ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Системно — деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы», 3 класс


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Системно - деятельностный подход
на уроке русского языка по теме
«Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы»
(УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова»), 3 класс
Выполнила:
Рычкова Марина Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 41»
Новокузнецк , 2016.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………1.Основное содержание ……………………………………………………………………3
Заключение ………………………………………………………………………………….7
I. Введение
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельностиСовременный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка.
Задача учителя при введении материала заключается не в том, чтобы доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы таким образом организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети на уроках русского языка самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность.
Реализация СДП на уроках русского языка позволит:
• повысить качество обучения;
• осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;
• формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции;
• формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• формировать культурно-нравственные и морально-этические нормы, вплоть до способности к самовоспитанию на основе гуманистических идеалов;
• применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
• формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.
• усвоить основы научных знаний о родном языке;
• формировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способности к саморазвитию.
Я выбрала урок русского языка в 3 классе по теме «Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы»
II. Основная часть.
Тема урока: определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы.
Цели урока:
Применить открытый ранее способ выявления основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы.
Развивать умение осуществлять контроль за своими действиями и действиями товарищей, объяснять причины ошибок, учиться составлять задания, подобные данным.
Воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний
Какие орфограммы вы уже умеете проверять?
(Орфограммы слабых и сильных позиций в корне слова, в приставке, в суффиксе).
Какие ошибки можно допустить при написании слов с этими орфограммами?
- можно не увидеть ошибкоопасное место;
- можно неверно определить часть слова, в которой находится орфограмма;
-можно неверно подобрать проверку.
III Создание учебной ситуации
1.Игра
Вы уже умеете проверять орфограммы слабых позиций в различных частях слова, и я предлагаю проверить это. Для этого мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто дольше продержит мелок». Я диктую слово, один человек записывает его с объяснением у доски, остальные в тетради. Если ученик у доски не допустил ошибки ни при написании слова, ни при объяснении, у него есть право продолжить работу у доски. Если ошибка допущена – мелок передаётся другому ученику.
Слова для записи и анализа:
(Лежи - лижи), забег, небеса, на картине.
а) При записи слова спеши желательно, чтобы дети увидели неоднозначность звучащего слова (лежи – лижи) и объяснили в связи с этим написания данных слов.
б) При работе над словом картина необходимо проверить написание слова по орфографическому словарю и уточнить его лексическое значение по толковому словарю.
Картина 1. Произведение живописи в красках.( Картина известного художника)
Картина 2. Кинофильм. (На экране идёт показ старых картин)
Картина 3. То, что можно видеть или представлять себе. (Картины природы)
Итог проведённой игры и оценки
Эта игра действительно подтвердила, что вы научились проверять орфограммы слабых позиций в различных частях слова.
2. Работа по определению набора окончаний у слов, называющих предметы.
Вы сейчас проверяли орфограммы слабых позиций в корне, в суффиксе, в приставке. Проговорите ещё раз способ проверки.
( Мы находили точно такие же приставки, корни, но чтобы проверяемые звуки были в сильной позиции).
Так что нужно сделать, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в окончании?
(Найти точно такое же окончание).
Вспомните, что значит точно такое же окончание?
(Это окончание, которое выполняет ту же самую работу в слове, т.е.указывает на тот же самый род, число, падеж; и имеет тот же самый фонемный состав).
Чтобы правильно писать окончания с орфограммами слабых позиций необходимо научиться определять слова с одинаковым набором окончаний. Этим я и предлагаю заняться на данном уроке.
На доске вы видите 4 опорных слова, прочтите их.
Стол, окно, стена, рожь
К этим словам подберите слова с одинаковым набором окончаний из слов
капуста, картофель, яблоко, огурец, помидор и запишите под опорным словом.
(На доске записаны слова с пропусками л_пата, завтр_к, ябл_ко, _гурец, пом_дор.)
Почему у всех слов пропущена буква? (Это словарные слова).
Задание: вставьте пропущенные буквы и подпишите данные слова под опорными словами. (Дети выполняют работу самостоятельно).
Взаимопроверка в паре.
Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте выведем результат на доску.
( Дети выносят результат на доску, попутно вписывают пропущенные буквы).
Как вы определяли, в какую группу записать слово?
( Мы смотрели на окончание слова и на работу, которую выполняет это окончание).
Ученики из другого класса тоже учились находить слова с одинаковым набором окончаний. Вот как они их распределили на группы. (На доске карточки со словами).
Без тетрадки Грусть На картинку Облако
В тетради Грустный В обложку Кино
Из книги Злость К углу Дерево
В группах проверьте, правильно ли они это сделали? Объясните своё мнение. Попробуйте предположить, почему допущена ошибка, если она вообще допущена. (Идёт обсуждение в группах. На доску выносятся все варианты ответов).Примерный ответ группы:
Мы считаем, что в группе слов:
на картинку
в обложку
к углу – лишнее слово «углу». Потому что окончание «у» в этом слове выполняет иную, чем в словах – картину – обложку, работу. Оно обозначает в этом слове дательный падеж, единственное число, мужской род. Окончание в словах – картину – обложку- выполняет другую работу: обозначает винительный падеж, единственное число и женский род.
Как можно назвать такие окончания (сходные по звучанию, но разные по значению)? Такие окончания можно назвать окончания – омонимы.
Встречались ли мы раньше с таким процессом в языке, или это характерно только для окончаний?
Мы встречались со словами – омонимами.
Например, коса-коса, лист-лист, кран-кран, соль-соль и др.
При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.
I V Контроль
Для того, чтобы проверить, действительно ли вы научились хорошо определять слова с одинаковым набором окончаний, предлагаю самим в парах составить задание с ловушкой на эту тему.
( Дети составляют задание, несколько пар выносят свой результат на доску, остальные оценивают задание, решают его).
Примерная работа детей:
Ученик подобрал слова с одинаковым набором окончаний, согласен ли ты с ним?
(Нет чего?) радости
(Нет чего?) книги
(Нет кого?) мыши
V Итоговая рефлексия
Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться лучше определять набор падежных окончаний?
Какие затруднения вы ещё испытываете в определении набора падежных окончаний?
V I Задание на дом
Дома попробуйте составить по 1-2 заданию с «ловушкой» на изученную тему.
Задания с «ловушками» - задания, которые помогают осознать способ учебного действия. Данные задания могут быть разных типов:
- «ловушки», ориентированные на нахождение нового способа действия. Они позволяют учителю диагностировать принятие учебной задачи;
- « ловушки», связанные с лишними данными, с недостающими данными или с неверным исходным условием;
- « ловушки» - это задания, которые выполнены с ошибками. С помощью «ловушек» данного типа формируются действия контроля и оценки;
- «ловушки» - софизмы.
Умение ребёнка найти «ловушку», придумать «ловушку», научить других придумывать «ловушки», преобразовать «ловушки», избавиться от «ловушки» свидетельствует о свободном владении материалом и является средством для развития способности ребёнка к самостоятельной постановке учебных задач.
- Спасибо за урок!
III. Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту в средней школе.
Урок русского языка был спланирован в системно – деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. При проведении самостоятельной работы использую индивидуальную форму работы с учащимися. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе выстроенного учителем диалоге.
Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся.