Урок по обществознанию на тему Человек среди людей


09. 10. 7 класс
Тема урока: Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек среди людей».
Цель урока – закрепить у учащихся знания по теме «Человек среди людей»
Задачи:
- образовательные: совместно с учащимися повторить понятия – общество, обществознание, отношения, межличностные отношения, симпатия, антипатия, стереотип, знакомство, приятельство, товарищество, дружба, официальные и деловые отношения, группа, лидер, нормы, внутригрупповые нормы, санкции, общение, средства общения, конфликт, межличностный конфликт, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, инцидент, интеграция, закрепить у учащихся знания по правилам построения межличностных отношений, межличностного общения, умение общаться со сверстниками, взрослыми и младшими, методы избегания конфликтов;
развивающие: развивать память, внимание, устную и письменную речь, умение самостоятельно делать выводы и анализировать;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения и поведения в группе, чувство коллективизма, неконфликтную личность, приятного и грамотного собеседника.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма проведения: путешествие
Методы:
- для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа,; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; контроль;- для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией,; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; репродуктивный; самоконтроль.Оборудование:
- для учителя: мультимедийная установка, экран, компьютер, учебник по обществознанию, журнал.
- для учащихся: учебник, тетрадь, дневник.
Литература:
- для учителя: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Иванова Л. Ф. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М, Просвещение, 2010 г.
- для учащихся: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
План урока:
1. Организационное начало урока - 5 мин.:
а) приветствие – 1 мин.;
б) сообщение целей и задач урока – 2 мин.
2. Закрепление изученного материала – 30 мин.
3. Итог урока - 10 мин.:
а) домашнее задание – 1 мин.;
б) выставление оценок - 2 мин;
Ход урока:
1. Организационное начало урока.
а) приветствие.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.
б) сообщение целей и задач урока.
Слайд №1 (читаю эпиграф к уроку)
Слайд № 2
Учитель: - Сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме путешествия по теме «Человек среди людей». Мы должны с вами окончательно закрепить знания по этой теме, вспомнить все понятия и определения. Такие как, общество, конфликт, общение, дружба, товарищество, инцидент и т.д.2. Закрепление изученного материала – 30 мин.
Слайд № 3, 4, 5.
Учитель: Итак, начнем. Первая гавань в которой мы остановимся называется «Разминка». Я поочереди буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. За правильный ответ, вы будете получать жетон.
Вопросы:
Какие отношения называются межличностными?
Учащиеся: Межличностные отношения – особенная связь человека с окружающими людьми.
На каких принципах строятся межличностные отношения?
Учащиеся: Межличностные отношения строятся на взаимодействии, взаимовосприятии, взаимопонимание.
Что такое общение?
Учащиеся: Общение – взаимные деловые и дружеские отношения людей.
Что называют группой?
Учащиеся: Группа – это совокупность двух и более человек, объединенная общими целями, интересами, деятельностью.
Что такое конфликт?
Учащиеся: Конфликт – столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнеров по общению.
Что называют инцидентом?
Учащиеся: Инцидент – случай, происшествие, недоразумение.
- На этом остановка в гавани «Разминка» завершается. Сейчас подведем итоги.
Учитель: - Продолжаем. Мы с вами выяснили, что межличностные отношения – это особая связь человека с окружающими людьми. Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить разные виды таких отношений.
Слайд № 6, 7, 8, 9, 10.
- Следующая гавань называется «Определи вид межличностных отношений». По характеристике отношений определи вид отношения. За каждый правильный ответ получаете жетон. Итак, начнем.
Эти отношения основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
Учащиеся: - Товарищество.
Эти отношения строятся на основе привлекательности одного человека для другого. Основным условием возникновения является взаимная тяга, стремление к контакту, к общению.
Учащиеся: - Приятельство.
Отношения, неограниченные никакими правилами поведения.
Ученики: - Личные.
Отношения, строящиеся на взаимопонимании, откровенности, доверии, взаимопонимании, искренности и бескорыстии.
Учащиеся: - Дружба.
Самый распространенный вид отношений. Примером таких отношений может быть все ученики твоей школы, продавец соседнего магазина, пассажиры автобуса, с которыми часто ездишь по одному маршруту.
Ученики: - Знакомство.
Отношения, требующие соблюдения каких-либо правил, установленных официальным лицом.
Ученики: - Официальные.
Учитель: На этом остановка в гавани закончилась. Давайте подведем итоги.
