Классный час на тему Судьба и Родина едины для 7 класса


Автор разработки: Яковенко Тамара Николаевна
Классный час в 7 классе на тему:
«Судьба человека – судьба его Родины»
Цели мероприятия:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою малую Родину, край;
- формирование активной жизненной позиции на примере жизни земляков;
- развивать интерес и уважение к жизни замечательных людей;
- эстетическое, духовно-нравственное воспитание.
Сегодня мы собрались для того, чтобы разобраться, как судьба человека влияет на судьбу Родины. Давайте начнем с эпиграфа:
«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».
Судьба любого человека неразрывно связана с судьбой страны, с судьбой своего края. Для каждого человека дорог край, где он родился и вырос, где живут его родители и друзья, где находится его родной дом. Каждый из нас - частица малой Родины. Один древний мудрец однажды заметил: « Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание». История нашего края – в судьбах и делах наших отцов и дедов, матерей и бабушек.
Стихотворение «Среди полей»
Среди полей, холмов, оврагов.
Любимый сердцу уголок.
Кусочек Родины прекрасной.
Где сеть проселочных дорог.
Здесь родники с водой студеной.
И воздух от лугов хмельной,
А солнце так ласкает нежно,
Купаясь с ветром и землей.
Мое село, что сердцу мило,
На карте сразу не найти,
Событий много повидало,
Немало пройдено пути
Богатство наше – это люди,
Их судьбы – летопись страны.
Работали и воевали,
Создать историю смогли.
В судьбе человека, о котором пойдет рассказ, тоже отражена история нашей малой Родины.
Итак, начну свой рассказ.
2 декабря 1938 года в селе Дмитровка Бобро-Дворского района Курской области родилась девочка. Ее назвали Валечкой. Она была не первым ребенком в семье, у нее уже было 2 старших братика, Василий и Андрей, и 2 старших сестрички, Матрена и Екатерина. Через несколько лет, уже на хуторе Котляревское, родился шестой ребенок – Лидия. Семья была многодетная, трудно жилось на новом месте, но вместе справлялись со всеми невзгодами, жизнь налаживалась.
22 июня 1941 года было воскресенье. Люди отдыхали, каждый занимался своим делом. По радио объявили, что фашистская Германия напала на нашу страну. Шли кровопролитные бои на рубежах нашей Родины. Враг был настолько силен и жесток, что стал город за городом, область за областью оккупировать нашу страну.
До оккупации немцами села и во время оккупации отец Вали оставался с семьей. Но как только советские войска перешли в наступление и подошли вплотную к родному селу, отец собрал вещи и ушел. За ним и старшие сыновья, прыгнув на танки, ушли освобождать родной край. Прибежала после работы Валина мама, а мужа нет. Стала бегать искать его. Как белая горлица, металась она по селу. А отец в это время собрал детей, обнял их на прощание и сказал:- «Берегите маму!» Обернулся, смахнув слезу, и ушел на войну. Так и не успела Валина мама увидеть мужа. Осталась с шестью детьми (мал-мала-меньше) и приняла на себя все лихолетье войны.
Вот одно из воспоминаний Валечки, а теперь уже Валентины Васильевны, о днях, когда шли бои за село.
Стихотворение «Дети войны»
Дети войны, сорок третий,
Сколько прошло с той поры
Дети войны, вы ответьте:
Как же забыть той весны.
Немцы в соседней деревне,
Близко, рукою подать.
Наши – на дальнем кургане,
Нам – под огнем пропадать.
Мать собрала нас в окопе,
Меньших устроила там. –
Старшие все разбежались,
Спрятались все по кустам.
Так им хотелось все видеть,
А не сидеть в темноте,
Как развернутся «Катюши»
На огневой высоте.
Меньшие же, в одеяле,
Тесно прижавшись к груди,
Тихо все вместе лежали,
Слушая шепотом: «Господи…»
Небо вдруг разорвалось…
Черным вдруг стало совсем…
Только земля содрогалась,
Страшно нам было там всем.
