Урок по теме «Родная природа в русской поэзии 20 века» входит в раздел «Из русской литературы 20 века».















Тема: Родная природа в русской поэзии 20 века.
/ 6 класс /


Эпиграф:


Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней язык.
Ф.И.Тютчев.



















Словарь:
Пейзаж;
Олицетворение
Метафора
Эпитет;

Цели и задачи:

Дидактические:
Обучать выразительному чтению, началу анализа стихотворения
Овладевать основными теоретическими понятиями.
Актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;

Развивающие:
Развитие аналитического мышления, познавательных умений;
Развитие умений учебного труда;
Развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием
Осуществлять связь вербального образа с визуальным;

Воспитательные:
Воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности;
воспитывать чувство радости и печали, любви к родной природе и родине
Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы;

Средства обучения:
Трансфертные листы,
краски, кисточки;
на мультимедиа репродукции картин, портреты поэтов;
учебник.

Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная работа;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная работа.
Методы обучения и приёмы:
Слово учителя.
Эвристическая беседа.
Структура и основные этапы урока:
Организационный момент.
Вступление.
Повторение.
Новая тема.
Элементы анализа стихотворений.
Работа с художественными произведениями (картины).
Информация обучающихся о домашнем задании.
Рефлексия
Требования программы. Место урока в теме:
Данный класс занимается на уроках литературы по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной в соответствии с программой общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, целью которой является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Урок по теме «Родная природа в русской поэзии 20 века» входит в раздел «Из русской литературы 20 века».Тематическое планирование составлено на основе программы. На эту тему отводится 2 урока. В соответствии с данной программой, учащиеся после темы «Родная природа в русской поэзии 20 века» ( первый урок) должны овладеть следующими умениями и навыками:
Находить средства создания поэтических образов .
Выразительное чтение стихов.
Осуществлять связь вербального образа с визуальным.
Владевать основными теоретическими понятиями.





3 мин..

В
С
Т
У
П.
Л
Е
Н
И
Е




Слово учителя:- Здравствуйте. Садитесь. Кого нет в классе, спасибо. У нас урок литературы, проверьте свою готовность к уроку.
Итак, тема урока: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить . Об этом очень ярко сказал великий русский поэт Ф.И.Тютчев.

(читаем эпиграф )

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
.


Вопрос: - Что хотел сказать автор?





Слово учителя :- Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников.
У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть.
Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.





На экране появляется тема.








На экране – эпиграф.












Человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.




3 мин.






П
О
В
Т
О
Р
Е
Н
И
Е



Вопрос: - Стихотворения, каких авторов, ранее изучаемых нами вам запомнились?


Слово учителя : - Вспомните, пожалуйста, стихотворения, этих поэтов о природе.

Вопрос:- К какому поэтическому жанру мы их относим?



Вопрос: - Что такое пейзаж?




Я.Полонского
Баратынский Ф.Тютчев



. чтение стихов -2


К пейзажной лирике.




Пейзаж это рисунок, картина, изображающая природу; также описание природы в литературном или музыкальном произведении.






10 мин.


Н
О
В
А
Я


Т
Е
М
А




Слово учителя : - Ранее мы уже изучали стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Слово учителя : - Сегодня мы познакомимся с поэтами более позднего периода- 20 века.
Попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, может волновать и удивлять сначала поэтов, а затем и нас.
С поэтами этого периода нас познакомят Женя и Настя.







Слово учителя : - Обратимся к учебнику стр. 175 и познакомимся со стихами этих поэтов.

(Чтение стихотворений одно читает учитель, второе - подготовленный ученик.)

Вопрос: - Какие впечатления произвели на вас эти стихи? Понравились они вам ?
















Доклад учащегося по творчеству А.А.Блока. Чтение его стихов. С.А.Есенина- чтение его стихов.

( на мультимедиа появляются портреты поэтов.)










____________________





10 мин.

Э
Л
Е
М
Е
Н
Т
Ы

А
Н
А
Л
И
З
А

С
Т
И
Х
О
Т
В
О
Р.
Е
Н
И
Й



Вопрос: - Каким настроением проникнуты произведения?















Вопрос:- Что объединяет эти стихотворения?

Вопрос: - Что описывают поэты?




Вопрос: Скажите, пожалуйста, одинаковы ли по настроению стихотворения?


Вопрос: - Какие картины рисуют поэты?


















Слово учителя : - Назовите основные образы стихотворения .













Вопрос:- Какие средства выразительности используют авторы?

Вопрос:-Дайте определение метафоры.










Слово учителя : - Найдите в текстах метафоры.





Вопрос:-:-Дайте определение эпитета.








Слово учителя : - Найдите в стихах эпитеты.








Вопрос: - Что такое олицетворение?








Слово учителя : - Приведите примеры из текстов.







