Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс, ФГОС


Тематическое планирование Введение в географию. 5 класс (35 часов)
№ Дата
проведения Тема урока Целевая
установка урока Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) урока Планируемая Фактически предметные метапредметныеличностные Практическая работа
Тема: Наука география (2 часа) -
1.1
Что такое география Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе геохра- фии.
Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное Учебно-познавательный интерес к географии Составление схемы наук о природе
2.2 Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических
объектов и явлений. Формирование и коррекция
навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний Составление описания учебного
кабинета
географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Решение тестовых заданий
Тема 2.Земля и ее изображение ( 5 часов) Тема 2.Земля и ее изображение ( 5 часов)
3.1 От плоской Земли к земному шару Формирование представлений о форме Земли Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
4.2 Форма, размеры и движения Земли Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации Понимание
влияния
движений
Земли напротекание
природных
явлений СС Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
5.3 Глобус и карта Формирование представлений об изображениях земной поверхности Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности 6.4 Ориентирование на местности Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним Умение работать с измерительными приборами Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека Определение с помощью компаса сторон горизонта
7.5 Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами Понимание роли и значения географических знаний Решение тестовыхзаданий
Тема 3. История географических открытий. (14 часов) Тема 3. История географических открытий. (14 часов)
8.1 По следам путешественников каменного века Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
9.2 Путешест
венникидревности Формирование
представлений
о возможности
совершения
длительных
путешествий вдревности Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход
путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия ПифеяУмение работать с различными источниками
информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 10.3 Путешествия морских народов Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами.
Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 11.4
Первые европейцы на краю Азии
Формирование
представлений
о возможности
совершения
европейцами
путешествий вАзию Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять при- чинно-следс- твенные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа
12.5 Хождение за три моря Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 13.6 Морской путь в Индию Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как
периоде интенсивного освоения территории Земли Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 14.7 Открытие
Америки Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов
15.8 Первое кругосветное плавание Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции ФернанаМагеллана, обозначение географических объектов
16.9 Открытие
Южного
материка Формирование представлений об открытии Австралии Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 17.10 Поиски
Южной
земли
продолжа
ютсяФормирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.
Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком.
Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 18.11 Русские
путешест
венникиФормирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении
территории
Земли Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чи- риковаУмение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
19.12 Вокруг света под русским флагом Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 20.13 Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний Решение тестовыхзаданий
21.14 Урок коррекции знаний по теме раздела
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами Об Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний Решение тестовыхзаданий
Тема 4. Путешествие по планете Земля ( 10 часов) Тема 4. Путешествие по планете Земля ( 10 часов)
22.1 Мировой океан и его части Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей 23.2 Значение Мирового океана для природы и человека Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Осознание роли Мирового океана для природы и человека Обозначение на контурной карте материков и океанов
24.3 Путешествие по Евразии Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии
25.4 Путешествие по Африке Формирование представлений о специфических чертах
приприроды, населения и хозяйства Африки Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику
Фи природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную Понимание специфических черт природы и
населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка Составление таблицы «Особенности
живой природы Африки»
26.5 Путешествие по Северной Америке Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка
27.7 Путешествие по Южной Америке Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка
28.8 Путешествие по Австралии Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
29.9 Путешествие по Антарктиде Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и
показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать
ват учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка Составление перечня научно-иссле- довательских станций
30.10 Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка Решение тестовыхзаданий
31.10 Урок коррекции знаний по теме раздела
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка Решение
тестовых
заданий
Тема5. Природа Земли (2 часа) Тема5. Природа Земли (2 часа)
32.1 Что такое природа Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные) Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов Организация фенологических наблюдений в природе
33.2 Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными конт рольно-изме- рительными материалами Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт оболочек Земли Решение тестовыхзаданий
34 Урок обобщения и контроля по курсу Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами См. разделы курса См. разделы курса См. разделы курса Решение
тестовых
заданий
35 Урок коррекции знаний по курсу Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-изме- рительными материалами См. разделы курса См. разделы курса См. разделы курса Решение
тестовых
заданий