Урок на тему Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение изученного в 9 классе). Общечеловеческое значение русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие.

Тема. Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение
изученного в 9 классе). Общечеловеческое значение русской литературы,
её самобытность и национальное своеобразие.
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся об этапах развития мировой литературы, об историко-литературном процессе;
показать особенности русской литературы: её общечеловеческое значение, самобытность и национальный характер;
познакомить с понятием историософии;
развивать логическое мышление учащихся: умение выделять главное, обобщать изученный материал, составлять тезисы;
совершенствовать навыки работы в малых группах;

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.Шекспира, Данте, Сафо,
Ж.-Б. Мольера, В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина;
раздаточный материал – статья «Мировое значение
и особенности русской литературы».

ХОД УРОКА
Вступительная беседа.
Вот вы и перевернули ещё одну страницу книги вашей жизни. Что на ней? Это зависит только от вас, ребята. Для вас наступает трудное и вместе с тем очень интересное время: время выбора жизненного пути. От вас потребуется сила воли, умение концентрировать все силы для достижения поставленной цели, умение определять личные приоритеты и в то же время считаться с теми, кто рядом. Задача – не из лёгких. Но я думаю, что литература сможет помочь вам в её решении. Волшебная сила искусства станет вашим добрым помощником.
Давайте вспомним, почему литературу называют одним из видов искусства.
Дайте определение художественного образа. Назовите две его стороны.
В чём сила художественного образа?
Отличительная черта литературы как одного из видов искусства – образность. Художественный образ – это картина мира, созданная художником и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. Две составляющие художественного образа: то, что хотел сказать автор, и то, как понимает сказанное читатель (зритель, слушатель). Сила художественного образа – в безграничных возможностях его восприятия.
Этапы развития мировой литературы. Составление таблицы.
Демонстрируются портреты писателей: Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Сафо, Ж-Б. Мольера, А.С.Пушкина, В. Шекспира, Данте.
Перед вами портреты известных писателей, с творчеством которых вы уже знакомы.
Назовите их имена и известные вам произведения этих авторов.
С какими литературными эпохами они связаны?
Расположите названия этих периодов в истории литературы в хронологической последовательности.
Дайте определение понятия «литературный процесс».
Заполните таблицу.















В ходе ответов учащихся на доске и в тетрадях делается следующая запись:
Н.М.Карамзин – сентиментализм
В.А.Жуковский – романтизм
Сафо – античность
Ж-Б. Мольер – классицизм
А.С.Пушкин – романтизм, реализм
В.Шекспир – Возрождение
Данте – Средневековье.

Литературный процесс – это исторически и национально обусловленная смена литературных направлений, течений, стилей и жанров художественных произведений.

Лит. эпоха
Время существования
Представители

Античность
VIII в.до н.э.-
Vв.н.э.
Эсхил, Софокл, Еврипид, Сафо, Анакреон, Гомер

Средние века
V – XIII века
Данте, митрополит Илларион

Возрождение
XIV – XVII века
Ф.Петрарка, В.Шекспир,
М.де Сервантес

Просвещение
Классицизм
Сентиментализм
Просветительский реализм
XVIII в.
XVII – XVIII в.в.
XVIII в.
XVIII в.

Ж-Б. Мольер, М.В.Ломоносов
Ж.-Ж. Руссо, Н.М.Карамзин
Вольтер, Д.И.Фонвизин

Романтизм
XVIII – XIX в.в.
Дж. Байрон, В.А.Жуковский,
А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов

