ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ


Ю.Р. Хофман, педагог хореографии и подиумной походки первой категории
МАУ ДО "Детско-юношеский центр №14", г. Набережные Челны
ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.
В наше время организация учебно-воспитательного процесса не возможна без включения в него здоровьесберегающих технологий.
Одной из форм здоровьесберегающей деятельности в дополнительном образовании является хореографическое объединение. Занятия по хореографии непосредственно связаны с  состоянием здоровья ребенка, а потому имеют  валеологическую направленность.
 Хочу представить вам  одну из форм оздоровительной работы на уроках хореографии - это йога для детей и подростков. Как правило данная работа включается во время партера. Но прежде чем познакомиться с ней поближе, предлагаю немного подробнее разобрать, что же такое йога для детей и подростков.
Йога для детей и подростков представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги (одного из направлений йоги), которая создаёт все условия для гармоничного роста и развития. Буквальный перевод слова Хатха-мощь, усилие. Также символизирует: ха-солнце - символ жизненных сил, энергии, бодрости, тха-луна - символ покоя.
Комплексы упражнений с использованием хатха-йоги основаны на динамических и статических упражнениях с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Медиками доказано, что выполнение определённых упражнений хатха-йоги (асанов) приводит к существенным функциональным и биохимическим сдвигам в организме. Это касается органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, эндокринных желез и, конечно, опорно-двигательного аппарата. 
Позы хатха-йоги развивают координацию движений, чувство равновесия, гибкость. Наряду с этими качествами тренируется выносливость, силовые возможности. Позы способствуют улучшению осанки. Увеличивается гибкость и подвижность суставных сочленений, всего позвоночника, улучшается обмен веществ в нем. Упражнения прорабатывают мелкие мышцы. Улучшают кровоснабжение внутренних органов, мозга, тем самым, создавая предпосылку увеличения резервов здоровья.
Хатха-йога в хореографическом творчестве необходима по ряду причин:
развитие природных физических данных шаг, выворотность, растяжка, гибкость, осанка, выносливость.
развитие памяти, воли, внимания как психологических процессов личности, а также сосредоточенности и навыков расслабления.
влияние на мировоззрение человека (нравственность, этика и др.)
Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.
Детей необходимо втягивать в изучение асан без напряжения, играючи. У них еще нет мышечной силы, и их ни в коем случае не следует принуждать. Они любят животных и объекты природы, а потому любят и позы, подражающие им.  Они очень подвижны, но не в меньшей степени еще и хрупки. Им нравится пробовать самые разнообразные позы и движения. Для того чтобы ребенку было легче войти в это состояние, желательно для каждой асаны иметь небольшой рассказик, наподобие приведенных ниже.
«Поза Собаки». Вы собака, которая стоит на краю обрыва. Перед вами простираются леса, поля, реки. Вы видите отражение солнца в реке, а когда поднимаете голову вверх, то свет, исходящий от солнца, радует вас.
«Поза Кошки». Вы кошка, ваше тело, покрытое шерстью, блестит. Оно гладкое и упругое. Каждое ваше движенье наполнено грациозностью и красотой, и все вокруг это замечают. Вы недавно проснулись и, чтобы размяться, прогибаетесь.
«Поза Коровы». Вы любите, когда вас окружает красивая сочная трава, вокруг жужжат пчелы и чирикают воробьи. Вам нравится полюбоваться этой красотой. Вы забываете про время и обязанности, вас никто не гонит и никто не ищет. Вы просто сидите и наблюдаете за всем этим со стороны.
«Поза Кобры». Вы лежите на камне, раскаленном от полуденного зноя. Вокруг вас шумит горячий ветер, который переносит море песка. Вы мудры, вы не делаете ни одного лишнего движения. Вы поднимаете голову и грудь, осматривая окрестности, но вокруг вас никого нет, и вы лишь смотрите вдаль, наблюдая скрытую жизнь пустыни.
Можно придумать сказку, куда войдёт большее количество поз(асан), целый комплекс. А асан в хатха-йоге большое количество, такие как Поза Саранчи, Поза Лука, Поза Дерева, Поза Аиста, Поза Свечи, Поза Плуга, Поза Ветра, Поза Льва, Поза Алмаза, Поза Треугольника, Поза Героя, поза Орла, Поза Крокодила и др.
