Происхождение названий русских деревень в Республике Татарстан


Введение
Язык народа постепенно меняется, как меняется и наш быт. Орудия труда, предметы обихода ветшают, заменяются более современными. Вместе с ними уходят в небытие их названия. Однако продолжают жить в языке своей особой жизнью в виде названий населенных пунктов. Географические названия – это исторические памятники, отражающие быт и мировоззрение живших здесь когда-то людей, их имена, хозяйственные работы и прочее.
Цель работы: изучить происхождение русских названий деревень Республики Татарстан.
Задача работы: раскрыть богатство названий и разнообразие их происхождения, проследить возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, с русской историей и культурой.
Глава 1. Научное описание происхождения русских названий населенных пунктов на территории РТ.
Пытались ли вы когда-нибудь узнать, почему ваш город, село или деревня так называются? Как правило, ответом бывает пожимание плечами. Помочь нам в этом может наука, которая специально призвана отвечать на эти вопросы. Наука эта называется топонимика. Топонимика изучает вопросы происхождения, правописания географических названий.
Названия любых населенных пунктов, от города до отдельно стоящего дома, изучает раздел топонимики – ойконимика (от двух греческих слов: oikos - жилище и onyma — имя). Ойконим – это имя собственное любого населенного пункта.
Все географические названия имеют свой смысл. Ни один народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Эти имена им дал человек. В них, как правило, отражаются либо географическое положение населённого пункта, либо традиционные занятия людей, которые там проживают, либо рельеф местности.
Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается. Поэтому порой бывает трудно сразу понять значение названия той или иной деревни или села.
В культуре населения нашей республики известные лингвисты и археологи Л. Ш. Арсланов, Е. П.Казаков, К.И.Корепанов выделяют следующие лингвистические пласты: славянский (русский), тюркский (булгаро-татарский), финно-угорский (марийский, удмуртский). Славянский пласт является самым "молодым" по времени возникновения, ибо появился только после присоединения Казанского ханства к Русскому государству .
В настоящее время данный регион является местом постоянного проживания людей более 100 национальностей, и пёстрая многоязыковая картина не может не отражаться и в ойконимии. Посмотрев на карту Республики Татарстан, поражаешься ее многочисленным географическим названиям. Каких названий только нет!
Для обозначения 3076 населённых пунктов Республики Татарстан используется около 1700 названий . «Экономия» слов достигается благодаря повторяемости слов в составных названиях: Старые Бурундуки и Новые Бурундуки, Русский Елтан и Татарский Елтан или одиночных слов, например: 8 наименований Александровка, 9 – Берёзовка, 5 – Екатериновка, 6 – Ивановка.
Глава 2. Особенности названий русских деревень на территории РТ.
1. Основное количество названий русских деревень (около 60%) связано с именем или фамилией основателя или владельца . Это такие названия, как Дмитриевка, Дуровка, Сумароково, Мальцево, Павловка, Бирючёвка, Чемодурово, Тимашевка, Андреевка, Мамонино, Ильино, Платоновка, Никольское, Гришино и другие.
Например, о том, как возникло село Фролово Буинского района, в документах говорится так: «В 1679 году крестьянин Фролка Ананьев со товарищи исходатайствовали эти земли под поселение и основали деревню из семи дворов». Прошло время и тесно стало фроловцам, одолевало малоземелье, и тогда земельные наделы стали выделять вдали от Фролово. Так возникли новые деревушки, одну из них народ прозвал Малое Фролово, другую – Фроловские Выселки. А родовое село стало называться Большефроловское.
2. В средневековой Руси широко использовались не только канонические (православные), но и русские дохристианские имена.В этой связи характерны ойконимы Шалово (Кайбицкий район) и Бадаевка (Агрызский район). Первый произошел от неканонического имени Шалай — шалый человек, повеса, сорви-голова. История деревни Бадаевка (Бадай — озорник, шалун) такова. Крепостной Бадаев Семен открыл в 1808 году способ плавления стали, за что был выкуплен правительством у помещика и награжден медалью.
