Классный час Человек среди людей (6-9 класс)


Классный час
Тема: «Человек среди людей»

Классный час входит в систему классных часов воспитательной системы «Я в мире…мир во мне», система классных часов о нравственных качествах человека. Учащиеся 12-15 лет считают себя взрослыми, самостоятельными, независимыми от своих родителей, стараются походить на своих товарищей, сильно развито чувство справедливости, поведение непредсказуемо, на пути к собственной независимости подростки нуждаются в установлении границ и норм поведения, и решение об их установлении должны приниматься совместно. Поэтому, классные часы о нравственных ценностях, устоях необходимы. Наши учащиеся должны быть максимально подготовлены к успешной социализации.
Классный час
Тема: «Человек среди людей»
Класс: 6- 9 класс
Цели:
Методическая: применение на практике новых форм воспитательной работы, социализация обучающихсяВоспитательная: способствование укреплению взаимопонимания детей, развитие психологической наблюдательности и умение видеть в другом человеке хорошее и говорить об этом, установление атмосферы дружелюбия в классе, развитие коммукативных способностей учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя, осмысливая её
Образовательная: развитие общего кругозора учащихся, знакомство с новыми словами
Ход занятия:
Организационный момент: Здравствуйте, подошел ещё один час общения с вами, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения рассуждать. Итак, продолжаем цикл бесед о нравственных принципах человека, о человеке как о личности. Тема нашей сегодняшней встречи; «Человек среди людей». Мы с вами на прошлом классном часе говорили, что человек может познать себя – как? (в обществе, в сравнении с другими людьми) а как узнать о человеке вообще ( по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе, в каком-то социуме.
2 слайд
Робинзон Крузо. Известный вам по книге Д. Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил попугая разговаривать, разговаривал сам с собой, он выжил. 28 лет сражался с дикой природой, но не было дня, когда он не вглядывался в морскую даль, в надежде увидеть на горизонте корабль, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
-Быть и жить в обществе, значит преподнести себя, каждый должен узнать себя, ощущая себя в обществе, в коллективе, человек смотрит сначала на других. Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
3 слайд «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить. Важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке
Игра « Комплимент»
Вот вам карточки с именами ваших одноклассников, в каждом вы должны отметить ту черту характера, за которую вы его уважаете, любите. Написали? А теперь все это скажите вслух, попытайтесь сделать комплимент. Что было труднее? Как вы думаете, почему?
- Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте тому же человеку, которому говорили комплименты, рассказать о том качестве характера, который вам не нравится. Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду, помните, мы говорили о правде? Что есть правда?
- А теперь послушайте сказку Сухомлинского, ответьте на вопросы.
4 слайд «Лепесток и цветок»
- Ваши размышления. Какой чертой обладает лепесток? (гордыня)
Может ли человек с непомерной гордостью приносить людям радость? Как вы думаете?
А в нас иногда проявляются эти черты, хоть чуточку? Вспомните слова Ларошфуко, закончите фразу
5 слайд «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, …»- Чтобы проявить свою индивидуальность в обществе, мы должны соотнести это с индивидуальностью других людей. Послушайте притчу о древнегреческом философе
6 слайд
Аристотеля попрекали, что он собирает деньги для помощи нехорошему человеку, на что он ответил: я собирал деньги не для человека, а для человечности. В другой раз, когда его попрекнули, что он подал милостыню человеку дурного нрава, Аристотель сказал: Я подаю не нраву, а человеку.
- как вы понимаете слова Аристотеля? Что такое человечность?
7 слайд
Мизантропия
А теперь послушайте рассказ Сухомлинского, оцените поведение героев, как вы бы озаглавили?
8 слайд «Равнодушный пенек»
- Какое качество характера свойственно пню?
9 слайд
Бруно Ясенский «Бойтесь равнодушных людей, это с их молчаливого согласия…»
10 слайд
Слова Сухомлинского «Быть равнодушным – значит, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Равнодушие часто приводит к мизантропии. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, сочувствием.
11 слайд
Загадка. Отгадали, если нет, посмотрите на фотографию Дениса. Действительно, с помощью улыбки можно добиться многого, быть внимательным, вежливым.
- Что значит быть тактичным человеком? (чувство меры, умение держать себя подобающим образом, быть внимательным к интересам, мыслям других)
Разберите следующую ситуацию: у Сережи день рождения, друг пришел с такими поздравлениями: «Сережа, я поздравляю тебя и желаю тебе изменить свой характер в лучшую сторону»
- Будет ли рад Сережа? Можно ли его считать другом?
Значит, быть вежливым, значит уметь слушать и слушать друг друга. Поиграем в «Неиспорченный телефон» - завуч Фаина Семеновна сказала…
Игра
Не всегда удается выслушать друг друга, конечно, это игра, но мы должны быть внимательны друг к другу.
Подведение итогов (Рефлексия)
Закончите фразу: я на сегодняшнем занятии узнал…
Из беседы я получил для себя…
Какие выводы я сделал…