Конспект урока по предмету Окружающий мир


Тема урока : Как сберечь природу России.
Цель : сформировать представление об экологическом равновесии ; обобщить знания об экологических проблемах в равных природных и путях их решения; развивать речь, умения наблюдать ,рассуждать; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные УУД: - формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках; - формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов; - оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. Познавательные УУД: - осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами, - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; - допускать существование различных точек зрения; - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - использовать в общении правила вежливости.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийные презентации, карточки с заданиями для создания экологических знаков природы, : карта природных зон России, аудиозапись песни «Расскажите, птицы»(сл. и муз .И.Ю.Николаева), тесты и карточки для проверки знаний, учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.,Новицкая
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
а) Проверка знаний
- Соедините линией народ, его образ жизни и занятия
Народ Образ жизни Занятие
Эвенки
Нанайцы Кочевой
Оседлый Оленеводство
Охота
Рыболовство
б) Индивидуальный опрос
(Учащиеся отвечают на все вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.109. Затем объясняют , как выполнили задания в рабочей тетради.
3.Самоопределение к деятельности
(На доске вывешены фотографии природных зон и деятельность человека в них. Включаю аудиозапись «Расскажите, птицы»).-О какой экологической проблеме поется в песне?( о браконьерстве)
-Как автор говорит о беззащитности нашей планеты? (Планета наша- хрупкое стекло).
-Кто угрожает природе планеты?(Человек, его хозяйственная деятельность)
-Как же быть? Ведь человек не сможет прожить без полезных ископаемых, воды, а заводы и фабрики выпускают необходимую для человека продукцию.(ответы уч-ся)
Послушайте стихи об экологических проблемах нашей планеты.

Деревья
Кроны – корни, растущие в небо.
Корни- нервы деревьев в земле.
Лесником и садовником мне бы
Тяжесть века носить на челе.
Не пилите бездумно деревья,
Не губите леса и сады.
Их вершины , торжественно рея,
Исцеляют от злой суеты.
Пощадите поющие ветви –
И не тронет вас холод и зной.
Наших предков славянских заветы
Не порушьте своей новизной.
В. Сорокин
- О какой экологической проблеме это стихотворение?( о вырубке леса)
- В какой природной зоне возникает эта проблема?( в лесной зоне)
-Какие славянские заветы имеет в виду автор?(надо брать от природы столько. Сколько необходимо , не брать лишнего; нужно беречь природу)
Голубые тарпаны трав
Пролетают в тумане утра.
Ржаньем степь голосит как будто,
Как затравленные ветра,
Топчет топотом табуна
Гобелен – голубой цикорий.
Ковыли поредеют вскоре,
Колокольцы в ворсинках сна.
Не вмещается в круг один,
В общий план и макет пространства
Человека и зверя братство.
Здесь расзодятся их пути.
И дрофа покидает свойТравянистый душистый терем.
Травы, птицы,жуки и звери –
Дикий, общий с ветрами вой.
С. Скорик
-В какой природной зоне происходит действие? (в степи)
- О какой экологической проблеме идёт речь? (о неумеренном выпасе скота, исчезновение птиц)
-Что необходимо сделать , чтобы братство человека и зверя сохранилось в степи? ( надо соблюдать правило выпаса скота: не пасти долго на одном месте)
Мертвый лес
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес,отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
хватили горя комары,
в жилищах птиц сварились яйца
от неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
безрукий, безволосый лес:
что ни пихта — иссякла сила,
и что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
—Не человек. Злодей.Злодей.
--В какой природной зоне происходит действие? (в лесной зоне))- О какой экологической проблеме идёт речь? (о лесных пожарах)
-Каковы чаще всего причины пожаров в лесу? (неосторожное обращение с огнём)
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок…
Если ВСЕ : и я и ты –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы…
Т. Собакин
-В каком сообществе происходит действие? ( в лесу , на лугу)
- Какие цветы занесены в Красную книгу из-за того , что их срывают люди? 9ландыш, гиацинт, незабудка, ятрышник, подснежник и др.)
- О каких ещё экологических проблемах нашего края , России мы говорили на уроке?