3. На втором месте по частотности наименования стоят названия, которые связаны с рельефом местности, растительностью, животными и водоемами [. Это такие названия, как, например: Зверевка, Красное Поле (в старину "красное" значило "красивое"), Берёзовая Грива, Лебяжье, Большие Ключи, Ржавец (от ручья с желтоватой, «ржавой» водой), Соловьёвка, Сорочьи Горы, Зелёная Роща, Свиногорье, Луговое, Мишка-Овраг, Калинино, Нижняя Сосна и другие.
4.Далее идут названия, связанные с деятельностью первопоселенцев, с местом, откуда они прибыли, или с религией. Это Мельничная, Базаровка, Сластиха, Масловка, Малые Ковали (от старославянского "ковать" – ковали это кузнецы), Кожаевка (от мастеров по выделыванию кож), Гусиха (жители разводили много гусей), Печково (видимо славилось хорошими печами или печниками), Ростовка, Карелино, Хохловка, Пермяки, Поповка.
5. Новоспасское, Богородцкое, Рождественское, Большая Покровка, Троицкое – подобные названия отражали наличие в селе храма, посвященному тому или иному религиозному (христианскому) празднику.
6. Много на территории Татарстана названий со словом починок. Это Беляев Починок, Каменный Починок, Козий Починок, Омарский Починок, Нижний Починок, Максимов Починок, Арбузов Починок, Починок-Нурали и другие. Кстати, самое первое название города Набережные Челны – Чалнинский Починок. Так что же такое значит "починок"? Было старославянское слово «почьжти», что значит начать. Отсюда пошло значение "новая пашня", то есть "новое селение" .7. Село Пестрецы, центр Пестречинского района.
Расположено в 45 км к востоку от Казани (ближайшая железнодорожная станция). Село образовано 400 лет назад, после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Своим происхождением название обязано поселившемуся в этих местах «пестрому» мастеровому люду. В те далекие времена были развиты ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное, деревообрабатывающее ремёсла, широко представленные именно в этом районе и отраженные в названиях населенных пунктов.
8. Село Старый Студенец Буинского района образовано в 1650 году. В степных местностях Поволжья Студенцами (или Студёными) часто называли населённые пункты, созданные на месте прежних зимовий, где крестьяне окрестных деревень содержали овец.
9. Деревня Задуваловка Альметьевского района. Название, вероятно, пошло от маленьких низеньких домов, которые зимой во время метели задувало по самые крыши снегом.
10.Деревня Клетни Высокогорского района образована в 1688 году. Древнерусское слово "клеть" - амбар, лавка - послужило названием нарицательному "клетень" - бревенчатая постройка без отопления. Отсюда, вероятно, и пошло название деревни.
Название села Чирково Бугульминского района происходит от местности, изобиловавшей в то время «чирками», или утками.
11. Село Изгары (Чистопольский район).
В XVII веке с возникновением «Закамской черты» здесь, на заросшей бурьяном и кустарником плодородной земле, окруженной с трех сторон лесами, поселились русские земледельцы и основали у верховья реки Шешмы поселение. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, бортничеством и охотой.
Представители духовенства превратили поселение в село, которое постепенно росло. Село назвали Рождествено. Через некоторое время после образования села случился сильный пожар. Люди, спасаясь от огня, уходили в другие деревни и села. Они сильно пропахли дымом, и про них говорили, что они пришли «из гари». Их стали называть изгарами, а село впоследствии переименовали в Изгары [9].
12.Старое Ромашкино (Чистопольский район) – забавное название, пахнущее летом, солнцем и полевыми травами. Так и хочется узнать, при чем тут ромашки, да еще старые. К ромашкам, как оказалось, название села не имеет никакого отношения, по крайней мере, так считают сами жители. Откуда истоки Старого Ромашкино, точно никто не знает. Одна из версий гласит, что основателем Старого Ромашкино был некий богатый купец по имени Роман. Был он человек добрый и благостный. А по соседству располагалась русская деревня, вот и назвали ее жители Романа Ромашкой, а село стали именовать Ромашкино. В трех километрах от Старого существовала когда-то и деревня Новое Ромашкино, поменьше первой. Но жители разъехались, дома опустели, деревня исчезла.