Реализм
XIX – XX в.в.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой


Работа в малых группах ( 6 групп – по числу лит. эпох ).
Задание: назовите наиболее запомнившийся вам эпизод из любого произведения, принадлежащего литературной эпохе, над которой будет работать ваша группа, и скажите:
что именно произвело на вас наибольшее впечатление;
что понравилось, а что нет;
какие черты соответствующей литературной эпохи есть в этом произведении.
Ответы представителей групп.
Анализ и обобщение ответов.
Что изменилось в литературе за время её существования, а что осталось неизменным?
Как вы думаете: почему произведения, написанные много веков назад, интересны современному читателю?
С течением времени меняется эпоха, изображённая в литературных произведениях, появляются новые типы героев, новые темы и проблемы, новые жанры, изменяются стили произведений, их язык. Но вместе с тем человечество по-прежнему волнуют так называемые «вечные темы»: любви, смысла жизни, взаимоотношения поколений и т. д. – все они остаются предметом осмысления в литературе, и именно такие произведения всегда актуальны.
3. Знакомство с понятием историософии. Слово учителя с элементами беседы.
Читая художественное произведение, мы невольно «примеряем» на себя те жизненные ситуации, в которые попадают его герои, и внутренне соглашаемся или не соглашаемся с их выбором. Одни из нас принимают описанное в книгах за чистую правду, другие утверждают, что всё в них – выдумка, ложь.
Как думаете вы: можно ли верить авторам? Выскажите своё мнение.
Как мы уже говорили, в литературном произведении мы видим художественный образ - картину мира – такой, какой представляет её автор. Именно он вкладывает в своё творение собственное представление о человеке, об отношениях между людьми, о проблемах и способах их решения. Читатель волен принимать или отвергать авторскую точку зрения. При этом познание глубинного смысла художественного произведения –не только увлекательное занятие. Самое главное в этом процессе – познание окружающего мира и себя в нем.
Система взглядов писателя на мир, на исторический процесс, на место человека в нём, на взаимоотношения между людьми называется историософией.
IV. Художественные достижения русской литературы. Её национальные особенности. Работа в группах.
Примечание. Материал об особенностях русской литературы может быть представлен по-разному: в электронном виде (в классе, оборудованном достаточным количеством компьютеров), в виде статьи учебника (правда, в наличии учебников по новой программе в первых числах сентября я очень сомневаюсь), в виде раздаточного материала – текста статьи.
Задание: прочитайте статью, составьте её тезисы.
Вариант статьи
Русская литература – одна из важнейших составляющих мирового литературного процесса. Особая роль в этом процессе принадлежит русской литературе XIX века, а именно литературе критического реализма.
В основе исключительного по размаху развития русского реализма в
XIX веке лежит нарастание освободительного движения, центр которого к концу XIX века перемещается с Запада в Россию и привод
·ит к революциям в начале XX века. Во второй половине XIX века русский реализм начинает оказывать мощное воздействие на мировую литературу.
Творческий размах русского реализма проявился в том числе и в разнообразии жанров, особенно романов. Это философско-исторический роман Л.Н.Толстого, общественно-политический И.С.Тургенева, психологический Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя, бытовой И.А.Гончарова, сатирический М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Западная литература показала трагедию индивидуалистической личности при буржуазном строе – русская литература на первое место выдвинула трагедию народа и поставила в зависимость от неё трагедию человека. В этом состоит её историзм. Русский писатель делает своего героя ответственным за весь ход истории, а значит, и виновным в неудачном течении её.
Другая отличительная черта русской литературы – народность. Вспомните хотя бы произведения Н.А.Некрасова. В них – народный быт, народное восприятие жизни, душа народа.
Но самое удивительное, завораживающее в русской литературе – её психологический анализ. В этом плане Толстой и Достоевский оказали огромное влияние на всю мировую литературу.
Тезисы
Русская литература XIX века играет важнейшую роль в мировом литературном процессе.
Со второй половины XIX века русский реализм оказывает влияние на развитие мировой литературы.
Многообразие жанров романа – одно из проявлений творческого размаха русской литературы XIX века.
Историзм русской литературы – в изображении судьбы отдельного героя как части судьбы народа, ответственности отдельного человека за ход истории.
Отличительная черта русской литературы – народность, понимаемая как отражение народной души.
Психологизм произведений Толстого и Достоевского оказал огромное влияние на мировую литературу.
Рефлексия. Работа в группах.
Составление сенкантов на тему «Литература».
Примечание.
Примечание. СЕНКАНТ – одна из форм работы учащихся в методике критического мышления. Представляет своеобразное стихотворение в прозе, каждая последующая строка которого, за исключением последней, длиннее предыдущей на одно слово. Позволяет в сжатой форме обобщить изученный материал.
СХЕМА СЕНКАНТА
1.Слово (тема).
2. 2 слова (прилагательные).
3. 3 слова (действия)
4. Фраза из четырёх слов.
5. Слово (синоним темы).

