Сценарий классного часа на тему Человек среди людей (10 класс)


Сценарий классного часа в 10 классе
Тема: «Человек среди людей»
Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека,
формирование нравственной культуры старшеклассников. Задачи: - Выявление признаков социального успеха человека в обществе;
- Определение затруднений и проблем в процессе выстраивания контактов с окружающими людьми;
- Поиск путей преодоления барьеров, мешающих успешным социальным контактам
- Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Форма проведения: проблемный диалог.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, социальные видеоролики из интернета, видеоматериал соцопроса обучающихся и учителей школы
Ход мероприятия:
№1 Учитель: Приветствую вас уважаемые гости и ребята.
Каждый день, встречаясь, мы произносим хорошо известное всем слово – Здравствуйте! А знаете ли вы, что это не простое приветствие? Это слово пожелание здоровья.
Мы с вами уже не раз говорили о человеческих добродетелях, кто такой добрый человек, что такое счастье, и выяснили, что для каждого это понятие включает что-то свое, личное. Но человек – существо социальное, общественное. Каждый человек (хочет он того или нет) является частью общества. И в данном аспекте счастье во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Как и любому другому умению, этому надо учиться. Это так называемые «социальные» навыки, от наличия которых зависит, насколько комфортно человек чувствует себя в обществе других людей.
№2 Эпиграф нашей встречи Истинный показатель цивилизации
не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного … Р. Эмерсон№3 Учитель: Мы постоянно находимся среди людей:
очень близких, родных - дома,
хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях,
кружках, клубах;
совсем незнакомых- на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже- везде и всегда.
№4 И как говорил Римский император (Марк Аврелий): «… ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». Но готовы ли мы, хотим ли мы, вести себя так со всеми окружающими нас людьми, чтобы и мы и они чувствовали взаимное удовлетворение от общения.
№5 Тема нашего диалога: «ЧЕЛОВЕК среди людей»
Беседа по вопросу: «Что значит для вас это высказывание: человек среди людей?», «Что такое социальный успех для вас?»
Показ видеоматериал соцопроса обучающихся и учителей школы
№6 Учитель: нашу беседу я хочу начать с притчи.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:- И все?- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И подумав, добавил:- И мира тоже. Учитель:
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность.
№7 Если задуматься о том, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали окружающие, то КАЖДЫЙ человек сам мог дать определения всем человеческим добродетелям!
Наверное, прежде всего, вам бы хотелось, чтобы к вам относились справедливо: вам бы не хотелось, чтобы люди оболгали вас и выдвинули против вас ложное или грубое обвинение. Правда?
- чтобы ваши друзья были вам верны: не предавали вас.
- чтобы люди вели себя порядочно в отношениях с вами, чтобы были честны с вами
- чтобы были внимательны к вам и относились к вам по-доброму, а не жестоко
Просмотр ролика «Притча о добре»
- чтобы были внимательны к вашим чувствам и уважали ваши права
- чтобы в трудную минуту люди проявляли сострадание к вам
- чтобы не ругали вас, а проявляли сдержанность
- чтобы к вашим недостаткам или, если вы совершили ошибку, были терпимы к вам
- чтобы были великодушными по отношению к вам, а не злыми и жадными
- чтобы верили в вас, а не сомневались в каждом вашем шаге
- чтобы относились с уважением, а не оскорбляли
- чтобы восхищались вами, ценили, любили вас
№8 Учитель: Обратимся к словам «Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо ». А.С.Макаренко
Ребята, а что такое нравственность?
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?
№9 Учитель: В жизни можно по-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.
№9 Учитель: Мы живем среди людей! Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости и комфорта в общении внутри коллектива и среди людей в целом.
МЕСТО хорошим поступкам можно найти в каждом прожитом нами дне
Просмотр видеоролика «Добро»
Учитель: Общение имеет несколько функций:
Обмен информацией.
Побуждение к действию, поступку, мысли.
Ответную реакцию.

