Формирования познавательных УУД на уроках байкаловедения.


Формирования познавательных УУД на уроках байкаловедения Стенина Н.В. МБОУ СОШ №6 г. Иркутск;Климентьева Т.Н. МАОУ Гимназия №2 г. Иркутск. Что такое «метапредметный результат»? Учащийся не только решаетучебно-познавательные иучебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Познавательные УУД Общеучебные.Логические действия. Действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;Структурирование знаний;Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: Моделирование;Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: Анализ;Синтез;Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;Подведение под понятие, выведение следствий;Установление причинно-следственных связей;Построение логической цепи рассуждений;Доказательство;Выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Формулирование проблемы;Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Ресурсом для формирования УУД являются: Клипы к темам по учебнику Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. Авт. Е.Н. Кузеванова, В.Н. Сергеева. Введение. Байкал. Введение. Мусор. Глава II. Рифтовый этап. Этапы развития животных. Глава II. Происхождение озера Байкал. Были ли динозавры на Байкале (2 фильма). Глава II. Рифтовый этап. Животные. Глава II. Рифтовый этап. Растения.Глава III. Береговая линия. Мысы. Глава III. Рельеф дна. Котловины. Подводные хребты. Хребты. Глава III. Рельеф дна. Острова. Глава III. Общие сведения о горных породах и минералах. Горные породы. Глава III. Общие сведения о горных породах и минералах. Минералы. Глава IV. Ледовый режим. Льды Байкала. Глава IV. Ледовый режим. Лёд с подписями.Глава V. Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс. Виды воды. Вода Круг Что означает , предложенные символы в орнаменте бурятских костюмах? Цветок лотоса Вода Ответ: Круг с древнейших времен имеет свое символическое значение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени. Круг символизирует вечность, бесконечность. В природе все движется по кругу: земля вокруг своей оси, солнце – по небу. Вода совершает круговорот в природе: округлые капли дождя или града падают с неба, вода в воронке омута закручивается по спирали, камень, брошенный в воду, вызывает круги на ее поверхности.Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир. Круг Цветок лотоса – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы. Если лотос – белого цвета "пундарика", он символизирует духовную чистоту, святость. Розовый лотос "падма" символизирует Спасителя, самого Будду. Лотос корнями уходит в ил, стебель его проходит сквозь толщу воды, а лепестки лотоса поднимаются над водой, они чисты и открыты солнцу. Сознание святого свободно от загрязнений, – три корневых яда не могут отравить ум просветлённого подобно тому, как мутная вода не может удержаться на чистых лепестках лотоса. Цветок лотоса Символика цвета в орнаменте- Как вы считаете,  имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? - Какое? - Как вы считаете,  имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да).- Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение).Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности. Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства. Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ ЗемлиОранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу. Ответ: Задание №30. Тема: «Рыбы» В старадавние времена эта рыба имела причудливые названия «дядя», «корга», котцовая рыба. В настоящее время это самая известная промысловая рыба на Байкале. Угадайте название этой рыбы и познакомьтесь с описанием её прежних названий. Ответ: байкальский омуль. Задание 2. На основе сравнения байкальских льдов в различные периоды времени, сделайте вывод о правилах поведения зимой и весной на льдах Байкала. Чтобы задания несли познавательную и развивающую функции, необходимо продумать их систему, развивающие различные УУД. Например, сравнение, анализ, синтез, подведение под понятие. Это те самые приемы мыслительной деятельности, которые необходимо сформировать у учащихся к старшим классам. Такого рода задания, хорошо впишутся в сценарий системно-деятельностного урока Наш идеальный результат:ученики знают, какими УУД они владеют«Я умею и знаю как… …РАБОТАТЬ В ГРУППЕ» …СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ» …ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ» …ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ» …ОБЪЕДИНЯТЬ ПРЕДМЕТЫ В ГРУППЫ» *