презентация по литературе на тему Поэма А. Блока Двенадцать


Поэма А. Блока «Двенадцать»Урок литературы в 11 классеУчитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5 г. Суворова» Л.В. Новикова История создания поэмы8-28 января 1918 года – время создания поэмы. « Сегодня я – гений!»«…поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». А . Блок
А. Блок. « Интеллигенция и революция»Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух".    Что же задумано?    Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.    Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.    Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.    Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их ' развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.    Всё так. (…)  Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию. Сюжет поэмы В сюжете можно определить два плана. Первый - внешний: зарисовки с петроградских улиц, постреволюционные реалии жизни города ( реалистический пласт), описание природной стихии как отражения стихии бунта ( символический пласт)Кульминационный центр этой сюжетной линии – глава 6 – убийство КатькиВ поэме поднимается проблема отношения революции к жизни отдельного человека, проблема ценности человеческой личности, жертв, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.И идут без имени святого /Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, /Ничего не жаль..

Сюжет поэмы Второй план - внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:Второй кульминационный центр поэмы – 11 главаДинамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов передают неразбериху, которая царила и на улице, и в умах.
Основной конфликт поэмы Музыка революции Герои поэмы Герои поэмы обрисованы лаконично и выразительно.Старушка, как курица, кой-как переметнулась через сугроб…Писатель –вития: «Предатели! Погибла Россия!» « Что нынче невеселый, товарищ поп?"сравнениеречьоксюморон

Петька и КатькаПортрет Катьки нарисован подробно: зубки блещут жемчугом, Толстоморденькая, со шрамом на шее и под грудью. Она носила модные серые гетры и шоколад «Миньон» «жрала»Петька, ревнивый её воздыхатель, уже не с одним соперником вступал за неё в схватку. Один офицер «не ушел» от Петькиного ножа. Вот и сейчас он хочет отомстить Ваньке, но убивает Катьку. Красноармейцы упрекают Петьку за то, что он расстроен гибелью возлюбленной: не время для любви Двенадцать В зубах-цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый тузМы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всемЭто образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней .Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию).

Смысл названияКаково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы). Роль финала Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное. В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных М. Волошин предложил очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляцииИдея философа П. Флоренского основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он, как и Бог, может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". И. Глазунов. Христос и Антихрист Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том. что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой»



Источники http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art018&year=2005& -numb=27- материалы урокаРепродукции картин И. Глазунова