13. Интересно название деревни Выра в Арском районе, которое в документах упоминается аж с 1599 г. Принято считать, что название произошло от древнерусского слова "выр" – «пучина, омут», «место быстрого течения в реке; быстрина» [4]. Вероятно, деревня образовалась на таком месте.
14.Деревня Чуча Пестречинского района образована более 350 лет назад. Версий происхождения её названия две. Первая ведет своё начало от нарицательного «чуча»: так в древнерусских летописях называли эстонцев и родственные им прибалтийские племена, жившие во владениях Великого Новгорода и близ Онежского озера (другое его название – «чудь»). Здесь могли основать селение потомки этого народа, а жившие вокруг русские люди называли их деревню на свой лад.
Кроме того, чучей именовали «набитую кожу зверя, животного, птицы», а также «куклу». В таком случае название относится к числу «профессиональных» наименований, содержащих указание на деятельность первопоселенцев: они могли быть охотниками либо мастерами по изготовлению детских игрушек.
15. Деревня Званка Пестречинского района существует более 240 лет. Свое начало она берет от трех братьев, которые приехали сюда из-под Новгорода и назвали деревню по названию речки, текущей в родных местах.
В подавляющем большинстве древние славяне давали названия рекам, отражая в них одну из характерных черт реки или ее ближайшего природного окружения [5]. Может быть, в то далекое время эта речка была весьма бойкой, быстрой и весело позванивала среди россыпей камней на перекатах. Не отсюда ли и такое ласковое название ее – Званка, то есть звонкая, звенящая?
16.Деревня Котловка (Елабужский район).
Название от переселенцев с реки Котловка (под Москвой). Название реки от села Котлы. По поводу происхождения этого названия существует несколько версий, одна из которых объясняет его тем, что котлами славяне называли овраги округлой формы.
17.Название деревни Рахово в Сабинском районе связано с древнерусским словом «рахать» (бросать, гнать, швырять). А «раховать» – считать, быть бережливым. Сюда в конце 18 века переселились крестьяне из бедной землей Калужской области. И в память о малоземелье на новом месте решили так назвать деревню.
18.Деревня Князь (Агрызский район) стоит на высоком холме по-над рекой Иж. В свое время известный ученый-топонимист В. А. Никонов писал: «Словообразование русских топонимов преимущественно суффиксально [8]. Из русских названий населенных мест суффиксальны более 90%». Оставшиеся 10% представляют собой народные термины, возведенные по каким-то трудно сейчас уловимым за давностью мотивам в более высокий разряд названий. Вероятно, и в основе ойконима Князь лежит термин «князь», в говорах русского севера (оттуда были переселенцы) имевший такие значения, как «высокий одинокий холм» и «»кромка обрывистого берега реки». В это же семантическое гнездо входит и слово «князек» - «гребень двускатной крыши деревенского дома». Географическое положение деревни на крутом берегу Ижа подтверждает приведенное толкование её названия.
19.Возникновение названия села Кузьмино в Бавлинском районе может быть связано или с именем Кузьма, или с названием церкви во имя Космы и Дамиана. Но большинство учёных, во главе с известным филологом А. В. Суперанской, дают другую мотивацию [6]. В Кузьмин день (14 ноября), глубокой осенью, когда окончены все крестьянские работы, можно подумать и об отдыхе, и о веселье. И вот где-нибудь в лесу, в одинокой избушке, собираются деревенские парни и девушки, топят печку, жарят кур, поют песни, присматриваются друг к другу, а через некоторое время посылаются сваты и играются свадьбы. Такой обычай уединяться где-то в лесу на Кузьмин день получил название Кузьминки. Кузьминками стали звать и одиноко стоящие отдалённые дома. Если подобная отдельная изба становилась со временем точкой роста деревни, то и она могла получить название Кузьмино, также Кузьминки, Кузьминовка и тому подобное.
20.Столбищи, село в Лаишевском районе, близ озера Ковалевское, в 17 км к югу-востоку от Казани, основано во второй половине 16 века.
