем является с в выражении a – b = c? (разностью)
13. Сколько нулей в записи числа миллиард? (9)
14. Какие геометрические фигуры представляют собой гробницы фараонов? (пирамиды)
15. Как называется замкнутая изломанная линия? (многоугольник)

7. ЯЗЫКОЗНАНИЕ
1. Каким словом мы называем компьютер в чемодане? (ноутбук)
2. Какая часть речи отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)
3. Какое прилагательное образуется от слова «орёл»? (орлиный)
4. Что означает в русском языке выражение «бить баклуши»? (бездельничать)
5. К какой части речи относится слово «вечереет»? (глагол)
6. Назовите антоним слову «горячий». (холодный)
7. Сколько букв в английском алфавите? (26)
8. Каким словом мы называем первый приём пищи в течение дня? (завтрак)
9. Назовите падеж существительного в словосочетании «у быстрой реки». (родительный)
10. Как называется научное справочное пособие по всем отраслям знаний? (энциклопедия)
11. Каким словом мы называем устное народное творчество? (фольклор)
12. Я, ты, он, она – это (местоимения)
13. Что такое «мошна»? (кошелёк)
14. Как в народе называют 1000000 любых денежных единиц? (лимон)
15. Скажите одним словом: я – мать Гали. (Галиматья)

8. ЛИТЕРАТУРА
1. Как называлось непоседливое мучное изделие, которое съела лиса? (Колобок)
2. Чьим другом был Гекльберри Финн? (Тома Сойера)
3. Продолжите пословицу: «Тише едешь – » («дальше будешь»)
4. Кто является автором сказок «Мойдодыр» и «Айболит»? (К.И. Чуковский)
5. Какой поэт-сказитель прославлял подвиги Руслана в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (Баян)
6. Назовите фамилию владельца страшной собаки, описанной Артуром Конан Дойлем? (Баскервиль)
7. Как в литературе называется образное выражение, употребленное в переносном смысле? (метафора)
8. Продукт, которым собиралась позавтракать ворона в басне И.А. Крылова? (сыр)
9. Какие монеты вспоминал попугай капитана Флинта? (пиастры)
10. Где, согласно поговорке «черти водятся»? (в тихом омуте)
11. Какой титул носил Монте-Кристо? (граф)
12. Кто автор сказки «Маугли»? (Редьярд Киплинг)
13. Как звали подругу Кая? (Герда)
14. Из него находчивый солдат варил кашу? (топор)
15. Как в русских сказках звали бабушку со ступой? (Яга)

9. ИСКУССТВО
1. Как называется ансамбль из четырёх исполнителей? (квартет)
2. Какие изделия древние греки расписывали в красно-фигурной технике? (глиняные сосуды)
3. Произведения какого жанра вдохновили В.М. Васнецова на написание картины «Богатыри»? (былины)
4. Какой древнеримский театр самый знаменитый? (Колизей)
5. Как называется цирковая сцена? (арена)
6. К какому классу музыкальных инструментов относится гитара? (струнные)
7. В каком селе России золотом расписывают деревянную посуду? (Хохлома)
8. Какой музыкальный инструмент считается символом русского народа? (балалайка)
9. Кем был Сальвадор Дали? (художником)
10. Для какого музыкального инструмента написана «Шутка» И.С. Баха? (для флейты)
11. Большую часть жизни этот русский художник прожил в Индии. Кто он? (Николай Рерих)
12. Как называется искусство изготовления фигурок из бумаги? (оригами)
13. Как называется медная длинная труба, звуками которой начинаются торжественные мероприятия? (фанфара)
14. Какой музей находится в здании Зимнего дворца в Санкт-Петербурге? (Эрмитаж)
15. В каком головном уборе изобразил В. Васнецов Ивана Грозного в одноимённой картине? (Шапка Мономаха)

10. ЛЮДИ
1. Кто совершил второе в истории кругосветное путешествие? (Френсис Дрейк)
2. Каким изобретением знаменит Александр Грейам Белл? (изобрёл телефон)
3. Кто ведёт игру «Самый умный» на канале СТС? (Тина Канделаки)
4. Какой головной убор предпочитал носить Мистер Икс? (Цилиндр)
5. Кто из советских цирковых артистов, получил псевдоним «Солнечный клоун»? (Олег Попов)
6. Назовите имя легендарного поэта Древней Греции. (Гомер)
7. Какой композитор является создателем венского вальса? ( Иоганн Штраус)
8. Кто возглавлял афинское войско в марафонской битве? (стратег Мильтиад)
9. Фамилией этого путешественника названа лошадь. (Пржевальский)
10. Эту греческую поэтессу современники называли десятой музой. Кто она? (Сапфо)
11. Кто познакомил европейцев с резиновыми мячами? (Христофор Колумб)
12. Какой библейский царь прославился своей мудростью? (Соломон)
13. Какой учёный расшифровал египетское письмо? (Франсуа Шампольон)
14. Кто основал первую биржу в России? (Пётр I)
15. Кто путешествовал на лодках «Ра» и «Тигрис»? (Тур Хейердал)