ПРИМЕР СЕНКАНТА
1. Литература
2. Народная, реалистичная.
3. Критикует, исследует, влияет.
4. Русская литература отличается историзмом.
5.Картина мира.
Разработка и защита проектов обложки учебника по литературе для 10 класса.
Летом вы прочли некоторые произведения, изучаемые в 10 классе, и у вас сложилось определённое мнение об этом периоде в истории литературы. Обсудите эти мнения в группах и предложите вариант обложки учебника по литературе для 10 класса. Подготовьтесь к защите своего проекта.
Написание статьи «Советы девятиклассникам при изучении литературы».
Задание: ваши младшие товарищи, девятиклассники, сейчас стоят в начале того пути, который за минувший год вы уже прошли. Поделитесь с ними своим опытом – напишите статью в школьную стенгазету «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

3.1. Учащиеся первой группы, владеющие навыками создания подобных работ, пишут их самостоятельно.
С ученикам второй группы, затрудняющимися самостоятельно написать такую статью, работает учитель.
Этапы работы.
Определение круга идей будущей статьи: индивидуально, затем коллективное обсуждение;
систематизация идей;
поэтапное написание статьи по примерному плану:
Литература как школа жизни.
Вдумчивое чтение текста – основа понимания авторского замысла.
Влияние идей эпохи на изображение мира и человека в литературном произведении.
Умение видеть общечеловеческое значение созданных писателем образов.
Изучение основ теории литературы – необходимое условие глубокого понимания литературного произведения.
Знание литературы – одна из отличительных черт культурного, образованного человека.
3.3. Ученики третьей группы, находящиеся на начальном уровне обучения написанию таких работ, (не путать с начальным уровнем знаний!) получают «каркас» будущей статьи.

Дорогие друзья!
Вы уже увидели в расписании уроков хорошо знакомый вам предмет – литературу. Для одних его изучение – это (скучная обязанность), для других общение с литературными произведениями, их (авторами) и (героями) давно стало (неотъемлемой частью жизни). Пользуясь правом старшего товарища, хочу сказать: «Литература – это не часть нашей жизни, она - (сама жизнь), и в книгах вы можете найти (ответы на волнующие вас вопросы)». Что необходимо для этого?
Прежде всего – (внимательно читайте текст). Любые попытки побыстрее прочесть «через строчку», с трудом улавливая лишь общий ход сюжета, - абсолютно бесполезное занятие, не дающее ничего ни уму, ни сердцу. Лучше всего, если вы будете читать (с карандашом в руках), отмечая те мысли, которые (показались вам интересными). Тогда чтение станет для вас не скучной необходимостью, а (увлекательным наблюдением за движением авторских мыслей и чувств).
Читая одни строки, вы будете находить подтверждение (давно волновавшим вас мыслям), при чтении других – (принципиально не согласитесь с автором). Так и должно быть: любой писатель – человек (своей эпохи), и вас разделяют столетия. И всё же .
И всё же герои Эсхила, В.Шекспира, Ж.Мольера, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Грибоедова по-прежнему живы! Мы восхищаемся силой их (духа, чувств), их яркой (индивидуальностью), печалимся, радуемся, смеёмся вместе с ними. Посмотри на каждого из них как на (человека, личность), постарайся (понять его) – это обогатит твой (личный жизненный опыт).
И ещё позволю себе один совет. Пусть вопросы теории литературы не кажутся тебе (чем-то совершенно ненужным) – они (ключ к пониманию авторского замысла).
Следуя этим советам, ты научишься (критически мыслить, грамотно и убедительно высказывать свою точку зрения). Чтение литературных произведений обогатит (твой духовный мир). А всё это станет залогом (твоего жизненного успеха).
Обсуждение работ учащихся.
Дом. задание.
Всему классу:
составить тезисы для статьи « Этапы развития мировой литературы»;
перечитать «Божественную комедию» Данте («Ад», I, V, XXXIII).
Индивидуальные задания – сообщения
«Основные черты эпохи Возрождения»,
«Жизнь и творчество Данте».














15