Первоначально село называлось Гуревка, по церковному приходу святого Гурия. В 1774 году при въезде в деревню был поставлен позорный черный столб за «разбой» и участие в пугачевском восстании. В связи с возникновением Оренбургского тракта в этих местах побывала Екатерина Вторая, которая нарекла местечко Столбищами [9].
21.На северо-востоке Буинского района, на расстоянии 18 км от районного центра, по соседству с Чувашской Республикой расположено село Верхние Лащи. Название селу присвоено в 1859 году и взято из названия реки Лащи, так как село расположено в верхнем устье этой реки. Крестьяне села начиная с XVIII века до второй половины XIX века считались государственными крестьянами. Вокруг деревни были леса, и деревня была расположена в лесу, поэтому основное занятие жителей была – рубка леса, также занимались обрабатыванием земли, делали кирпичи.
Название села восходит к древнеславянскому глаголу «лащити» - «нежить, ласкать». Исходя из этого, можно предположить, что речку так назвали за её нежное, ленивое течение [9].
22.Село Пьяный (с 1923 года Красный) Бор Агрызского района расположено на живописном берегу реки Кама. Село основано примерно в конце ХVII века и является самым древним русским селением на территории Агрызского района.
По преданию, на территории села в далеком прошлом находился дремучий сосновый бор, заходя в него, человек пьянел от насыщенного озоном воздуха. В дремучем лесу бурлаки находили дупла с медом диких пчел, поев его – они тут же пьянели, так как мед содержал алкалоидные вещества. По этим преданиям и произошло название села Пьяный Бор.
В 1901 году в селе побывал великий русский писатель А.П.Чехов со своей женой. Это место произвело на них огромное впечатление: «кругом ширь необъятная, покой, тишина».
23.Село Малые Лызи Балтасинского района находится на берегу озера Лызи. Это озеро пользовалось особым почитанием окрестных жителей. К нему обращались за помощью в случае болезней и других невзгод. После молений на озере излечивались все болезни. Такое отношение к Лызинскому озеру обусловлено его необычными природными характери-стиками. Это уникальный водоем карстового происхождения. Название села происходит от старинного русского слова «лузь», что значило чистое место на заросшем озере, прогалина, плёс. От этого же слова произошло слово лужа.
24.Село Печищи Верхнеуслонского района.
В местном краеведческом музее говорится, что в 1600 году от сельца Услон на правом берегу Волги в полутора километрах от берега и в 13 километрах от Казани появился починок Печищи, в котором было от двух до шести дворов. Починок считался вотчиной Свияжского Троице-Сергиевского монастыря. Наряду с традиционным сельским трудом печищенцы еще "ломали" бутовый камень—известняк для строительства свияжских монастырей и Казанского кремля [9].
В Татарстане уже, пожалуй, стали забывать, что когда-то в Печищах работал старинный и мощный завод по добыче известняка. За ним специально приезжали чуть ли не со всей России. Именно добыча известняка и гипса послужила некогда поводом для рождения Печищ, и название деревни произошло от слова "печи".
Как раз у села Печищи Волга делает резкий поворот, образуя эдакий коленообразный изгиб. Лишенный растительности крутой обрыв высотой около ста метров, нависающий над долиной Волги, — знаменитый Печищенский разрез, геологический памятник природы, входящий в список культурно-исторического и природного наследия ЮНЕСКО.
25.Деревня Рогозино (Лениногорский район).
Первый вариант происхождения названия этой деревни следующий. Оно ведет свое начало от слова «рогоза» или «рагоз», что по-русски означает подстилку (коврик), сделанную из камыша или тростника. Первоначальный же смысл слова «рогоза» или «рагоз» по-русски означал название болотного растения – палочника, куга или пыжа, из которого обычно в русских деревнях плели грубую волосяную ткань. Позже «рогозиной» называли золотую и серебряную нить, которая использовалась при изготовлении военных эполет и погон. Возможно в этой деревне занимались плетением подобной ткани, что в свое время было чрезвычайно распространенным, а возможно и прибыльным занятием.
