Игра по сказкам А. С. Пушкина Тема: Что за прелесть эти сказки!

Игра по сказкам А. С. Пушкина

Тема: "Что за прелесть эти сказки!"

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, учить понимать образные выражения, использованные в произведении; развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: выразительного чтения, слушания, говорения; навыки коллективной работы, воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина, своей Родине; развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.
Оформление: портрет писателя, выставка книг со сказками А.С.Пушкина, выставка рисунков и работ учащихся; карточки с отрывками из сказок А. С.Пушкина. Мешочек с предметами: сетка, зеркало, веревка, орех.






Ход игры
I. Организационный момент. Учащиеся делятся на команды.
II. Вступительная беседа.
Учитель читает цитаты о Пушкине

«Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала и уже не покидает нас до конца»

А.Твардовский

« О Пушкин! Над его строкою
Задумавшись в который раз
Вдруг отрываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз »
Д. Кугультинов

- Сам А.С.Пушкин говорил о русских народных сказках:

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

-Сегодня у нас викторина на знание сказок А.С. Пушкина.

-Какие сказки Пушкина вы читали?
На уроках внеклассного чтения выявились «знатоки» этих замечательных сказок:


Команды набираются по принципу считалки - зима, весна, лето, осень.

III. Конкурсы

Первый тур

Кот в мешке
Выходят по одному из команды для угадывания предмета, не заглядывая в мешок. Связывают предмет со сказкой. (В мешке: сетка, зеркало, веревка, орех)
Название соответствует сказке которую будет «защищать» команда.



Второй тур

Нарисовать эмблему своей сказки

2 человека


Третий тур
Как ты знаешь свою сказку

Первая команда Сказка о царе Салтане

Где Гвидон провёл своё детство и отрочество? (в море-океане)
Гвидон и царевна Лебедь- городские жители или сельские? (Остров на море лежитГрад на острове стоит)
Есть ли у царевны Лебедь родственники? (Это витязи морские мне ведь братья все родные)

Вторая команда Сказка о мёртвой царевне и о семи багатырях

1.Без какого предмета женского туалета не было бы этой сказки? (Без зеркала)
2.Кто приходил на помощь к царевичу Елисею? (Солнце, месяц, ветер)
3.Рассказать,где находится хрустальный гроб с царевной.(Если не могут- подсказка:
«Там за тихоструйной есть в ней.»)

Третья команда Сказка о попе и работнике его Балде.

1.Какой был лоб у попа? (толоконный)
2.За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей?
( Лучше б не надобно дохода. Да есть на них недоимка за три года )
3.Какого работника искал поп? (Нужен мне работник: повар, конюх и плотник)

Четвёртая команда Сказка о рыбаке и рыбке.

1.Какими словами бранила старика старуха? ( Дурачина ты простофиля)
2. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре: корыто, изба, дворянка, царица)
3. Сколько раз обращался старик к рыбке с просьбой?

Четвёртый тур

Пересказать начало своей сказки

О царе Салтане. Три девицы под окном ..
О мёртвой царевне. Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился..
О попе. Жил был поп .
О рыбаке. Жили, были старик со старухой у самого синего моря.

Пятый тур
Животные в сказке
1-я команда: - Где жила белка? (Ель растёт под елью дом )
-Чем она занималась?
2-я команда: - Какая кличка была у собаки? (а) Шарик б) Соколко в) Бобик)
-Что с ней произошло?
3-я команда: - Кем приходился Балде заяц?
- Зачем понадобилась помощь этого животного?
4-я команда: - Вначале чем удивила рыбка старика?
-Какие слова говорила рыбка старику?
Шестой тур
Конкурс капитанов

Задание капитанам 1,2-й команд: Выбрать слова к своей сказке

Волна, ветер, ты морские, стаи, могуч, моя, кроме, туч, гуллива, никого, гоняешь, одного , точишь, волна, волнуешь, не боишься, и сине море, всюду, плещешь, веешь, куда, бога, камни, захочешь, морские, на просторе.

Задание капитанам 3,4-й команд: Выбрать слова к своей сказке


С первого, к синему, прыгнул, в море, щелка, к морю, пришёл, поп, языка, старик, до, со второго, золотою, до потолка, во второй раз, закинул, в первый раз, он, лишился, невод, вышибло, тиною, морское, у старика, с одного, третьего, в третий, ум, прыгнул, рыбкой ,с непростою.

Седьмой тур
О каком главном герое идёт речь?

До светла всё у него пляшет?
Днём свет божий затмевает.
На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки.
Белолица, черноброва.
Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело.

Восьмой тур
О каком второстепенном герое идёт речь?

Показать мимикой Белку - команда 1 Бесёнка - команда 3

Царицу – команда 2 Море - команда 4


Девятый тур
Блиц
Исполнительница желаний в сказке Пушкина (Рыбка)
Средство передвижения Гвидона и его матери (Бочка)
Как звали девушку, в облике которой было что-то необычное, но это её не портило? (Царевна лебедь)
Птица, которая посажена на спицу для охраны границ. (Петушок)
Где находится княжество Гвидона? (На острове Буяне)
Насекомое, которое стало орудием мести в сказке А.С. Пушкина.
Сколько богатырей было в войске Черномора?
Чем отравили царевну? (Яблоком)
Куда Балда решил закинуть палку? (За тучку)
Кем в самом конце захотела стать старуха? (Владычицей морскою)
Как звали сватью? (Бабариха)
Под кого полез бес? (Под кобылу)
Как Елисей оживил царевну? (Поцелуем)
Что кричал Петушок?

Десятый тур

Перевод с «Пушкинского» на современный .

Живёт без всякой славы незаметно
Царствуй лёжа на боку лениво
Царь хватил его железом. ударил
Буду служить тебе славно,
усердно и очень исправно. хорошо
И царица над ребёнком как хорошая мать
орлица над орлёнком.
В корыте много ль корысти? многоль пользы


Подведение итогов
В заключении обращение к А.С.Пушкину
Читает ученик.


Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном,

И море синее и пену,

И рыбку золотую в нём,

И три девицы пряжу пряли,

По морю плавал царь Гвидон,

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон,

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.