ПМ.02. Художественная роспись деревянных изделий (разработана на основе ФГОС) МДК 02.01. Техника художественной росписи изделий из дерева. Проект урокаВведение в профессию Художник росписи по дереву

ПРОЕКТ УРОКА № 1
Тема программы «Свойства художественных красок и правила работы с ними»
Тема урока: «Введение в профессию»
Время 1 час
Тип урока: урок по формированию знаний, умений и трудовых навыков
Учебная цель Раскрыть значение профессии «Художник росписи по дереву»
Развивающая цель: Способствовать развитию наглядно-образного мышления, творческого воображения, побуждать интерес к профессии, развивать у обучающихся умение мыслить, сравнивать, анализировать
Воспитательная цель: Способствовать творческому отношению к учебе, мотивации, пробуждать интерес к народному искусству

№ этапа
Время в мин
Название этапа
Деятельность мастера п/о
Деятельность учащихся
Предполагаемый результат

1
2
3
4
5
6

1.
1
Организационный момент
Приветствует учащихся. Фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку
Приветствуют мастера. Дежурный докладывает, кто отсутствует
Готовность к уроку


2.
3
Подготовка обучающихся к восприятию новой темы. Сообщение темы и цели урока
Ребята! Вы все пришли сюда, чтобы получить профессию. Кто-то хочет стать мастером по цифровой обработке, кто-то делопроизводителем, а кто-то художником росписи по дереву.
Тема нашего урока: «Введение в профессию»
Целью урока является знакомство с профессией «Художник росписи по дереву». Мы с вами определим, что должен знать и уметь художник росписи по дереву, возможности реализации профессиональных знаний и навыков, попробуем выполнить небольшие упражнения в росписи несложных элементов и на перемене познакомимся с художественной выставкой работ наших обучающихся.
Сегодня мы будем рассуждать, отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ я буду давать фишку. В конце урока мы определим по количеству фишек самого активного и внимательного обучающегося.
Слушают, осознают поставленные перед ними цели и задачи. Смотрят слайды.
















Внимание всех учащихся. Готовность к осознанному восприятию изучаемого материала

3.
15
Знакомство с профессией «Художник росписи по дереву».
Мы живем с вами в Нижегородской области, которая богата народными художественными промыслами, известными не только в нашем крае, но и во всем мире.
Сейчас я вам покажу изделия, а вы мне назовете росписи, выполненные на изделиях. Скажите, к какому промыслу относится эта чашка? Показывает чашку с хохломской росписью.
Какой росписью оформлена разделочная доска? Показывает разделочную доску с городецкой росписью.
А это изделие знают даже дети. Показывает матрешку. Вот видите, вы еще и не художники, а знаете эти известные промыслы! Дает фишки обучающимся ответившим на вопросы.
Вот мы с вами и обозначили основные направления нашей профессии «Художник росписи по дереву». Это хохломская роспись, городецкая, роспись матрешек.
Как вы думаете, какими знаниями и умениями должен владеть художник росписи по дереву?
Задает направляющие вопросы:
-Например, портной должен знать, какие бывают нитки, их свойства, качество. А что необходимо знать художнику росписи по дереву?


- Например, портной должен знать какие ножницы использовать при той или иной работе? А что должен знать художник росписи по дереву?



-Что бы скроить какое-либо платье, необходима выкройка (чертеж). А что необходимо художнику для росписи изделия?


-Если портной должен уметь шить ту или иную одежду, то, что должен уметь художник?

Вот мы с вами и определили самые основные знания и умения художника росписи по дереву. Раздает фишки отвечающим на вопросы
Главное направление в нашей профессии-это хохломская роспись. Чем же знаменита она? Совершенно верно.
Освоив основные приемы этой росписи, легко можно перейти на другие: городецкую, роспись матрешек, мезенскую, пермогорскую, которые мы в дальнейшем будем изучать. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о хохломской росписи. Откуда она появилась? Какой представляла собой раньше и какой стала сейчас?
Немного об истории. Основоположниками хохломской росписи являются иконописцы. Считается, что зародилась она в 17 веке, когда патриарх Никон, стоявший в то время во главе православной церкви, стал вводить реформы, изменения, что вызвало у многих простых людей недовольство и протест. Такие люди стали преследоваться и их стали называть староверами. Они были вынуждены бежать и селиться в глухих местах. Это были заволжские леса Нижегородского края. Среди них были опытные мастера иконописцы, которые знали секреты золочения дерева.
Традиции живописи Древней Руси послужили основой для формирования хохломской росписи. Одним из источников хохломских орнаментов были религиозные книги, иконы. Эти орнаменты мы можем увидеть на слайдах.
Самым распространенным ассортиментом в те далекие времена были ложки. Кроме того точили чашки, братины, поставки, резали ковши. На слайдах вы видите, какие были раньше ложки, чашки, поставки, братины, ковши.
Изменилась ли роспись? Давайте посмотрим на слайды и сравним ассортимент того времени и настоящего. Роспись стала более изыскана, витьевата, калиграфична Ассортимент тоже стал другим. Кроме деревянной посуды, хохломой расписывают: самовары, пасхальные яйца, елочные игрушки, украшают: клавиатуру и «мышки» компьютеров, телефоны, часы, сумки, обувь, автомобили, самолеты, мотоциклы, под хохлому делают дизайн ногтей, разрабатывают эскизы на постельное белье, одежду.
Все это говорит о том, какое богатое поле деятельности у художников. Освоив профессию «Художник росписи по дереву», вы сможете также расписать перечисленный здесь ассортимент, а закончив еще одну ступеньку образования - ВУЗ, сможете разрабатывать эскизы на текстиль, автомобили, самолеты и многое другое.
Наши выпускники работают на фабрике елочных игрушек «Ариэль», ведут кружки, работают преподавателями, учатся в высших учебных заведениях, расписывают на дому.
А сейчас давайте еще раз вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Задает вопросы обучающимся, дает оценку устным ответам, раздает фишки:
- Как назывались люди, бежавшие от преследований патриарха Никона?