Подростки уже имеющие сформированное представление о жизни, более осознанно подходят к занятиям йогой. Они легко повторяют и усваивают новые для них позы, запоминают названия асан и правильность их выполнения. Ниже приведён комплекс для гибкости позвоночника состоящий из 16 асан. Все позы выполняются в чёткой последовательности, друг за другом.
Комплекс асан для гибкости позвоночника, для развития и укрепления мышц спины и поясницы.
1. «Поза Ребёнка»- Баласана
И.П.: Сидя на пятках. Соединить большие пальцы ног вместе и сесть на пятки. С выдохом наклониться вперед, между бедер, положите лоб на пол. Расширяя область крестца, расположить живот и бедра на внутренней стороне ног. Удлинить копчик к полу в то время как позвоночник вытягивается к основанию головы. Вытянуть руки вдоль туловища ладонями вверх и уронить передние части плеч к полу.
2. «Поза Кошки»- Марджариасана
И.П.: На четвереньках в положение стола – ладони под плечами, колени на ширине бедер. Выдохнуть и округлить спину, поджать копчик и опустить голову вниз, попытаться увидеть свой пупок. 
3. «Поза Коровы»- Битиласана
И.П.: На четвереньках. Вдох, поднять голову и посмотреть в потолок, прогнуть спину максимально дугой.
4. «Поза Собаки мордой вниз» - Адхо мукха шванасана
И.П.: На четвереньках, руки на ширине плеч, колени на ширине бедер. Сделать вдох. При выдохе перенести вес на пальцы ног и медленно поднять колени. Пятки, слегка разведенные в стороны, прижать к полу, чтобы раскрыть колени. Полностью вытянуть ноги, расслабить мышцы шеи и лица. Сосредоточиться на дыхании.
5. «Поза Доски» - Кумбхакасана
И.П.: Лёжа на полу. Локти согнуты. Ладони по обеим сторонам головы, параллельно друг другу, на уровне ушей. Опереться на руки и на выдохе поднимите корпус. Ладони под плечевыми суставами. Ноги прямые, пальцы ног упираются в пол, пальцы рук смотрят вперед. 
6. «Поза Планки» - Чатуранга дандасана
И.П.: Поза Доски. Сгибаем руки в локтях так чтобы предплечье стало параллельно полу.
7. «Поза Кобры» - Бхуджангасана
И.П.: Лёжа на животе, ноги держать вместе вместе. Лоб упирается в коврик. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Затем очень и очень медленно нужно поднимать вверх и прогибать как можно дальше назад голову и грудную клетку, не опираясь на руки и не отрывая нижнюю часть живота от пола. Взгляд направить вверх.
8. «Поза Собаки мордой вниз» - Адхо мукха шванасана
И.П.: Встать на четвереньки, руки на ширине плеч, колени на ширине бедер. Сделать вдох. При выдохе перенести вес на пальцы ног и медленно поднять колени. Пятки, слегка разведенные в стороны, прижать к полу, чтобы раскрыть колени. Полностью вытянуть ноги, расслабить мышцы шеи и лица. Сосредоточиться на дыхании.
9. «Поза Верблюда» - Уштрасана
И.П.: Встать на колени, расположив их на ширине таза, поставить руки на бедра, вытянуть корпус вверх, растягивая ребра и освобождая поясницу. Отклониться назад и взяться ладонями за пятки (или положить ладони на стопы). С выдохом прогнуться в груди и пояснице, отводя голову назад.
10. «Поза Моста» - Сету-бандхасана
И.П.: Лёжа на спине , согнуть ноги в коленях. Помочь руками, поднять таз, опиреться на ступни ног, лопатки и затылок. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание сосредоточить на пояснице.
11. «Поза Колеса» - Чакрасана
И.П.: Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу рядом с головой и обращены к стопам. Сделать вдох. На выдохе оттолкнуться руками и ногами от поверхности пола и подхватить это движение тазом, подняв его вверх с помощью задней группы мышц бедер. Сделать вдох и за счет выпрямления локтей на выдохе расправить грудную клетку. Прогнуться и расслабиться в этой позе.