4.Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Коллективное чтение и анализ статей учебника на стр. 110-113)
- В чём особенность климатических условий Арктики?
- Какие виды хозяйственной деятельности там возможны?
- Какие экологические проблемы возникают из-за этой деятельности человека?
- Какие природоохранные меры предпринимаются в этой зоне?
- Чем занимается человек в тундре?
- Какие полезные ископаемые там добывают?
- Как человек влияет на экологию тундры?
Как можно предотвратить разрушение почвы?
- Какие работы ведёт человек а лесной зоне?
- Какой вред наносит вырубка лесов?
- Как это влияет на растительный и животный мир лесов?
-Какие лесовосстановительные работы необходимо проводить?
-Как мы можем помочь в сохранении лесов?
-Какие экологические проблемы существуют в степи?
- Как перевыпас связан с исчезновением растений и животных?
-Как происходит опустынивание степей?
- Как перевыпас влияет на экологию пустыни?
-Каковы экологические проблемы субтропической зоны7-Какие правила вы бы сформулировали для отдыхающих на море?
-Какие животные и растения из-за агрессивного поведения туристов внесены в Красную книгу? (бабочка бражник, тритон, цикламен, подснежник)
2. Работа в группах
Задание для 1-й группы
- Составьте памятку для гостейЧерноморского побережья.
Задание 2-й группе
- Составьте памятку для туристов в лесу.
(Коллективно обсуждаем после выполнения)
5. Физкультминутка
У оленя дом большой,
Смотрит он в своё окно.
Зайка по лесу бежит.
Лапой в дверь стучит:
«Тук,тук,тук!
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!
6.Закрепление изученного материала
1.Выполнение заданий в рабочей тетради
№1,2 (стр.62-63)
2.Коллективная работа
- Послушайте стихотворение и объясните , какой вклад вы можете внести в сохранении растительного и животного мира, воздуха нашей планете.
Мы посадим липы и клёны,
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу -
Пусть звенит над ней гомон весёлый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветёт с каждым годом всё краше
Молодая планета наша.
Н. Кутов
- Как высадка саженцев в селе решит прблему охраны воздуза?
Как эти действия помогают сохранить водоемы и леса?
- Почему леса называют «лёгкими нашей планеты»?
7.Рефлексия
Проверочная работа. Тест.
А1. Как лес защищает почву?
1) не даёт солнцу выслушивать почву
2) в лесу трудно пахать и сеять
3) не даёт ветру и потокам воды смыть почву, удерживает её
4) в лесу животные не вытаптывают почву
А2. Почему в степях погибает много птиц?
1) на них охотятся люди
2) из-за полевых работ
3) в степях много хищников
4) там засушливое лето
А3. Как вы можете помочь охране лесов от вырубки?
1) беречь книги и собирать макулатуру
2) бороться с браконьерами
3) устанавливать на лесных опушках плакаты
4) ставить шипы для колёс транспорта
А 4. Почему весной запрещена охота?
1) животные ещё не вышли из спячки
2) животные выводят потомство
3) в лесу много клещей
4) волки нападают на человека
В1. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?
1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного  орошения
2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных
3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых
В 4. Какая экологическая проблема существует в Арктике?
1) хищническая ловля рыбы
2) загрязнение почвы химикатами
3) загрязнение морей топливом от морских судов
4) загрязнение воздуха
В 3. Какой вред наносит экологии тундры деятельность человека?
1) нарушение поверхности почвы транспортом
2) исчезновения ягеля из-за неправильного выпаса оленей
3) загрязнение окружающей среды из-за добычи полезных ископаемых
4) хищническая ловля рыбы
- После выполнения проводится коллективная проверка и оценивание.
Ответы: а1-3; а2-2; а3-1; а4-2; в1-1,2,4;в2- 1,3; в3-1,2,3.
8.Подведение итогов урока
- С чем связаны экологические проблемы природных зон?
- Какие проблемы существуют в нашем селе, крае?
- Как мы можем помочь в охране воздуха. Воды . степи?
- Как следует вести себя на природе ?Д/з стр.110-113 читать, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя»