Конспект урока по русскому языку «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».(4 к


«Запятая в сложном предложении с союзами "и", "а", "но" и в простом предложении с однородными членами и союзами "и", "а", "но"».
Цели урока:
обучающий аспект:
- повторить правила постановки запятой в простом предложении с союзами и, а, но;
- повторить правила постановки запятой в сложном предложении с союзами и, а, но;
- сравнить правила постановки запятой в сложном предложении с союзами и, а, но и простом предложении с союзами и, а, но;
- применять на практике правила постановки запятой в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но;
развивающий аспект:
- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;
- развивать монологическую речь при ответе на вопросы;
- развивать умение работать самостоятельно, осуществлять свою учебную деятельность, контролировать и оценивать её результат;
- развивать коммуникативные навыки;
воспитывающий аспект:
- воспитывать умение согласованно работать в паре ;
- воспитание объективной самооценке.
Материал к уроку: презентация, карточки, схемы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
-подготовительный этап;
-применение знаний;
-контроль и самоконтроль;
-итог на рефлексивной основе;
-домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовительный этап
Мы продолжаем с вами наше путешествие по Вселенной Лингвиния и сегодня мы продолжим работу на планете СИНТАКСИС И ПУКТУАЦИЯ. Слайд 2-3
Слайд 4. Эпиграф.
«С малой удачи начинается успех!»
- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)
- Что необходимо для успешной работы на уроке?
- Пожелайте успеха друг другу .
Сегодня на уроке нам предстоит много работы: мы будем выполнять задания в парах, самостоятельно.
Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью «Оценочных листов». 
Я желаю вам успеха. Слайд 5.
Открыли тетради.
Слайд 6.Записали дату. Классная работа.
-И первое задание будет следующее:
Орфографическая минутка:
Слайд 7
Перед вами карточки №1
а) вставь в слова пропущенные буквы;
б) подбери подходящие по смыслу союзы. Спишите .  
2014220-1905000201422024257000П..рог ок..зался не с м..линой , с з..мляникой.
168846525527000На (а/о) (л/лл)ее р..сли ..сины б..рёзы
Солнце скрылось за тучу, ребята пошли в парк.
Слайд 8.Проверка задания (взаимопроверка)
– Какие орфограммы вам встретились?
Для чего нужно знать правописание этих орфограмм?
Оцените свою работу (Лист оценивания п.1,2):
1. орфограммы – 5 – 2 балла
2. правильность постановки союза – 3 балла
(по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении).
Учащиеся заполняют пропуски в словах, вставляют пропущенные союзы.
Взаимопроверка в парах.
Ответы учеников
Запись баллов в оценочных листах.
Внимательно посмотрите на предложения и ответьте на вопросы:
1. Что общего в этих предложениях?
2. Какое предложение лишнее? Почему?
Разберите его и составьте схему.
Карточка 2 Слайд 9
Что видите?
Дайте устно характеристику предложений.
257302024765002786380342900020180303429000144272024765008921752203450089217511366500491490113665002870202476500 1. и , и ,и .
4914901612900020180303810000165608016129000165608090170008921751612900049149090170002870203810000 2. ,но .
1656080172085002463800596900021285201746250021323301143000015652755969000429260172085001140460596900078613011557000786130172085002870205969000 3. ,а .
160591550800001350645144780001350645228600007861301454150078613023177500429260234950002870209588500 4. ,и .78613012382500
Давайте теперь попробуем сами сформулировать тему нашего урока. Запишите самостоятельно. Что получилось?.
Слайд 10
Слайд 11
Какие цели перед собой поставим?  
1. Общее: словарные слова; предложения соединены союзами; в предложениях есть запятые.
2. Лишнее третье, т.к. оно сложное, а два других – простые.
3.4. Учащиеся повторяют правила.
5. Учащиеся формулируют тему урока.
Формулировка целей урока
Оцените свою работу( Лист оценивания п.3) :
– Активность и правильность ответов на вопросы
(1 балл – активность; 1 балл – правильность) Запись баллов в оценочных листах.
I. Давайте сейчас вспомним правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, если в них есть союзы.
Для этого поработаем в парах. Слайд 12.Карточка 3.
У доски работают….
1.Расставьте знаки препинания, сопоставьте предложения. Разберите по членам предложения. Спишите 3 предложение.
Утром шёл сильный дождь но к завтраку погода разгулялась.
Утром шёл сильный дождь но к обеду перестал.
Часовой дошёл до угла и повернул обратно.
Часовой дошёл до угла и повернул обратно.Совы днём спят а ночью они вылетают на охоту.
Совы днём спят а ночью вылетают на охоту.
Вот солнышко пригрело землю и Ласточка простилась с Дюймовочкой.Часовой дошёл до угла и повернул обратно.В лесу мы нашли и подосиновики и подберёзовики и белые грибы
С какой целью выполняли это задание? Проверка слайд 13  
 
 
 
 

Карточка 4 Слайд 14
Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО.
Дополните способ действий необходимыми словами.
Проверка.
Слайд 15 
 – Похожи случаи с союзами А, НО
– Опасное место, где союз И.
 
Учащиеся дополняют способ действий словами для справок.
Контроль и самоконтроль
I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания: «Поставьте пропущенные запятые».
Задание 1-го уровня.
Мороз ленивого за нос хватает а перед проворным шапку снимает.
Началась гроза и дети бросились домой.
В лесу растут и пихты и ели и берёзы.
Оцените свою работу (Лист оценивания п.6)
Тест  
 
Учащиеся выполняют работу на карточке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Осуществляется взаимопроверка в группах (парах) по уровням.
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе
 –
Выставляем оценку за урок. Подсчёт баллов.
22-19 баллов – «5»
18-15 балла – «4»
14 -11 баллов – «3» Воспроизводят формулировки целей, поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ.
Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.
Рефлексия. 
Давайте подведём итог
Каким же был для вас урок?
1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться!
Приготовьте и поднимите карточку с номером.
Тест
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
2.Отметь схему сложного предложения:
а) [ – = ];
б) [ – = ], [ – = ];
в) [ – = О, О, О ].
4. Перед союзом и запятая ставится:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях;
в) никогда.
5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.
Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.
\s