Статья на тему: Организация работы кабинета истории

Статья от Антоновой Элеоноры Ивановны, учителя истории и обществознания МОБУ СОШ № 29 города Якутска Республики Саха (Якутия)
Организация работы кабинета истории
Переход на новые стандарты обучения затронул все элементы образовательной системы. Качественные изменения коснулись преподавания предмета «история». Среди новых явлений можно выделить введения ФГОС, ЕГЭ, формирование современных учебно-методологических комплексов по предмету, внедрение новых технологий исторического образования, проектной деятельности, усиления информатизации исторического образования.
В процессе реализации всех названных задач особую актуальность приобретает проблема оформления современного кабинета истории. Хорошо известно, что эффективность усвоения учащимися курса в любой предметной области во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса в педагогической науке принято считать научно-обоснованную учебную программу курса; оптимальную методику проведения занятий; соответствующую современным тенденциям в образовании учебно-материальную базу; необходимые передовые средства обучения. В своей работе я рассматриваю проблему оснащения учебно-материальной базы. К учебно-материальной базе относится, прежде всего, кабинет истории и его оснащение различными материальными средствами обучения. Учебно-материальная база должна совершенствоваться с развитием науки, техники и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями обязательных документов Министерства образования и науки РФ.
Проблема оформления кабинета истории неоднократно освещалась в педагогической и методологической литературе, однако наибольшее количество публикаций пришлось на 80-е гг. ХХ века. Между тем трансформация российского общества, развитие России в контексте современной цивилизации повлекли за собой изменения в содержании изучаемого исторического материала, модернизацию методики преподавания предмета в школе, что, в свою очередь, делает невозможным сохранение кабинета истории в прежнем виде. Что должно быть в современном кабинете истории? Как сочетать в кабинете региональный национальный компонент? Какие технические средства обучения помогут в реализации новых подходов и технологий?
В настоящее время оборудование школьного кабинета истории регламентируется «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов» (они размещены на сайте Федерального агентства по образованию РФ по адресу: www//ed.gov.ru). Хотя данный документ и называется «Требованиями», уже в первом его предложении подчеркивается его рекомендательный характер: «Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории» (имеется в виду стандарт 2004 г.).
«Требования» включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования. «Требования» включают в себя не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создания которых необходимо для обеспечения федерального государственного образовательного стандарта.
Модель образовательного пространства учебного кабинета истории должна быть разработана в соответствии с поставленной цели – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Развивающая среда в помещении учебного кабинета должна отвечать принципам: безопасности и личного комфорта; вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов; динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.
Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающее создание современной предметно-образовательной среды обучения основной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ООО.
В современном школьном кабинете истории обязательно должна присутствовать книгопечатная продукция, печатные пособия, а именно учебники, соответствующие Стандарту основного общего и среднего (полного) образования по истории, рабочие тетради к ним, книги для внеклассного чтения, необходимая методическая и дидактическая литература для учителя, рабочие программы по истории. Для реализации учебной деятельности должны быть настенные исторические карты, атласы, контурные карты, иллюстративный материал. Большую помощь учителю оказывают имеющийся в наличии раздаточный материал, содержащий образные, логические и оценочные разноуровневые задания, КИМы. Раздаточный материал для работы с понятийным материалом, историческими документами.
Хороший вариант работы с визуальными источниками, взятыми (вырезанные) из старых учебных пособий, учебников. Они помогают осуществить личностно-ориентированный подход через игровую деятельность.
Методические материалы к поурочным планам урока, сами поурочные планы целесообразно распределить по отдельным папкам. Каждая папка относится к отдельным курсам истории, уровню класса. Такое распределение помогает учителю в подготовке к уроку, экономит его время. Содержимое папок ежегодно обновляется.
Оснащение учебного кабинета должно способствовать эффективности занятий. А именно, переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке. Самоанализу, воспитанию высокоорганизованной личности.
Оборудование учебного кабинета должно позволять вести безопасное и эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.
Обязательное наличие в учебном кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Заведующий учебным кабинетом в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными документами, в первую очередь Законом РФ «Об образовании».
При оформлении учебного кабинета истории каждый его элемент должен быть не просто формальным украшением помещения, а обозначал, что это учебный кабинет истории и помогал в работе учителю.
Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.
Мебель в кабинете должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, в соответствии требованиям стандартов технической безопасности. Высота парт и стульев должна соответствовать их росту. Например, парты с низкими ножками можно поставить вперед, а повыше назад рядов. Цвет стен, жалюзи, горшков цветов должны эстетично гармонировать между собой. Предлагаю более мягкий светло-зеленый цвет, так как это цвет превалирует на государственном флаге нашего региона Республики Саха (Якутия). Отличным вариантом может быть национальное панно на тему традиций народа саха на одной из стен или якутские узоры по всему периметру помещения.
Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает обучающимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.
Для укрепления зрения можно повесить на передней стене кабинета стационарный тренажер для глаз. Что окажет помощь при использовании здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса.
Основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Внедрение современных средств и технологий в образовательный процесс является особенностью современной школы. Об этом неоднократно заявляли руководители всех образовательных ведомств и президент РФ В.В.Путин. В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для обучающихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов для организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.
Можно отметить, что в современной школе существует тенденция постепенной замены большинства технических средств обучения, использующихся ранее при изучении истории, информационными компьютерными технологиями. Их внедрение в учебный процесс является позитивным во всех отношениях изменением, позволяющими интенсифицировать изучение истории в школе. На современном этапе перехода к компьютеризации учебного процесса наряду с применением новейших информационных технологий на уроках истории по-прежнему широко используются и другие технические средства обучения.
Проблема хранения и каталогизации материалов всегда занимала важное место и отнимала у заведующих кабинетов много времени. Перевод материалов в цифровой вид резко снижает временные затрата на эту рутинную работу.
Как и где должны храниться предметные цифровые ресурсы? Решение этой задачи заключается в создании школьного ресурсного центра, например «Сетевого города образования». Для этого школа имеет внутришкольную сеть с выделенным сервером (-ами). На сервере размещаются ресурсы, доступные с любого компьютера школьной Сети и извне (если это разрешено администраторами Сети).
Учебный кабинет должен представлять собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощрять к развитию у него инициативы и самостоятельности, создать возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.
 Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе. М., 1982; Дрига И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. М., 1986; Завадье А.С. Кабинет истории в общеобразовательной школе. М., 1986; Кабинет истории и обществознания в школе: Методические рекомендации / Сост. Е.Н.Захарова. М., 1987; Козберг Г.Л., Мозгарев Л.В. Классификатор педагогической и методической информации // ПИШ. 1984. № 4; Полнер Е.Д. Комплексное применение средств обучения в кабинете истории // ПИШ. 1981. № 3; Потехин Е.В. Из опыта работы кабинета истории // ПИШ. 1986. № 6; Степанов В.П. О хранении наглядных пособий // ПИШ. 1980. № 2; Федорченко О.И. Кабинет истории и обществоведения // ПИШ. 1977. № 2.











15