Ну а «катюши» все били,
Небо рвалось наугад,
Уши ладоши сдавили,
Каждый кричал невпопад.
Время, казалось, тянулось
Вечно в окопе людском…
Только я в доме проснулась,
Укрытая теплым платком.
И было мне только четыре,
Но помню я все, как сейчас.
Знаю, что жить нужно в мире,
Это главнее для нас.
Было очень трудно, но мысли о победе, о возвращении солдат домой, грели душу.
Трудно было описать, сколько было радости, слез, когда объявили об окончании войны. За те годы много пришлось пережить, потерять родных, близких. Война – это страшно…
Валя с мамой и ее братики и сестрички так и не дождались отца с фронта. Часто вечерами, всей семьей они собирались за столом, а Валя садилась в уголочке и разговаривала с папой.
Песня «Разговор с отцом»
Дочка с папой говорит, у портрета стоя,
У меня котенок спит, плачет кукла Зоя,
Во дворе мальчишка Сашка, у него собака,
А еще машина есть, а еще есть папа.
А когда же ты приедешь, мама обещала
Я и кукла моя Зойка побежим к вокзалу,
Платье лучшее надену, как на день рожденья,
Мама торт нам приготовит, вот будет веселье.
Мы с тобой пройдем по парку, пусть увидят все,
Что у Вали папа дома, а не на войне.
И девчонка горько плачет, рядом плачет мама.
Никогда они втроем не придут с вокзала.
Лишь усталые глаза на большом портрете,
Да кровавая Звезда на пурпурной ленте.
Во дворе мальчишка Сашка, у него собака,
А еще машина есть, а еще есть папа.
Но надо было жить, учиться, работать. Валя, как могла, помогала маме. Пришло время ей пойти учиться. Вот Валя и школьница! Как она любила учиться! Школа в Котляревском была только начальная, а чтобы продолжить обучение, надо было идти в Кузнецово-Михайловку. Представьте себе – путь то не близкий, да в любую погоду, а дороги были грунтовые, а в распутицу – непроходимые. Но Валечка вылезает из-под теплого одеяла, одевается, укладывает сумку, обувает солдатские ботинки, шнурки привязывает к ногам, чтобы не спадали, и окунается в холодный зимний уличный воздух.
(монолог)
«Ой, мамочки, как же темно и холодно. Ничего, сейчас буду идти – согреюсь! Раз-два. Раз-два! Вот, уже веселее. Уже и домов за деревьями не видно.
Хорошо было весной! Можно встретить разных животных: зайчиков, ежиков, лисичек. А птички как весело летают.
А осенью сесть на любимый пенек отдохнуть, насобирать красивых листьев.
А сейчас? Вот уже и села не видно, а еще идти и идти, школа-то далеко. Да и холодно.
Зима же. Мороз, хоть и не сильный! А ветер какой! Брр!
Да еще это место жуткое! Надо его пройти побыстрее! Так, думай о хорошем! Вот, о каникулах! Как здорово! Не надо будет вставать так рано и так долго идти в школу.
Ура! Вот и Кузнецово виднеется, а вон и ребята на речке. Айда к ним. Ребята, я с вами. Пошли кататься!»
И побежала Валя к ребятам на речку кататься. Весело, радостно! Ступила Валя на тонкий лед и провалилась. Выбраться-то выбралась, и тяжелые солдатские ботинки за собой вытянула, шнурки помогли, ведь к ногам-то были привязаны. Да побежала бегом в школу. Опаздывать на уроки нельзя. Учительнице ничего не сказала; побоялась, что будут ругать. Так и просидела с мокрыми ногами все уроки. И в результате заболела воспалением легких.
Но это еще не все невзгоды, которые девочка пережила во время учебы в школе. Помните, у нее еще были братья и сестры? Так вот маме было очень тяжело их всех прокормить, но в школу детям она готовила тормозки: пекла хлеб и картошку. У Вали в заплечном мешке всегда был хлеб и, завязанные в уголочках, две картошечки, которые она не всегда съедала, а приносила домой обратно, чтобы поделиться с младшей сестренкой, такой вот гостинчик приносила. В Куз-Михайловке, во время учебы в зимнее время, она жила на квартире - дорога в школу была и долгая и опасная.