11. ТЕХНИКА
1. Какое устройство используется для подключения компьютера к телефонной сети? (модем)
2. Как называется простейшее приспособление для прядения нитей? (веретено)
3. Швейные машинки какой компании были самыми популярными в мире во второй половине XIX – начале ХХ века? («Зингер»)
4. С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха? (термометра)
5. Как называется приспособление, использовавшееся в России для арифметических вычислений с XVII века? (счёты)
6. Первая космическая станция носила название («Мир»)
7. Какие часы помещали на ратуши средневековых городов? (механические)
8. Кто разработал систему знаков, которыми передаётся сигнал SOS? (Сэмюэл Морзе)
9. Какую снасть использовал старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (невод)
10. Назовите техническое приспособление, регулирующее дорожное движение на перекрёстках. (светофор)
11. Как ещё называют детскую игрушку неваляшку? (Ванька-встанька)
12. Кто использовал в своих путешествиях подводный корабль «Наутилус»? (капитан Немо)
13. Что используют для дистанционного управления? (пульт)
14. «Без рук, без топорёнка построена избёнка». Что это? (гнездо)
15. Как называется практическое умение изготовлять что-либо квалифицированно и качественно, а также коммерческая, техническая и технологическая информация? (ноу-хау)

12. КОТ В МЕШКЕ (ЕРАЛАШ)
1. Как можно пронести воду в решете? (заморозив)
2. Какую траву узнают даже слепые? (крапиву)
3. Как называется собачий домик? (конура)
4. Назовите украинского родственника пельменя. (вареник)
5. Как зовётся австралийская сумчатая прыгунья? (кенгуру)
6. О чём говорится в загадке: «Висит сито, не руками свито»? (о паутине)
7. Как зовут кота из мультфильма «Простоквашино»? (Матроскин)
8. Почему в Париже Сена не горит? (это река)
9. Существует ли город Урюпинск? (да)
10. Сколько ног у сороконожки? (40 ног)
11. Какой остров утверждает, что он спортивная одежда? (Ямайка)
12. Кто, поддавшись лести, выпустил сыр? (Ворона)
13. Назовите число, которое больше, чем много. (очень много)
14. Как звали собаку, принёсшую славу Родиону Газманову? (Люси)
15. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (когда смотрим на часы)

Вопросы
к конкурсу «Основная игра», 5 – 6 класс.
I. Совы.
1. Как совы поглощают мелкую пищу? (глотают целиком)
2. Какими грызунами преимущественно питается полярная сова? (леммингами)
3. Как называют совку обыкновенную за её громкий крик, похожий на «сплю-сплю»? (сплюшкой)
4. В какое время суток охотится бородатая неясыть? (круглосуточно)
5. Какие совы самые большие? (филины)
6. Что влияет на количество птенцов у сов? (количество грызунов)
7. Совы плохие строители гнёзд. Что они часто используют вместо гнёзд? (дупла деревьев)

II. Лидия Чарская «Волшебная сказка», «Записки институтки», «Сибирочка», «Записки маленькой гимназистки».
1. В каком году впервые была издана книга Лидии Чарской «Записки институтки»? (в 1901 году)
2. В каком городе прошло детство Л. Чарской? (в Шлиссельбурге)
3. Что такое дортуар? (спальня в институте)
4. Как назывался институт, в котором училась Лидия Чарская? (Павловский институт)
5. Какое произведение Л. Чарской было недавно экранизировано? («Сибирочка»)
6. Назовите день рождения Нади Таировой героини произведения «Волшебная сказка». (17 сентября)
7. Как звали укротителя тигров в цирке в произведении Л. Чарской «Сибирочка»? (Мистер Билль)

III. Новый год в разных странах.
1. Что посещают финны накануне Нового года? (баню)
2. Чем умываются венгры 1 января, чтобы стать в новом году богаче? (монетами)
3. Что разбивают в Швеции на Новый год? (старую посуду)
4. Как зовут Деда Мороза в Италии? (Бабо Натале)
5. Что строго-настрого запрещено делать в Китае в первые дни нового года? (ссориться, ругаться)
6. Дольше всех новогодняя ёлка стоит в одном из городов американского штата Индиана. Как называется этот город? (Санта Клаус)
7. Зачем в Новый год японцам бамбуковые грабли? (загребать счастье)