Учитель: Культура поведения и общения человека в обществе напрямую зависит от того, каким нравственным потенциалом обладает человек, каковы его моральные принципы.
№ 10 «Уважен хочешь быть – умей других уважать» - так еще издавна говорили люди. Не забывай эту мудрость!
Вашему вниманию две ситуации
№12 ЛЕНА - 1. ПРОВЕРКА «ПОПУГАЕМ»
Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый Танин попугай.
— Ничего себе птичка. Симпатичная,— сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.
Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте?
№ 13 ПОЛИНА - 2. ДАВАЙ-ДАВАЙ, РАССКАЗЫВАЙ!
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром месте?— громко закричала Катя.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел?
Ну, давай-давай, рассказывай!— подскочила к ней Наташа.
— Что случилось? Почему слезы?— закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?
№14 Учитель: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:
"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
№15 Учитель: Жить в обществе - это значит преподнести себя,
ощущая себя в обществе, в коллективе обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки.
№16 Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить.
Порой важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.
№17 Учитель: Игра « Комплимент»
Вы должны отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника.
Учитель: Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать о том качестве характера, который вам не нравится в человеке
(не забывайте про чуткость и деликатность).
Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду.
№18 ВОПРОС:- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по вашему мнению, выражается в наибольшей степени?
- в исчезновении элементарной культуры поведения;
- в том, что прервалась связь поколений;
- в озлоблении людей; - в эгоизме (каждый сам по себе); - в росте преступности; - в утрате идеологической и ценностной ориентации; - в чем еще?
№19 Учитель: Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!
№20 Учитель: Наверное, каждый из нас может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел человека. А как часто мы раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях?
№ 21 Учитель: Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно.
Учитель: Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей.
Учитель: А ведь некоторые люди считают иначе Произнеся фразу:
«Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрягать тоже стоит.
№22 Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
№23 Учитель: Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.
Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения « Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.»
№24 Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.
И надо помнить ДОБРО всегда к вам вернется! Просмотр видеоролика
№25 Подведение итогов.
Учитель: Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.
№ 26 Спасибо всем за работу в нашем дружном коллективе.Возможные определения каждого понятия:
1.Доброта – это , когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.2.Вежливость — качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям. 3.Выдержанность — умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия 4.Верность — качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении. 5.Гордость — это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности. 6.Грубость — качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.7.Доверие — это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте. 8.Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.
9.Искренность — качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми. 10.Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо. 11.Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела. 12.Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью. 13.Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности. 14.Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок. 15.Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми. 16.Совесть — способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля. 17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении. 18.Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека. 19.Тактичность — это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям. 20. Честь — качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.



Памятка «Как понравиться людям»
искренне интересуйтесь другими людьми;
улыбайтесь им;
помните, что имя человека – это самое сладостное и важное для него слово;
будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе;
говорите о том, что интересует вашего собеседника;
внушайте вашему собеседнику, что вы убеждены в его значительности, и делайте это искренне.
Как «завалить» любую беседу
Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).
Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!
Говорите невнятно, без эмоций и пауз.
Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.
Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени выслушивать его терпеливо и внимательно.
В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.
Нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве ит.п.)
Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.
Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.
Не входите в положение собеседника, скучайте, зевайте, смотрите на часы.
Успехов!

Памятка «Как понравиться людям»
искренне интересуйтесь другими людьми;
улыбайтесь им;
помните, что имя человека – это самое сладостное и важное для него слово;
будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе;
говорите о том, что интересует вашего собеседника;
внушайте вашему собеседнику, что вы убеждены в его значительности, и делайте это искренне.
Как «завалить» любую беседу
Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).
Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!
Говорите невнятно, без эмоций и пауз.
Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.
Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени выслушивать его терпеливо и внимательно.
В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.
Нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве ит.п.)
Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.
Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.
Не входите в положение собеседника, скучайте, зевайте, смотрите на часы.
Успехов!
Сценарий
проведения открытого тематического
классного часа
«Человек среди людей»
в рамках недели классных руководителей
10 класс
Провела: классный руководитель
10 класса
Рудиченко Е. И.
МКОУ СОШ № 8
январь 2016 год