Урок по теме :Мировой океан,его части, его единство


Урок в 6 классе на тему : « Мировой океан, его части, его единство.»
Илюхина Т.В., учитель географии МОУ СОШ № 53 г.Астрахань
Форма урока: урок - путешествие.
Тип урок : урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
 Цели уроки : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
формировать интерес к предмету.
Дидактический материал: карта полушарий, атласыг корабли. Флажки , якорьки, карточки, фишки, эмблемы для диспетчеров судовые
журналы для каждого члена регаты , листочки для ответов , гонг.
Подготовительный этап
Заранее учащихся необходимо разделить, на четыре команды ,в каждой .выбрать капитана и диспетчера.
Подготовить судовые журналы для каждого члена регаты , эмблемы для диспетчера и весь дидактический материал.
Диспетчеры сдают зачет на урок раньше, так как во время урока - путешествия они помогают учителю принимать зачет у одноклассников ,
Ход урока
1.Вступление.Сообщение темы и цели урока
( Звучит музыка ) Учитель : Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель : переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о нем, его частях, его единстве.
У нас четыре фрегата, и каждая команда плывет на своем корабле. Цвет корабля соответствует цвету вашего флажка - это цвет вашей команды. Якорьки на карте - это наши с вами стоянки {столы в кабинете расставлены в форме треугольников, напоминая форму корабля ).
Сначала узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание, и кто первый возглавит регату. Это будет та команда, которая опередит всех, выполняя первое задание.
2. Ролевая игра
Задание 1. Определите координаты порта, из которого мы начнем путешествие. Координаты записаны на доске, географические карты перед вами, а диспетчеры будут мне помогать.
Координаты: 60*с.ш., 31*в.д.        
Ключ: Санкт- Петербург ( диспетчеры поднимают руки со словами : «первая команда готова » и т.д.)
Учитель. Молодцы    ! Правильно! Возглавит нашу регату красный кораблю, за ним плывут синий, зеленый, белый корабли ( прикрепляю корабли возле первого якоря на карте).
Почетное право ударить в гонг и возвестить о начале старта регаты представляется капитану красного корабля {капитан бьет в гонг ).
Итак, дорогие друзья, в путь! Совершим кругосветное плавание. Через Финский залив переплывем Балтийское море, и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический океан. Ребята, что мы уже знаем о нем?
Ученик. Название океану дали древние греки в связи с мифом об Атланте, который держит небо. Он, по их мнению, находится на западу Средиземноморья. ' По площади Атлантический океан занимает второе место поле Тихого , его • г площадь равна 93 млн. кв. км.
Учитель. Спасибо! Молодец! Вот и первая наша стоянка. Как называется остров, к которому мы подплываем?
Ключ: о. Мадагаскар ( выстраиваю корабли у второго якоря на карте): -Учитель. Правильно! Но прежде чем мы отправимся в плавание дальше,      выполним следующее задание.        
Задание 2 Цифровой диктант: 1Материк. 2.Остров. 3.Полуостров. 4Архипелаг. 5 Море. 6Залив. 7Пролив.
1 .Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
2.Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и
разделяет участки суши. 3.Часть океана, более или менее отделенная от него сушей. 4.Огромный участок суши.
5.Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу. 6.Скопление островов.
7.Часть суши, с трех сторон окруженная водой. Ключ: 2,7,5,1,6,4,3.
Учитель. Ребята, сдайте свои листочки диспетчерам. Диспетчеры, работа для вас - оцените, пожалуйста, правильность ответов, оценки не забудьте записать в судовые журналы, которые есть у каждого члена экспедиции. Пока диспетчеры трудятся в своих каютах, плывем дальше. Где же наш следующий якорь? Вот он - порт Сидней! Но путь до него нелегкий. Впереди Индийский океан. На пути у нас встали подводные рифы, и, чтобы преодолеть этот участок пути, выполним следующее задание.
Задание 3. С помощью атласа определите среднюю и максимальную глубину Индийского океана. Кто первым определит, поднимите руку.
Ключ: средняя глубина - от 300 тыс.м. до 6 тыс.м., максимальная глубина -7729 м. Зондский желоб. (Учитель выстраивает корабли на карте у следующего якоря в той очередности, с которой ребята справились с заданием).
