Разработка занятия в группе продленного дня , на тему: Что такое хорошо и что такое плохо


Тема занятия : «Что такое хорошо и что такое плохо?!»
Цель занятия: Познакомить детей с общим понятием вежливости и правильного
поведения.
Воспитывать бережное отношение к речи и внимательное отношение к
ближнему.
Формировать эстетически и этически цельную личность.
Слово воспитателя:
Ребята, я рада видеть вас всех сегодня! Как Вы себя чувствуете? А у меня для вас сказка, послушайте:
Сказка про грубое слово «Уходи»Маша и Ойка построили дом из кубиков. Прибежал Мышонок и говорит:— Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?— Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!—сказала Ойка грубым голосом. Обиделся Мышонок и убежал.Заплакала Маша: — Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.— Ой, и ты тоже уходи, Машка! — сказала Ойка грубым голосом.Обиделась Маша и ушла.Заглянуло в окно Солнце.— Как тебе не стыдно, Ойка! — сказало Солнце. — Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:— И ты уходи! Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.— Ты кто? — спросила Ойка. — Я тебя не вижу.— Я Бельчонок Рыжий Хвост, — ответил Бельчонок. — Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.— У-у!Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.— Ой, кто это? — испугалась Ойка.А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.— Это мы, Серые Волки! — ответили Волки. — Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!— Ой, теперь мы все пропали! — заплакала Ойка. — Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.— Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.
Ребята, о чем эта сказка?
Ответы детей
Ребята, послушайте сказки В. Осеевой:
Синие листья
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены не было ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зеленый карандаш.
А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
– Это очень много,– говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты не берешь? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зеленого нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
На катке
День был солнечный. Лед блестел.
Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
– Я нечаянно... – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
– Коленку...
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
– Иди к нам! – позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
Отомстила
Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.
– Алешка! – закричала Катя. – Алешка!.. – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
– Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
– Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
– Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!
– Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Еще как заплачешь!
– Это я-то заплачу? – Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
– Алеша! – кричала она. – Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
– Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
– Не можешь? – кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. – Держись за меня. – Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. – Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
– Что, не можешь стоять? – спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.
– Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо!– гневно ответила женщина.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берет тебя брат?
– А почему вы все спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза...
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»
Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Ребята, вы прослушали эти небольшие сказки, расскажите, о чем они?
Слово детям: Диалог – беседа.
Ребята, а вот, что говорили в народе о вежливости, послушайте поговорки:
 Нужда вежлива, голь догадлива.
 От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
 Он крест кладет по-писаному.
 Хороша шла, да не поклонилась; давал грош, да не воротилась.
 Поклон – что дуга; отказ – что шест.
 Подойди поближе, да поклонись пониже!
 Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном, язык с приговором.
 Поклонен, покорен, а в глазах искра есть.
 Кому нет привету, и хозяина дома нету.
 Поклониться — вперед пригодится.
 Гордым бог противится, а смиренным дает благодать.
 Дома, как хочу, а в людях, как велят.
 Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
 Добрый привет и кошке люб.
 Не кичись, лучше в ножки поклонись!
 Поклонишься — голова не отломится.
 Клади крест по-писаному, поклон веди по-ученому!
 По привету ответ, по заслуге почет.
 Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
 Не всех поименно, а всем по поклону.
 Спесь не ум.
 На добрый привет добрый и ответ.
 Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.
 В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
 В чужом доме не указывают.
 Каков привет, таков и ответ.
 Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив.
Ребята, давайте посмотрим инсценировку одного замечательного автора:
Ведущий (учитель). Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что кому-то могут позвонить по очень срочному делу.
1-й чтец.
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьник
а Да первоклассник Коленька.
2-й чтец.
Придут домой ученики,
И начинаются звонки —
Звонки без передышки.
А кто звонит?Ученики,
Такие же мальчишки.
3-й чтец.
Андрей, что задано, скажи?
Ах, повторяем падежи?
Все слова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
4-й чтец.
— Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в карте шарил, шарил
Нет карты полушарий!
1-й чтец.
Не замолкают голоса,
Взвывает в трубке кто-то:
— А по ботанике леса,
Луга или болота?
2-й чтец.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
3-й чтец.
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки.
4-й чтец.
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
А Барто. "Почему телефон занят"
Ребята, вы догадались, чьи это замечательные стихи?
Ответы детей.
Игра «Вежливые слова».
Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.
               Спасибо.                                                            Пожалуйста.
За что мы говорим «спасибо»?                      Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
За, всё, что делают для нас.                             Повторяем его поминутно.
И мы припомнить не смогли бы,                    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.
                 Простите.                                                               Добрый день!
Простите, я больше не буду                             - Добрый день! – тебе сказали.
Нечаянно бить посуду                                        - Добрый день! – ответил ты.
И взрослых перебивать,                                     Как две ниточки связали
И что обещал – забывать.                                  Теплоты и доброты.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
            Доброго пути.                                                          Здравствуйте.
Нам желают: «Доброго пути!» -                     - Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Будет легче ехать и идти.                                   – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
Приведёт, конечно, добрый путь                      И, наверно, не пойдёт в аптеку,
Тоже к доброму чему-нибудь.                           И здоровым будет много лет.
- Вежливый  человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.
Ребята, и еще немного поиграем с вами:
Игра «Волшебное слово».
- Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если  я его  добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)
Ребята, вы большие молодцы! Отлично потрудились! Какой мы сделаем вывод?