12. «Поза Рыбы» - Матсьясана
И.П. Сидя(или поза Лотоса). Нужно расслабить всё тело. Осторожно наклонить корпус назад, поддерживая тело руками и локтями. Поднимите грудь немного, переместите голову назад и опустите макушку головы на пол. Держите большие пальцы ног руками и положите локти на пол. Отрегулируйте положение головы таким образом, чтобы достигалась максимальная высота арки спины.
13. «Поза Царя Рыб» -Ардха Матсиендрасапа И.П. Сидя на коврике. Правую ногу согнуть в колене, подтянуть ее к себе и положить так, чтобы пятка легла под левое бедро; согнуть левую ногу в колене, перенести ее через правое бедро и поставить стопой на коврик перпендикулярно полу; развернуть грудь влево так, чтобы правая подмышка коснулась внешнейстороной левого бедра; отодвинуть правой рукой левое колено; левую руку завести назад, за спину; голову и все тело повернуть как можно больше влево. Подбородок должен находиться над левым плечом.
14. «Поза посоха» - Дандасана
И.П.: Сидя, вытянуть ноги вперед пальцы ног, лодыжки, колени и бедра соединить вместе, прижать колени к полу, тянуть носки на себя. Ладони положить на пол около ягодиц, направив пальцы рук к ногам, локти выпрямить. Раскрыть грудную клетку, медленно вытянуть позвоночник от седалищных костей до макушки. Следить, чтобы голова, спина и ягодицы находились на одной линии перпендикулярно полу, плечи были развернуты, а грудь поднята.
15. «Поза Складка» (Наклон к ногам сидя) - Пашимоттанасана
И.П.: Сидя, ноги вытянуты (колени прямые и прижаты к полу).Обхватить руками голени или колени (тянуться при выпрямленной спине). Можно помогать себе руками, вытянуть спину вперед и вверх, удлиняя позвоночник. Затем расслабить спину и опуститься животом и грудью на ноги.
16. «Поза полного отдыха» - Шавасана
И.П.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища, стопы носками наружу, глаза закрыты. Чтобы почувствовать расслабление, нужно по очереди напрячь ноги, руки (сжать кулачки) и все тело (кроме шеи). Затем резко расслабиться.
Этапы освоения упражнений
На первом этапе упражнения выполняются только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания (педагог каждый раз показывает и рассказывает технику выполнения). На этой стадии упражнения даются на свободном дыхании (без задержек). В дальнейшем необходимо приучать детей выполнять упражнения с задержкой на несколько секунд после вдоха или выдоха в зависимости от уровня подготовки детей. На втором этапе к освоенной технике выполнения добавляют правильное дыхание. На третьем этапе - концентрацию внимания на области тела. В каждой асане важно ее правильное выполнение, поэтому всегда обьясняйте правильное положение тела в асане. После выполнения можно рассказать, что дает каждая асана. Более старшим детям можно обращать внимание, на какие органы влияет каждое упражнение или асана. Упомяните, при каких заболеваниях выполняют ту или иную асану и как она меняет состояние.
Наряду с позами йоги используется в работе с детьми такой лечебный метод, как релаксация. Релаксация - это один из путей преодоления напряжения, основанный на расслаблении мышц. После каждого упражнения, ребенок должен находиться в состоянии покоя и отдыха. Обучая детей методам релаксации, я помогаю им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему  и психику в  нормальное состояние покоя.
Систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев большинство детей хорошо выполняют эти упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов. 
Таким образом, хатха-йога является эффективной здоровьесберегающей технологией обучения и воспитания детей и подростков. Она приносит несомненную пользу здоровью ребенка, не имеет никаких противопоказаний даже при хронических заболеваниях. Хатха-йога - это система оздоровления, развития детей в области физического и психического состояния организма, способствует воспитанию здоровой гармоничной личности.
Список литературы
1. Кьяппони Ф. Большая книга йоги. Лучшие практики. Асаны. Техники дыхания и релаксации/ Франческа Кьяппони; пер. с ит. М.С. Ремова. - М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. -240 с.: ил.
2. Ренье Д. Йога для всех / Д. Ренье. - М.: Мой мир, 2007. - 128 с.
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://yogajournal.ru