Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль Человек в социальном измерении

Технологическая карта № 2
Обществознание (5-6 класс)

Название модуля
«Человек в социальном измерении»


Разработчик(и) модуля
Еременко Елена Александровна

Модель (отметить)
Межпредметная
Монопредметная
Комплексная

Цель и задачи модуля
Цель: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков и особенностями познания человеком мира и самого себя
Задачи:
Дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка.
Рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.
Описать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости.
Раскрыть на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.
Раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.
Объяснить особенности познания человеком мира и самого себя.
Способствовать развитию умений оценивать собственные поступки, личные качества, приводить примеры проявления способностей людей и сравнивать себя с другими.


Форма проведения (отметить)
Очная
Дистанционная
Очно-дистанционная


Педагогические технологии,
используемые площадки
Используемые площадки
Педагогические технологии


ФГБОУ «МДЦ «Артек»
Технология проблемного обучения, технология критического мышления, сетевой образовательный модуль, проектная деятельность,
информационно-коммуникационные технологии

Объем учебного времени
Предметный блок - 4 ак. часа
Практический блок - 1 ак. час
Презентационный блок - 1 ак. час

Хронометраж


Блок
Тема
Проводит
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа

Предметный блок
1.Отрочество –особая пора

учитель
15.00-15.40 (9.00-9.40)
17.15-17.50
(11.15-11.55)
16.30-17.10
(10.30-11.10)
15.45-16.25 (9.45-10.25)


2. Человек познаёт мир

Вожатый
15.45-16.25 (9.45-10.25)
15.00-15.40 (9.00-9.40)
17.15-17.50
(11.15-11.55)
16.30-17.10
(10.30-11.10)


3. Учимся общаться

Вожатый
16.30-17.10
(10.30-11.10)
15.45-16.25 (9.45-10.25)
15.00-15.40 (9.00-9.40)
17.15-17.50
(11.15-11.55)


4. Учимся узнавать и оценивать себя

Психолог
17.15-17.50
(11.15-11.55)
16.30-17.10
(10.30-11.10)
15.45-16.25 (9.45-10.25)
15.00-15.40 (9.00-9.40)

Практический блок
Практикум «Чем подросток отличается от взрослого»

Учителя обществознания и информатики – Вожатый А;

17.55-18.40 (12.05-12.50)

Презентационный блок
Практикум «Человек познает мир»

Учителя обществознания и информатики Вожатые А, вожатый Б
В лагере






Место проведения занятий
Название этапа
Лагерь «Морской»
Лагерь «Хрустальный»
Лагерь «Янтарный»
Лагерь «Озерный»
Лагерь «Речной»

1.Отрочество –особая пора
Костровая д.л.Морской
5 этаж, 1 игровая комната
1 этаж, 1 игровая комната
Столовая «Теремок»
3 этаж, корпуса Ромашка

2. Человек познаёт мир

Изумрудный корпус, игровая комната, 2этаж
5 этаж, 2 игровая комната
1 этаж, 2 игровая комната
Столовая «Теремок»
3 этаж, корпуса Ромашка

3. Учимся общаться

Изумрудный корпус, игровая комната, 3 этаж
5 этаж, 1 игровая комната
1 этаж, 1 игровая комната
Столовая «Теремок»
3 этаж, корпуса Ромашка

4. Учимся узнавать и оценивать себя

Изумрудный корпус, игровая комната, 2этаж
5 этаж, 2 игровая комната
1 этаж, 2 игровая комната
Столовая «Теремок»
3 этаж корпуса Незабудка

5.Практикум «Чем подросток отличается от взрослого»

Изумрудный корпус, игровая комната, 3 этаж

Холл Хрустальный лагерь
Холл Янтарного лагеря
Столовая «Теремок
3 этаж корпуса Незабудка

6. Практикум «Человек познает мир»

Костровая д.л.Морской
Холл Хрустальный лагерь
Холл Янтарного лагеря
костровая Озерного
костровая Речного



Лагерь «Лесной»
Лагерь «Полевой»
Лагерь «Лазурный»
Лагерь Кипарисный/Лазурный

1.Отрочество –особая пора
3 этаж, корпус «Калина»
5 этаж, 1 игровая комната
Желтая дача, 1 этаж
Желтая дача, 1 этаж

2. Человек познаёт мир

3 этаж, корпус «Калина»
5 этаж, 2 игровая комната
Желтая дача, 2 этаж
Желтая дача, 2 этаж

3. Учимся общаться

3 этаж, корпус «Калина»
5 этаж, 1 игровая комната
Желтая дача, 1 этаж
Желтая дача, 1 этаж

4. Учимся узнавать и оценивать себя

3 этаж корпус «Рябина»
5 этаж, 2 игровая комната
Желтая дача, 2 этаж
Желтая дача, 2 этаж

5.Практикум «Чем подросток отличается от взрослого»

3 этаж корпус «Рябина»
Холл Хрустальный лагерь
Желтая дача, 1 этаж
Желтая дача, 1 этаж

6. Практикум «Человек познает мир»

Холл, 1 этаж столовой «Круг»
Холл, 1 этаж столовой «Круг»
Стадион
Стадион



Категория обучающихся (возрастной коридор)
5-6 классы

Предмет (группа предметов)
Обществознание

Предметная область
Из календарно-тематического планирования


Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения

Обществознание
1.Отрочество –особая пора

1



Беседа с игровыми моментами
Игровая комната


2. Человек познаёт мир

1



Ролевая игра с элементами беседы
Игровая комната


3. Учимся общаться

1



Беседа с игровыми моментами
Игровая комната


4. Учимся узнавать и оценивать себя

1




Тренинг



Игровая комната


5. Практикум «Чем подросток отличается от взрослого»


1






Практическая работа



Костровая лагеря


6. Практикум «Человек познает мир»

1

Практическая работа

Костровая лагеря

Дополнительное сопровождение
Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения


Не задействовано

Психологическая служба
Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения

Тренинг «Учимся узнавать и оценивать себя»
Предметный блок
1

тренинг
Игровая комната лагеря

Состав рабочей группы:
Направления деятельности (задачи)

1.
Учитель
Разработка образовательной и рабочей программы предмета, технологической карты модуля, подготовка дидактических и методических материалов, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов.

