Конспект урока по химии по теме :Ковалентная неполярная связь


Тема: Ковалентная неполярная связь
Задачи:
- сформировать представление о ковалентной связи, в частности ковалентной неполярной связи;
- показать механизм образования ковалентной неполярной связи;
- продолжить развитие умений анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру общения.
Изучение нового материала:
Давайте рассмотрим, как образуется химическая связь в молекуле Cl2.
Атом хлора находится в VIIA группе Периодической системы, значит, у него семь электронов на внешнем энергетическом уровне и ему не хватает всего одного электрона для его завершения. Шесть электронов внешнего уровня образуют пары, а один неспаренный. Два атома хлора, у которых есть по одному неспаренному электрону, сближаются, эти электроны «объединяются» и становятся общими для обоих атомов, уровень при этом становится завершенным – восьмиэлектронным. Общую пару электронов можно обозначить просто черточкой.
Поэтому, ковалентная связь, или атомная – это химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар.
Эта химическая связь образуется между атомами одного и того же неметалла, при этом общие электронные пары, которые образовались, принадлежат обоим атомам в равной степени и ни на одном из них не будет ни избытка, ни недостатка отрицательного заряда, поэтому эта ковалентная связь называется неполярной.
Аналогично, образуется и молекула Н2. Однако атом водорода находится в IA группе, поэтому у каждого атома водорода только один электрон и до завершения внешнего энергетического уровня ему не хватает всего одного электрона (напомню, что для атомов водорода и гелия уровень считается завершенным, если на нем 2 электрона). Каждый атом водорода имеет по одному электрону и эти неспаренные электроны объединяются, образуя общую электронную пару, которую также можно обозначить в виде черточки.
Кроме того, при сближении двух атомов водорода, каждый из которых имеет по одному s-электронному облаку сферической формы, происходит перекрывание этих электронных облаков. При этом образуется область, где плотность отрицательного заряда велика, положительно заряженные ядра притягиваются к ней, и образуется молекула.

Давайте рассмотрим механизм образования более сложной молекулы О2.
Кислород находится в VIA группе, следовательно, у него 6 электронов на внешнем уровне. А для того чтобы определить число неспаренных электронов, можно использовать формулу 8 – N, где N – номер группы. Поэтому у каждого атома кислорода будет по 2 неспаренных электрона, которые и будут участвовать в образовании химической связи. Эти два неспаренных электрона объединяются с двумя другими неспаренными электронами другого атома и образуется две общие электронные пары, что условно можно изобразить в виде двух черточек.
Так как, связь в молекуле кислорода состоит из двух электронных пар, ее называют еще двойной, она будет буде более прочной, чем одинарная, как в молекуле водорода. Но нужно понимать, чем прочнее связь между атомами в молекуле, тем меньше расстояние между ядрами атомов. Это расстояние называется длиной связи. Тройная связь еще короче двойной, но гораздо прочнее. Например, в молекуле азота тройная связь, для того чтобы разделить молекулу на два атома необходимо затратить в семь раз больше энергии, чем для разрыва одинарной связи в молекуле хлора.
Обобщение и систематизация знаний:
-Какая химическая связь называется ковалентной?
-Между атомами каких элементов образуется ковалентная неполярная связь?
-В чем сущность образования ковалентной связи?
-Чем одинарная связь отличается от двойной и тройной?
-Что показывает длина связи и отчего она зависит?
Закрепление и контроль знаний:
Составьте схемы образования молекул веществ: а) брома; б) фтора; в) азота.
Исключите лишнее из каждого ряда:
а) CO2, NH3, P4, P2O5;
б) Cl2, S, N2, CO2.
Ответ:
а) P4; б) Cl2, S, N2. Это вещества с ковалентной неполярной связью.
Выберите вещества с ковалентной неполярной связью:
P4, H2S, NH3, P2O3, S, N2, O2, H2O, HCl, H2.
Ответ: вещества с ковалентной неполярной связью образованы одинаковыми атомами неметаллов, поэтому это будут P4, S, N2, O2, H2.
Рефлексия и подведение итогов:
-Как вы считаете, как усвоен материал урока? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) не усвоен.
-Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока?
Домашнее задание:
I уровень: §11, упр. 1 – 3;
II уровень: тоже + упр. 4, 5.