В школе очень любила математику, особенно геометрию, умело доказывала любую теорему. До сих пор Валентина Васильевна имеет хорошую память. Помнит много стихов, а сказки Пушкина и любимую поэму Лермонтова «Мцыри» может прочитать наизусть полностью. С теплотою в сердце вспоминает любимую учительницу - Анисию Трофимовну.
Валя закончила 7 классов школы и решила остаться в родном хуторе Котляревское, чтобы помогать маме, ведь старшие братья уехали учиться: Андрей - в Таганрог, поступил на юридический факультет, а Василий учился там же на инженера, Катя училась на швею.
1955 год. Прошло 10 лет после войны. Люди трудились вдохновенно, с энтузиазмом. Валя пошла работать в полевую бригаду. Работа была сезонная, тяжелая и опасная. Ну вот, например, пришлось Вале работать на культиваторе. Представьте себе, едет трактор с культиватором, на нем, неизвестно за что держась, едет девчонка-худышка. Если трава набивается в боронки, ей надо было ухитриться и палкой выбрать траву, ведь- трактор-то не останавливался и шел дальше. За день девчата из полевой бригады проходили десятки километров по пахоте. Но ведь они работали не день, а от зари до зари. И такую тяжелую работу бодрила песня. Очень часто они пели песню « Колосилась в поле рожь густая». Эта песня разливалась по сельским просторам и напоминала о тревожных военных днях. Эта песня сейчас звучит, давайте окунемся в то время и послушаем песню.
И опять о судьбе… В это же время жил в селе Кузнецово-Михайловка весельчак, заводила всех вечерних посиделок – тракторист Иван. Он умело играл и на гитаре, и на балалайке. Иван Помещенко в 11 лет пошел работать, работал на тракторе, учиться было некогда, надо было восстанавливать родной колхоз . Молодежь была дружная. Вместе они работали, и собирались вечерами, и гуляли до утра.
В 1959 году Валя и Иван решили соединить свои судьбы. Они поженились и сами начали строить дом. Братья Вали помогали, чем могли из города – деньгами, строительным материалом. Дружно жили, весело. Иван Андреевич радовал свою молодую жену песнями, среди которых была его любимая – «Ромашка белая»
Хороши цветы весной
Я любуюсь день-деньской
Я смотрю во все глаза,
Ах, какая красота.
Ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь. – 2 раза
Выйду в поле вечерком,
Там цветы цветут кругом.
Среди синих васильков
Там живет моя любовь.
Я нарву цветов букет
Среди них ромашки нет
Я сорву ее одну
И к груди своей прижму.
Так и жили… Сразу же пошли дети. В 1960 году родился сын Сергей, в 1964 – дочка Леночка. Детки были еще совсем маленькими, а Валя уже пошла работать на ферму. Не могла она делать дело наполовину. И здесь Валя вошла в передовую бригаду 4тысячников. Вставала ни свет ни заря, потому что под ее опекой было 70 коров, которых она доила вручную. Но ведь не только в этом заключалась ее работа: надо было и почистить, и постелить солому, и принести сено, силос раздать, да и комбикормом порадовать. Только напоить 70 коров – сколько же воды надо… 2 пятилетки Валя и ее бригада гордо несли звание передовой бригады.
И Родина не забывала своих героев. За самоотверженный труд лучшие труженики получали правительственные награды. Есть такие награды и у Валентины Васильевны. Две медали «Победитель социалистического соревнования» она получила за выполнение пятилетнего плана, а в 1970 году ко дню рождения Ленина за доблестный труд получена «Медаль Ленина», а в 1973 году за досрочное выполнение девятой пятилетки ей вручили «Орден Трудового Красного Знамени».
Не только наградами, множественными почетными грамотами награждала страна своих тружеников. Валентина Васильевна по предоставленным ей путевкам ездила в Болгарию, посетила Волынскую область, город-герой Севастополь.