Второй вариант происхождения данного названия таков: на старо-славянском языке «рагоза» означала свару, раздор, перепалку или стычку. На белорусском языке это слово до сих пор означает беспорядок. Может быть, в этой деревне особенно много ругались и ссорились и соседи назвали их деревню Рогозино [8].
26.Очень интересное место находится между селами Четырчи и Булдырь Чистопольского района. Здесь — центральное место, «сердце» нашей республики. Расположено оно по дороге от Чистополя к Четырчам. Не доезжая двух километров до этого села, необходимо свернуть налево, до поворота на деревню Булдырь, и по бездорожью пройти еще километра полтора-два.
Название «Четырчи» произошло от слова «тырить», которое в древнерусском языке означало — приносить, добывать, нести. Отсюда произошло и слово «богатырь». Это позже «нести» и «воровать» слились в одном процессе.
А откуда же произошло название села Булдырь?
У древних славян булдырь означал волдырь, шишка, нарыв, пузырчатая опухоль. Позже оно стало означать неровное, дурное место в поле, бедное растительностью. У Даля булдырь – дом, стоящий на отшибе [4]. Значит, деревня была на таком месте или начиналась от одинокого дома.
27.У происхождения названия деревни Садилово Высокогорского района есть два варианта. Первый гласит, что название происходит от клички «Садила», которое помещики давали своим зависимым крестьянам садящим что-либо (зерновые культуры или плодовые деревья) на барском поле. По второй версии слово «садило» означает «часть овина, расположенная над ямой, сушило, где на решетинах насаживаются снопы». В некоторых регионах России этим словом до сих пор называют небольшой овин или ригу [7].
Таким образом, можно сделать вывод о многообразии способов называния населенных пунктов: по имени, фамилии или клички первопоселенца или хозяина деревни; от рода деятельности жителей; от названия ближайших водоемов; от особенностей рельефа местности и животного или растительного мира; от местности, откуда переселились первые жители, от названия церковных праздников.
Глава3. Исследование знаний местных жителей о происхождении названия села Гари.
Нами было проведено анкетирование школьников Гимназии № 10 Зеленодольского района. Опрошено было 37 учеников вторых – седьмых классов. Результаты таковы: никто не знает, почему село так называется, хотя многие живут в этом селе. Вывод такой, что школьники не знают историю родного края.
А вот как объясняют название села местные старожилы. Село было основано в 1802 году, оно называлось Кабачищи. Название «Кабачищи» деревня получила от «Кабачищенской поляны», где она первоначально и располагалась. Только кабака там не было. Затем часть деревни Кабачищи сгорела, и после восстановления получила название Гари от слов «гореть, гарь».
Таким образом, можно сделать вывод, нужно больше заниматься вопросами краеведения с ребятами, так как это не только поможет лучше изучить русский язык и историю страны, но и глубже развить чувства патриотизма и гордости за родную землю.
Заключение
Русские названия деревень в Республике Татарстан появились после присоединения Казанского ханства к Русскому государству, большая часть названий встречается в районах, близких к Казани;
Названия в основном происходят от собственных имён, от рода деятельности жителей, от особенностей рельефа местности и животного или растительного мира, от местности, откуда переселились первые жители, от названий церковных праздников;
Названия в основном имеют такой состав: корень +суффиксы -ов-, -к- +окончания -а- или -о-;
ПРИ
М
Е
РЫСостав: корень+суффикс -ов-+окончание -о- Состав: корень+суффиксы -ов(ев)- и -к-+окончание -а- Состав: корень+суффикс -к- +окончание -а-
Фролово, Сумароково, Луговое, Чемодурово, Алферово, Елхово Александровка, Павловка, Дуровка, Бирючевка, Зверевка, Котловка, Андреевка,Базаровка Званка, Мишка, Соколка, Астраханка, Нармонка
В работе собрана только некоторая информация. А сколько ещё интересных русских названий в нашей республике! Только местные жители знают то, чего не встретишь ни в одной книге, ни в одном архиве.
Наше исследование – это всего лишь небольшая лепта в изучении нашего родного края. Хочется надеяться, что народ с таким богатым прошлым достоин прекрасного будущего.