2.
Координатор
Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров.

3.
Педагогический работник детского лагеря


Сопровождение обучающихся в процессе проектирования и создания продукта (практический блок), помощь в формировании детских групп и организации их работы, проведение презентационных мероприятий (представление продуктов, являющихся результатами обучения), участие в рефлексии и презентации творческих продуктов, участие в оценивании метапредметных и личностных результатов, связанных с организацией группового взаимодействия, оценкой вклада отдельных участников группы в общий результат.

4.
Психолог
U°Сопровождение обучающихся в процессе познания самого себя, своей самооценки. Помогает разобраться в своих сильных и слабых сторонах и обрести большую уверенность в себе.

5.
Библиотекарь
Подготовка литературы для рабочей группы
Подготовка списка литературы для углубленного изучения темы обучающимися

6.
Методист
Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля

7.
Учитель информатики
Помощь в составлении презентации

Партнеры модуля (внутренние сореализаторы)
Тема встречи
Кол-во часов
Форма проведения
Результат

1
Библиотекарь
Подготовка литературы для рабочей группы
Подготовка списка литературы для углубленного изучения темы учащимися
1
беседа
Список литературы

2.
Психолог психологической службы
Тема консультации: проведение тренинга в рамках предметного блока «Учимся узнавать и оценивать себя»
1
беседа
Тренинг

3.
Педагогический работник детского лагеря
Тема консультации: «Человек познает мир», «Учимся общаться»
2
консультация
Проведение блока

Материально-техническое сопровождение
Назначение
Кол-во

1.
Ноутбук
Создание презентации «Чем подросток отличает от взрослого»
5 шт.

2.
Бумага А-4
Создание мини-книги «Мы познаём мир»
200 листов

3.
Бумага А-4
Создание памятки «Для успешного общения необходимо»
40 листов

4.
Проектор с компьютером
Проведение интерактивной игры
1 шт.

5.
Микрофон
Озвучивание игры
1 шт.

Дополнительное сопровождение
Назначение

Транспортное обеспечение
Не требуется

Информационное обеспечение
Интернет-источник- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
сайт для детей и подростков

Продукт(ы) по результатам выполнения модуля
Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося

1.
Презентация
Разработка презентации «Чем подросток отличает от взрослого»

2.
Мини-книга
Создание мини-книги «Мы познаём мир»

3.
Памятка
Создание памятки «Для успешного общения необходимо»

Формы контроля результатов
Творческое задание: памятка «Для успешного общения необходимо..», презентация «Чем подросток отличается от взрослого», страницы мини-книги «Мы познаём мир».

Критерии оценки результатов
последовательный, полный, логичный ответ на поставленный вопрос (максим. бал - 5);
фактическое знание материала по теме (максим. бал - 5);
умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (максим. бал - 5);
умение аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы. (максим. бал - 5);
степень осознанности и понимания, изученного (максим. бал - 5);
работа в группе по созданию презентации, буклета, плаката (максим. бал-5)
28-30 баллов – оценка «отлично»
27-21 балл – оценка «хорошо»
20-17 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 16 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.






























Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Максимальное количество баллов
Оценка группы
Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком
5



Минимальное количество – 10 слайдов
10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
5



СОДЕРЖАНИЕ




Использование эффектов анимации
15



Вставка графиков и таблиц
10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5



ОРГАНИЗАЦИЯ




Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10



Слайды представлены в логической последовательности
5



Красивое оформление презентации
10



Слайды распечатаны в формате заметок.
5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
90



90-75 баллов – оценка «отлично»
75-45 баллов– оценка «хорошо»
44- 30 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 30 баллов – оценка «неудовлетворительно

Краткое описание модуля

Сетевой образовательный модуль проходит в форме вертушки.
1 этап. Отрочество – особая пора. (Проводит учитель) Знакомит с характерными физическими и психологическими чертами подростков, дает представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростков, рассматривает самостоятельность как показатель взрослости.
2 этап. Человек познаёт мир. (Проводит педагогический работник детского лагеря) Объясняет особенности познания мира и самого себя. Раскрывает роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.
3 этап. Учимся общаться. (Проводит педагогический работник детского лагеря) Знакомит с законами и особенностями общения. Проигрываются ситуации с примерами положительных и отрицательных ситуаций в общении.
4 этап. Учимся узнавать и оценивать себя. (Проводит психолог в форме тренинга) Развивает умение оценивать собственные поступки, личностные качества, приводить примеры проявления способностей людей и сравнивать себя с другими.
В ходе практического блока проходит игра на закрепление знаний, полученных по модулю «Человек в социальном измерении», результаты игры оцениваются.
В ходе презентационного блока группы представляют результаты своей работы, представляют свою презентацию: «Чем подросток отличается от взрослого», показывают мини-книгу «Мы познаём мир», памятку «Для успешного общения необходимо».
По итогам модуля обучающийся будет иметь следующие результаты:
Предметные: обучающиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; анализ и оценка основных источников познания (труд, учеба, общение), осмысление связи между познанием окружающего мира и познанием себя; узнать и оценить свои способности; обучающиеся научатся объяснять значение понятий «общение», «конфликт», «возраст».
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание доброго, уважительного отношения к людям.





15