Не отставал от нее и муж – Иван Андреевич Помещенко. Теперь он стал заведующим тракторной бригады. Дети подросли и настояли, чтобы отец закончил вечернюю школу, что он и сделал. В 1977 году у них родился еще один сын – Саша.
Большое значение в жизни Валентины Васильевны имеет семья.
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
А чем же занимались дети, пока папы и мамы не было дома? Конечно, они находили себе занятие. Очень уж они любили животных. Кого у них только не было, не говоря о кошках и собаках. Это и разные птицы: дрофа, сова, удод, перепелки и даже говорящая галка Гала. А из животных – и зайцы были, и лисы, и даже волчонок.
Все трое детей Валентины Васильевны и Ивана Андреевича, Сережа, Лена и Саша, хорошо учились в школе. Сергей пошел в маму – ему легко давалась математика, геометрия; Лена полюбила литературу, а Саша увлекся химией, математикой и компьютерной техникой. Именно дети вместе с поисковой группой школы отыскали могилу своего дедушки, который ушел на войну и не вернулся. Они узнали, что он погиб в страшных боях за оборону Севастополя в 1944 году и похоронен на дивизионном кладбище станции Бельбек в Крыму.
Валентина Васильевна с мужем воспитали достойных детей, каждый нашел свою дорогу в жизни, а это и есть лучшая награда для родителей.
Сергей уже 39 лет работает в г. Сургут сварщиком 8 разряда ( а это самый высший разряд), варит котлы на 40градусном морозе.
Саша – младший научный сотрудник Донецкого НИИ Инфо на должности научного секретаря, готовится к защите кандидатской диссертации. Имеет много различных статей в научных журналах.
Дочка Лена – это ваша учительница русского языка и литературы – Елена Ивановна Кривонос. И то стихотворение «Дети войны», написала она по воспоминаниям своей мамы.
Вот с таких людей, как Валентина Васильевна Помещенко ,проживающая достойную жизнь, воспитавшая достойных детей, пишется история родного края. На них равняются целые поколения, у них есть чему учиться.
(звучит песня Трофимова «Родина»)
Золотые маковки церквей над рекою,
Земляника спелая с парным молоком,
Я бегу по скошенной траве, а надо мною
Небо голубое высоко.
Я еще девчонка лет пяти
И сердце мое поет
И радость моя летит.
Бабушкины сказки про Любовь и Отвагу,
Где Добро и Правда белый свет берегут,
Дедовы медали «За Берлин» и «За Прагу»,
И весенний праздничный салют.
Знаю, что все вместе мы – народ.
И счастье мое летит, и песня моя поет.
Это все мое родное, это где-то в глубине,
Это самое святое, что осталось во мне,
Это то, что душу лечит, как Господня благодать,
Это то, что не купить и не отнять.
Время равнодушное пройдет по округе,
Вычеркнув родные для меня адреса,
Мы познаем прибыль и расчет, но друг в друге
Перестанем видеть небеса.
И когда мне станет тяжело, я снова скажу себе
Всем временам назло.
Ну вот, ребята, и подошел к концу наш классный час. Хочется обратиться к вам с напутственным словом. Вы – наше новое поколение, вы – те, от кого зависит наше будущее. Вы только учитесь любить и понимать и хранить то, чем богат наш народ и наша Родина. Вы должны осознать, что вы уже пишете свою историю, и только от вас зависит, какой будет наша страна. Будущее зависит от поступков каждого человека, а, значит, и от вас. Это наша страна и мы живем здесь. Значит, наше будущее неразрывно связано с ней!
Чтобы будущее было хорошим, работать надо уже сейчас. То есть, если вы хотите, чтобы в дальнейшей жизни у вас все сложилось, то уже сейчас, в настоящем, вы должны приложить много сил. Хорошо учиться – Это ваша главная задача.
Ребята, в заключении хотелось бы услышать от вас ваши мысли.
Продолжите одну из этих фраз:
Меня удивило, что…
Я хочу…
Теперь я буду…
А давайте…