Вопрос: - С какой целью авторы используют художественные средства языка?



Вопрос: - Я предлагаю еще раз отметить, что общего в этих разных произведениях и чем они отличаются?




Слово учителя :- А теперь ещё раз прочтём эти стихи выразительно, передавая чувства, настроение, которое хотел нам передать автор.

Слово учителя :- Ребята я предлагаю немного отдохнуть. Представьте , мы вышли на улицу, подул ветер
Саша поможет провести разминку.

Садитесь. Продолжим урок.


«Летний вечер»
Проникнуто настроением покоя, грусти и туманной надежды.

«О, как безумно за окном « - наполнено тревогой и жалостью к несчастным

«Мелколесье» - читатель чувствует мотив русской пляски

«Пороша» - чувство тайны и загадочности


Тема. Стихи о природе.


Вниманию предстает пейзаж, мы видим картины русской природы


Стихотворения по настроению разные.


«Летний вечер» - летний августовский закат в поле
.
«О, как безумно за окном »-
ветреная бурная ночь

«Мелколесье»- как он едет по степи под лунным светом

«Пороша» - дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным.





Собирательный образ природы.

Образ русской земли складывается из противопоставления чахленькой местности и преклонения перед каждой берёзкой, рыдания и веселья.
.
Закат, ночь, степь под лунным светом, дорога. (Русская зимняя дорога)


Эпитеты,
Метафоры. Олицетворения.

Метафора -(греч. metaphora перенесение) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; установление связи по сходству.


Метафоры: «красный диск луны»; «юность русских деревень»; «заколдован невидимкой»; «подвязалася сосна»;


Эпитет-слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом-определяемым. Обозначает характерный, всегда наличествующий признак.



Эпитеты: «последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»; «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая навек», «звоны мёрзлые осин», «чахленькая местность»


Олицетворение –это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.


Олицетворения: лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»; «объятья холода »; бубенцы «зарыдали», ножка у берёзы; дремлет лес, снег «стелет шаль», «убегает вдаль»


Чтобы ярко и красочно изобразить картину.




Общее – они объединены темой русской природы ; различия – эмоциональная окраска.



Выразительное чтение стихов учениками.



Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.




5 мин.






































































3 мин.


Слово учителя : - Природа является вдохновителем не только поэтов, но и художников.

Вопрос: - Как вы думаете, что объединяет живопись, музыку литературу?

Слово учителя : -Живопись – другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы
Слово учителя : - Я хочу вам предложить картины русских художников, а вы подберите строчки из стихов в учебнике подходящие той или иной картине.


1







2






3.




4.
















5...








Слово учителя : - Посмотрите, на экране даны 4 картины. Я буду читать четверостишия, а вы определите, к какому номеру картины они подходят.

Заколдован неведимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Неприглядная дорга,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

...Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишённых крова,
И сожаленье гонит прочь
В объятья холода сырого!..


...Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!


Слово учителя : Ребята я предлагаю вам ещё раз прочитать эти стихи выразительно.



Слово учителя : - Обратите внимание, у вас на столах есть трансфертные листы, на которых написаны авторы и названия стихов. Несколькими штрихами красок изобразите настроение, передаваемое тем или иным стихотворением.

Слово учителя : - Отложите в сторону листы.


Слово учителя : -Через стихи авторов мы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека.







Это всё искусство






(на мультимедиа показываются слайды, учащиеся подбирают по 2-3 строчки из стихов.)


1. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,.

Бесконечная дорога
убегает лентой вдаль.


2. О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождём,
И ветер воет, замирая!.....


3.Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мёрзлые осин,
У меня отец- крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.


4.Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.


Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.


5...Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.






-3




-1



-2




-4



Выразительное чтение стихов учителем или хорошо читающим учеником



Дети рисуют на листах.




















2 мин.






















2 мин




























Д/З

Слово учителя : - Представьте, что вы вышли на улицу и не увидели березку, заснеженный кустик, травинки.
Вопрос: - Что вы почувствуете?





Вопрос: - Как же нужно относится к нашей природе?


Вопрос: - Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы?










Слово учителя :
Дома вы попробуете изобразить свое отношение к природе в рисунках на тему “ Мы и природа ”.

А также Выучите стихотворение наизусть А.Блок « Летний вечер...»










Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни


Бережно.



Не мусорить, не ломать деревья, не ломать парты, ведь одна парта – это дерево, которое помогает нам жить и дышать









Запись в дневники.






2 мин.

Р
Е
Ф
Л
Е
К
С
И
Я




Слово учителя : -А теперь я предлагаю Вернуться к нашим трансфертным листам. По середине свободный круг. В нём так же – несколькими штрихами вы отметите своё настроение в конце нашего урока.






Дети рисуют.


.
А.А.Блок
« Летний
вечер»







15