- Кто был основоположником хохломской росписи?

- Какие изделия в 18 веке пользовались особым спросом?

- Что расписывают сейчас хохломской росписью кроме деревянной посуды?








- Что должен знать и уметь художник росписи по дереву?




Дает оценку устным ответам, раздает фишки.

Слушают, отвечают на поставленные вопросы





Предполагаемый ответ: «Это хохлома»


Предполагаемый ответ: «Это городецкая роспись»
Предполагаемый ответ: «Это матрешка»





Смотрят слайды





Предполагаемый ответ: «Художник росписи по дереву должен знать краски, используемые при росписи и их свойства»


Предполагаемый ответ: «Художник росписи по дереву должен знать кисти, используемые при росписи.»


Предполагаемый ответ: «Художнику необходимо уметь выполнить эскиз»
Предполагаемый ответ: «Художник росписи по дереву должен уметь выполнять роспись на изделиях.»



Предполагаемый ответ: «Хохлома – «золотая»

Смотрят слайды






Смотрят слайды, слушают, запоминают



















Смотрят слайды, слушают, запоминают

























Устные ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга во время ответов.

Предполагаемый ответ: «Такие люди назывались староверами.»
Предполагаемый ответ: «Основоположниками хохломской росписи были иконописцы» Предполагаемый ответ: «В 18 веке особым спросом пользовались ложки»
Предполагаемый ответ: «Кроме деревянной посуды, хохломой расписывают: самовары, пасхальные яйца, елочные игрушки, украшают: клавиатуру и «мышки» компьютеров, телефоны, часы, сумки, обувь, автомобили, самолеты, мотоциклы, под хохлому делают дизайн ногтей, разрабатывают эскизы на постельное белье, одежду.
Предполагаемый ответ: «Художник росписи по дереву должен знать краски, и их свойства, кисти используемые при росписи, уметь строить эскизы и расписывать изделия»
Внимание всех обучающихся. Активность учащихся. Усвоение нового материала.










Активность учащихся, ответы на поставленные вопросы. Усвоение нового материала.


4.
5

Практический показ мастера.










Чтобы наглядно показать, какая увлекательная профессия «Художник росписи по дереву», мы с вами проведем небольшое практическое занятие. Для этого нам понадобятся кисти, гуашевые краски, образцы и трафареты по которым мы с вами попробуем выполнить простыми кистевыми нажимами птичку, бабочку, листочки. Сейчас я покажу вам, как это выполняется.
Практический показ мастера.



Прошу вас попробовать выполнить это самим.
Слушают, смотрят слайды, готовятся к выполнению задания






Следят за работой преподавателя, слушают, запоминают, учатся выполнять бабочки, птички, листочки.
Усвоение обучающимися новой темы

5.
13
Выполнение практического упражнения
Контролирует деятельность обучающихся. Оказывает помощь в выполнении задания слабым обучающимся.
Выполняют кистевыми нажимами бабочек, птичек, листочков по трафаретам и образцам.
Правильное выполнение работ всеми обучающимися. Мотивация к обучению.

6.
3
Подведение итогов урока
Вам понравилось рисовать? Вешают выполненные работы на классную доску. Отмечают лучшие работы.
А теперь посчитаем у кого сколько фишек? Итак, самым активным и умным сегодня на уроке был(а)
Понравился вам урок? Что вам больше всего запомнилось? Какие моменты урока вам больше всего понравились?
Дает домашнее задание: выполнение рыбки кистевыми нажимами
Самоанализ достигнутых результатов

Считают фишки, определяют самого активного.
Отвечают на поставленные вопросы.


Записывают домашнее задание
Усвоение обучающимися новой темы






Закрепление материала урока

7.

Уборка рабочих мест
Контроль за уборкой
Уборка рабочего места
Порядок в кабинете



Разработала мастер п/о О.П. Носова



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715