Учитель. Во время нашего путешествия мы уже вышли в просторы третьего океана, побывали на берегах трех материков и, чтобы попасть на следующую стоянку (а она - ох, как далеко), выполним новое задание.
Задание 4. «Немой» диктант {учитель показывает объекты на карте, а ученики их названия пишут на листочках). 1. Северный Ледовитый океан. 2. Южная Африка. 3.Средиземное море.4. Мексиканский залив. 5. Баренцев пролив,6.О.Тасмания.7. П-ов Индостав.8. Аравийское море.9. Канадский архипелаг.
Учитель. У диспетчеров опять много работы, и все мы спешим дальше. Итак, мы переплыли экватор. Находимся в водах Тихого океана. Он на удивление спокойный и дружелюбный. Друзья, что мы знаем о нем?
Ученик. Название океану дал португальский мореплаватель Ф.Магеллан. В ХУ1 в. он совершил первое в истории кругосветное плавание. Тихий - самый большой из океанов, занимает почти половину площади всего Мирового океана. Его площадь равна 180 млн. кв.м.
Учитель. А пока нам рассказывали, мы уже доплыли берегов Северной Америки. Перед нами теплый Калифорнийский полуостров,     в порту Лос-Анджелес. Есть возможность подзаправиться, набрать пресной воды и отправиться дальше.(Корабли выстраиваются на карте у якоря 'возле берегов Северной Америки.)
Где же наш следующий якорь? Это порт Рио-де-Жанейро. На каком он * -находится материке?        ,        
Ключ: Южная Америка        
Правильно! Чей это фрегат первым доплывет до стоянки? Я предлагаю вам викторину, за правильные ответы вы получаете фишки, их выдадут вам диспетчеры. Чья команда больше наберет фишек, та первой и прибудет в порт Рио-де-Жанейро.
Задание 5.Викторина. 1.На каком материке располагается город, в котором мы живем? 2.Прибор для автоматического определения глубины при помощи звука. 3.Какова глубина океана, если звук, посланный с корабля, возвратится в виде эха за 8с? Ваши действия при вычислении. 4.Самый холодный материк. 5.Самый холодный океан.
6.Назовите наибольшую глубину Мирового океана: сколько она составляет, как она называется; в каком океане находится. 7.Площадь какого океана составляет 75 млн. кв.км.? 8.Самый крупный остров на Земле.
9.Какой пролив разделяет два материка: Северную Америку и Евразию? 10.Перечислите основные части гидросферы. 11 .Впадина в океане - что это? 12.Равнины в океане.
13.Узкий склон в океаническом рельефе глубиной более 5 тыс.м. И.,Что является главной причиной круговорота воды в природе? 15.Значение круговорота воды в природе.
Диспетчеры считают фишки, подводят итоги, выстраивают корабли на карте.
Учитель. Вот мы и на финишной прямой. Но чтобы вернуться обратнодомой, капитаны, - к доске! Последнее задание - оно для вас.
Каждый видит во сне, как в волшебном кино, Океаны и дальние страны, Но на мостиках не каждому встать суждено И не каждому быть капитаном ! От нас ,капитаны, зависит сейчас очень многое. В наших руках судьба команды. Вам определять , чей фрегат первым придет к финишу.
Перед вами схема « Круговорот воды в природе », но она не закончена. Я раздаю вам те карточки, которых здесь не достают. Вам нужно правильно их распределить. Задание ясно? Тогда впереди !
Помните, капитаны : « Только смелым покоряются моря! ». (На доске схема, капитаны прикрепляют к ней недостающие карточки.) Учитель. Ребята. Схема верна ? Молодцы ! Вы успешно родолели все Трудности на своем пути, и все 4 команды достигли ( выстраиваю все корабли у последнего якоря на карте ).
З.Подведение итогов        '
Зот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, выпоняли, какой величайшей силой человека являются его знания. В заключение -слово диспетчерам. Друзья, оцените, пожалуйста, свои команды.                
Диспетчеры подводят итоги по судовым журналам, объявляют и комментируют оценки.