IV. Троянская война.
1. Какой ученый доказал, что Троянская война не миф, а реальность? (Генрих Шлиман)
2. Кто в ходе Троянской войны убил легендарного героя Ахиллеса? (Парис)
3. Сколько лет длилась Троянская война? (10 лет)
4. Какого героя Троянской войны Гомер называл Хитроумным? (Одиссея)
5. Какой остров в Ионическом море был родиной царя Одиссея? (Итака)
6. Кто предостерегал троянцев от ведения в город деревянного коня? (Лаокоон, жрец Аполлона в Трое)
7. Какое произведение начинается словами: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына»? («Илиада»)

V. Баскетбол.
1. Сколько человек в баскетбольной команде? (5)
2. В каком году основана Международная федерация баскетбола? (FIBA, в 1932 году)
3. На какой высоте в баскетболе крепится на щите корзина? (3,05 м.)
4. Когда впервые баскетбол стал олимпийским видом спорта? (на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году)
5. Кто считается основателем современного баскетбола? (Джеймс Нейсмит (1861-1932), преподаватель физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в Массачусетсе)
6. Кто стал легендой и многократным чемпионом НБА в 90-е годы ХХ века, трёхкратным чемпионом Олимпийских игр в сборной США? (Майкл Джордан)
7. В составе сборной какой команды стал чемпионом Олимпийских игр 1988 года Арвидас Сабонис? (сборной СССР)

VI. Мифы Древней Греции.
1. Какое имя носил циклоп, ослепленный Одиссеем? (Полифем)
2. Скажи-ка, что это за пёс,
Что царство мертвых охраняет?
Кто без Аида вход найдёт,
Того чудовище съедает. (Цербер)
3. Кто этот бог, сын Зевса и Геры, хромой повелитель огня? (Гефест)
4. Ради любви к какой женщине Орфей спустился в царство Аида? (Эвридики)
5. Какой герой греческих мифов 12 лет служил царю Еврисфею? (Геракл)
6. Кто смог убить Медузу Горгону? (Персей)
7. Как звали старого перевозчика душ умерших в подземное царство Аида? (Харон)

VII. Общие знания.
1. Какое литературное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища? («Кошкин дом» С.Я. Маршака)
2. Какое число больше 40 на 50%? (60)
3. Какой персонаж сказки Х.К. Андерсена всегда носил с собой два зонтика? (Оле Лукое)
4. Машину какой службы вызывают по номеру телефона 01? (пожарной)
5. Что испекла Машенька бабушке и дедушке в сказке «Маша и медведь»? (пирожки)
6. С каким государством граничит Россия по Берингову проливу? (с США)
7. Какой вид медведя обитает на дрейфующих льдах? (белый медведь)

Вопросы
к конкурсу «Поединок», 5 – 6 класс.

1-1. Какие горы расположены на западе Северной Америки? (Кордильеры)
1-2. Как называется система озёр расположенная на границе с Канадой? (Великие озёра)

2-1. Столицей какого государства в XVI веке стал Исфахан? (Персии)
2-2. Столицей какого древнего государства был Теночтитлан? (государства ацтеков)

3-1. Какое животное может в пустыне три недели обходиться без воды? (верблюд)
3-2. Чем хамелеоны ловят насекомых? (языком)

4-1. Кто в мультфильме поёт колыбельную песенку маленькому медвежонку Умке? (Медведица)
4-2. Кто в мультфильме про Чебурашку всё время носит ридикюль? (старуха Шапокляк)

5-1. Национальным героем какой страны является Джузеппе Гарибальди? (Италии)
5-2. Кем в истории США был Генри Форд? (бизнесменом)

Дополнительные вопросы.
Закончите ряд: голландский сыр, французские духи, украинское сало, швейцарские (часы).
Именем какого художника Возрождения назван международный аэропорт в Риме? (Леонардо да Винчи)
Какое имя носит верховный бог в скандинавской мифологии? (Один, Водан)

Использованная литература.

1. Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 284 с. – (Здравствуй школа!).
2. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. – (Библиотека учителя).
3. Коданёва Л.Н. Поле чудес: Игры, конкурсы, викторины для детей школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с. (Развитие и воспитание).
4. Павленко Н.И. Естествознание: конкурсы, викторины, творческие задания. 5 – 6 классы. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. («Естествознание в школе. Библиотека журнала»; Вып. 5).
5. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с. (Серия «Игровые методы обучения»)
6. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 5 – 11 классов. Русский язык. Литература. История. Обществознание. Право. Экономика. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2006. – 144 с. (Школьное образование).
7. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 240 с.,
8 http://www.km.ru/
9. http://www.krugosvetka.ru/





я Аp
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ј
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Б
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15