Диагностика Школьный старт как входная диагностика для 1-х классов.


Входная диагностика «Школьный старт»
Киршина Г.А.
Начало школьного обучения и в сознании педагогов и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Для учителя это вопрос собственной профессиональной готовности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессионализм?) и беспокойство за качество обучения. Эти вопросы сегодня особенно актуальны, когда перед учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижение не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов. Такая настройка предполагает усиление внимания к каждому ребенку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.
И родители, и педагоги, беспокоясь о готовности ребенка учиться, возлагают свои надежды на психолога. Но психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зрения различных параметров развития. Если уровень психологической готовности низкий, ребенку понадобится индивидуальная помощь учителя и психолога.
Конечно, одной психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка.
Стартовая готовность – это совокупность умений (владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Придя в школу, ребенок попадает в специально образованное для него образовательное пространство.
Результаты, полученные при проведении Школьного старта, помогут учителю:
Создать психолого-педагогические предпосылки для развития УУД и, соответственно, для выхода на качественные метапредметные и личностные результаты к окончанию начальной школы.
Обеспечить эмоционально-комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа и уровня сложности программы.
Скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом готовности по отдельным блокам умений.
Спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребенком.
В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов.
Предлагаемые критерии Школьного старта вытекают из требований ФГОС НОО.
Какие умения проверяются?
1.Умение воспринимать общее как целое в условиях фрагментарного применения.
2.Умение выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи.
3.Умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта.
4. Умение придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдений.
5.Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.
6.Умение устанавливать отношения между понятиями типа «род – вид».
7.Умение устанавливать логические связи типа «причина – следствие» между явлениями.
8.Умение устанавливать количественные отношения типа «больше – меньше» между объектами и явлениями.
9.Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей.
10.Умение оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий.
11.Увидеть закономерность в изучаемой информации. Мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня. (задания 11 и 17 – простой или сложный вариант задания).
12.Умение анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.
13. Умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.
14.Умение следовать инструкции при выполнении учебных действий.
15.Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебной задачи.
16. Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности.
17.Мотивационная готовность ребенка к выполнению заданий высокого уровня.