Слайд № 11
Учитель: - Отправляемся в следующую гавань под названием «Задания на соответствие». Вам необходимо будет соотнести с помощью стрелочек причины возможного конфликта и ситуации. Кто быстрее и правильно сделает, получает жетон.
Ученики: выполняют задание.СИТУАЦИИ ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНЫХ КОНФЛИКТОВ
Маша зовёт Галю в библиотеку, готовиться к уроку, а Галя хочет пойти в бассейн Смысловые барьеры в общении
Галя – староста в классе, а Маша – ученический директор Эмоциональный барьер
Галя часто говорит неправду, Маша никогда не лжёт Моральный барьер
Маша рассказывает об общении «в контакте», Гале, которая никогда не работала с Интернетом.
Противоположные желания и интересы
Маша получила 2, а Галя -5 и говорит Маше, что получит губернаторскую стипендию Различия положения в обществе
2. “Худой мир лучше доброй ссоры”  (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон”  (прерывание конфликта)
“Что хочу, то и ворочу”.  (Подчинение сильному)
“Сядем рядком да поговорим ладком”  (интеграция)
Учитель: - Итак, мы отправляемся дальше в наше путешествие. Но прежде проведем физминутку:
Круговые движения головы.
Наклоны влево, вправо, вперед, назад.
Гимнастика для глаз – нарисовать глазами цифры от 0 до 9.
Слайд № 12
Учитель: - Мы продолжаем. И следующая остановка в гавани под названием «Неречевое общение». Мы с вами выяснили, что общение необходимо для передачи информации и чувств. Информацию передаем с помощью средств. И, в первую очередь, это речь. Но существуют и другие способы общения: мимика, жесты, взгляд, движения человека и т.д. Ваша задача, с помощью неречевых способов общения передать информацию друг другу.
Задания:
Иди сюда!
Да!
Нет!
Здравствуйте!
Злость.
Радость.
Интерес.
Раздражение.
Кисло.
Сладко.
Учитель: - Подведем итоги этого задания.
Слайд № 13
Учитель: И мы дальше отправляемся в наше путешествие. На нашем пути гавань «Найди выход». Вам будут предложены конфликтные ситуации, вам необходимо будет определить способ их разрешения. Для этого, давайте вспомним, сколько существует способов разрешения конфликта?
Учащиеся: - Подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
Учитель: - Правильно! У вас на листочках написано задание. Вы должны к каждой ситуации написать способ решения конфликта.
Учащиеся: выполняют задание.
Задание: определи способ разрешения конфликта.
Ссора между Антоном и Люсей возникла из-за спора, как провести вечер. Антон хотел пойти в кино, а Люся – на дискотеку. Антон мечтал увидеть новый фильм известного режиссера, но, зная характер Люси, был вынужден пойти на дискотеку.____________________________
Сергей предложил Васе помочь с ремонтом компьютера, но был вынужден уехать. Вася обиделся и не отвечал на телефонные звонки Сергея. После возвращения Сергея ребята спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. __________________________
Коля поломал фотоаппарат Мити. Митя потребовал новый фотоаппарат, но Коля отказался покупать, так как фотоаппарат был не новый. Возник конфликт. Через неделю Коля уехал из города на лето к бабушке, так и не возместив ущерба Мите. _____________________
Вася и Саша – лучшие друзья - поругались в школе из-за мячика на физкультуре. Ссора дошла до драки. Дети ушли домой, не придя к общему мнению. На следующий день, каждый подумав дома, что нельзя друга терять, попросили прощения.______________________
Слайд № 14
Учитель: И последняя гавань, к которой мы причалим, называется «Реши тест»
Учащиеся: выполняют задание. Проверка теста. Слайд № 15
Учитель: - Подведем итог нашего путешествия «Человек среди людей».
Итог урока.
Учитель: - Ребята, какую тему мы с вами закрепили?
Учащиеся:
Учитель: - Какой вывод для себя сделали?
Учащиеся:
Учитель: - Правильно! Каждый из нас находится среди людей. Мы вступаем в различные отношения, являемся участником групп, общаемся. Мы должны стараться быть людьми воспитанными, гуманными, быть настоящим другом, помогать всем, слушать старших, быть приятным собеседником и, самое главное, научиться прощать. Это поспособствует тому, что вы меньше будете оказываться в конфликтных ситуациях.
Слайд № 16
а) домашнее задание – повт. п 1-4
б) выставление оценок