Урок биологии Мышцы. Работа мышц.


Тема: «Мышцы. Работа мышц»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: Урок с применением ИКТ.
Цели:
1 Формирование представлений и знаний об анатомии, физиологии мышц человека – компонентов единой опорно-двигательной системы органов.
2 Воспитание бережного отношения к организму человека. Создание условий для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни.
3 Создание условий для развития внимания, мышления.
Оборудование.
Средства ИКТ, презентация в PowerPoint .

План урока
Организационный момент:
Учитель – На сегодняшнем уроке мы продолжим рассмотрение вопросов из раздела «Опорно-двигательная система человека», благодаря органам которой вы физически смогли прийти на урок. Назовите их.
Ученик - Скелет и мышцы.
Учитель – Верно. Проблема сегодняшнего урока - получить представление об опорно-двигательной системе – сложной комплексной системе костей и мышц, поэтому вспомним особенности строения скелета человека.
Проверка домашнего задания:
Учитель – Приглашает учащихся к доске с вопросом «Характеристика частей скелета»:
а) головы;
б) туловища;
в) конечностей;
г) поясов конечностей.
Объяснение нового материала:
Учитель – Давайте вспомним вопрос «Виды ткани». Из какой ткани состоят мышцы?
Ученик – Из мышечной.
Учитель – Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов(записываем в тетрадь).
– В теле человека – 600 скелетных мышц (40 % от веса тела, у новорожденных –до 25%, к старости – до 30%). Итак, различают скелетные и гладкие мышцы (записываем в тетрадь).
а) Гладкие (непроизвольные). Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.
б) Скелетные (произвольные). Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).
Это – мышцы:
а) головы - жевательные и мимические.
Формирование навыков и умений (Творческое задание)
Учитель предлагает с помощью мимики изобразить:
- зубную боль;
- не подготовился к контрольной;
- получил хорошую отметку;
- поссорился с другом.
(улыбнитесь, погримасничайте)
“Мимика – движение мышц лица, выражающие внутреннее состояние. Выразительная мимика”.
б) туловища:
-спины – движение шеи, позвоночника, конечностей, поддержание вертикального положения тела,
- живота – повороты туловища, образование брюшного пресса
- дыхательные – межреберные, диафрагма (вспомнить).
Строение скелетной мышцы:
а) поперечнополосатые мышечные волокна (в пучки);
б) соединительно-тканная оболочка;
в) сухожилия (в местах прикрепления к костям);
г) нервы (передача нервных импульсов);
д) кровеносные сосуды (питание, дыхание мышечной ткани).
Учитель – Для чего мышцы крепятся к костям? Для осуществления работы (при сокращении мышца давит на кость как на рычаг, кости сближаются или удаляются)
Работа мышц:
- Статическая (удержание позы, груза)
- Динамическая (движения)
Мышцы, обеспечивающие движения:
- антагонисты

- синергисты (работа с учебником стр. 55)
Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.
Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.

Утомление мышц.
Учитель – В процессе работы в мышцах накапливаются вредные вещества, это вызывает утомление мышц - постепенное снижение работоспособности мышц (в тетрадь).
Способы снятия утомления:
1 активный отдых
2 пассивный отдых
Учитель – какой из видов отдыха быстрее снимает утомление? (глядя на слайд)
Ученик - активный отдых
Учитель – О значении двигательной активности в 21 веке.
Гиподинамия – снижение двигательной активности( работа с учебником стр. 63 – в тетрадь)
Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?
“Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”.

Ученики – высказывают свои мнения.
Учитель - “Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет”
(Физкультминутка)
4 Рефлексия.
Учитель - Что нового вы узнали о своем организме?
 - Как вы думаете, только у людей есть эмоции?
- Для чего мы изучаем строение организма человека?
5 Вывод: Формирование представлений об анатомии, физиологии мышц человека – компонентов единой опорно-двигательной системы органов дает необходимые знания для организации комплекса действий в рамках бережного отношения к своему организму, создания условий для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни.
6 Домашнее задание - учебник: п. 10-11, стр.57 №4

Заголовок 115