Конспект урока математики в 1 класса по теме Действие вычитания. Знак -. Компоненты вычитания.


Урок математики в 1 классе
Автор: Павлова Светлана Николаевна
Тема: Действие вычитания. Знак «Минус» (-) и терминология вычитания
Цель: познакомить с действием вычитания, знаком «минус», терминами «разность» и «значение разности».Предметные задачи:
Выявить конкретный смысл вычитания как выполнения операции дополнения к множеству и определения числа элементов этого подмножества, определить взаимосвязь между сложением и вычитанием ( обратные действия)
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
- проводить оценку и контроль собственной учебной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, принимать другую точку зрения;
- мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы;
- развивать исследовательские способности учащихся.
Оборудование к уроку:
Мультимедийный пректор, презентация к уроку, музыкальное сопровождение физминутки, карточки для парной работы.
I. ОргмоментНачинаем урок математики. Будьте внимательны, наблюдательны, проявите смекалку, так как я предлагаю провести урок – исследование. А вам знакомо слово «исследовать»? Что можно исследовать? ( ответы детей) Где можно найти значение этого слова? Словарь русского языка С.Ожегова даёт такое толкование этого слова.
Мы будем проводить исследование по математике. На уроке вы будете в роли экспертов и исследователей. А тему исследования вы назовёте сами.
II. Чистописание
Начнём исследование с наблюдения. Внимательно посмотрите, понаблюдайте за математическими узорами.
Придумайте свой узор – 1 строчку. Взаимоконтроль. Рефлексия деятельности.
Сейчас вы выступите в роли экспертов. Эксперты работают по критериям.
Критерии оценки:
1. Наклон
2. Высота
3. Ширина
4. Творчество
У кого всё получилось, кто недоволен свой работой?
III. Актуализация знаний.
Ситуация успеха.
Вы успешно справились с ролью экспертов. Продолжаем исследование.
5 1 6 3 2 7 8 1 9 7
Учитель: Рассмотрите запись на экране.
Что вы заметили?
Дети: Числа ,которые мы изучили. Нет, не все. Не хватает числа 4. А 1 и 7 повторяются два раза.
Учитель : Назовите и запишите в тетради все изученные числа, не повторяя их, не пропуская в таком же порядке.
Запись: 5 1 6 3 2 7 8 9 4
Учитель: Сколько чисел вы записали?
Дети: 9
Учитель: Какое число в нашей записи следует за числом 3?
Дети: 2
Учитель : Что вы можете сказать об этом числе?
Дети: Стоит в середине записи. 2 больше 1, но меньше 3.
Учитель : Предложите задания к этим числам.
( выполнение заданий, в том числе повторение сложения и компонентов сложения)
Самоконтроль. Рефлексия деятельности.
Оцени свою работу: на полях тетради рисуют зелёный, жёлтый или красный кружки.
Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!
Жёлтый кружок- Задание оказалось нетаким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!
Физминутка.
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
Выполнение № 261 Беседа о поведении на воде.
Составь математический рассказ по рисунку.
Четверо детей купались в реке. Затем к ним приехали ещё двое детей. Теперь в реке купаются шестеро детей.
Запишите действие и результат. 4 + 2 = 6
Теперь составь математический рассказ по этим рисункам. Как узнать, сколько детей осталось после того, когда часть детей уехала? С помощью какого действия? Какие знаки понадобились?
Кто сможет записать? Как называется это действие? Как называется знак вычитания?
6 – 2 = 4
Как называется запись? Как называется результат? Разность. Значение разности.
Прочитаем по учебнику. С.112.
Выполнение заданий. 8 – 1 = 7 5 + 2 = 7 9 – 3 = 6
Выполнение № 262 самостоятельно. Проверка. Обращается внимание на последнюю запись. