Консультация для воспитателей ДОУ. Методика организации подвижных игр в условиях ДОУ


Консультация для воспитателей ДОУ.
Методика организации подвижных игр в условиях ДОУ.
В методике организации подвижных игр выделяют несколько этапов.
Выбор игры.
Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Основное требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения детям. Важно помнить, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и тоже движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях.
Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки, умения воспитатель стремится развить у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков .Сбор детей на игру.
Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку, привлекая внимание детей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут. В старшей группе воспитатель может поручить своим помощникам - наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее. Собирать детей надо быстро (1-2 мин.), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, - говорит воспитатель.- Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».
Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой .Организация играющих, объяснение игры.
Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры. Старшую группу он может построить в шеренгу или собрать вокруг себя. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все.
В младшей группе все объяснения делаются в ходе самой игры. Не прерывал ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала рассказать главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению.
Объяснение правил и содержания игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особенно нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить постепенно их к этому надо. С другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять их.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки.
В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колоны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч капитану», «Эстафета по кругу»).
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих, Инвентарь, игрушки и атрибуты обычно раздают перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры .Проведение игры и руководство ею.
Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на свежем воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают их неповоротливыми и неловкими. В этот период возможны самые простые игры с несложными двигательными заданиями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом,
Для проведения подвижных игр необходимо создавать соответствующие гигиенические условия. Если подвижные игры проводятся в помещении, то комнату, зал нужно предварительно проветрить, а пол протереть влажной тряпкой. Фрамуги или форточки во время проведения игр и упражнений следует открывать. Температура воздуха в комнате не должна превышать +18-20° С. Одежда детей должна быть достаточно теплой, но легкой, чтобы не ограничивать свободу движений. Обувь должна быть легкой и удобной.
При проведении игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести и, если возникнет необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли.
Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физической нагрузки и эмоциональности занятия .Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников - чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры - удар в барабан, погремушку, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими - сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Но не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений - замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться, напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге и т.д.), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 30-50 секунд. Во время паузы дети, выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 минут в младших группах до 15 минут в старших .Окончание игры и подведение итогов.
В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель также называет и тех, кто нарушал правила и мешал другим детям, анализирует, как удалось добиться успеха в игре.
Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений .Таким образом, методика организации подвижных игр состоит из нескольких важных моментов:
предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр. Необходимо знать игры не только своей возрастной группы, но и смежных групп, особенно предшествующих данному возрасту;
подготовка к проведению конкретной игры. Прежде всего, необходимо знать, где будет проводиться игра: на участке или в помещении и с каким количеством детей;
непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра.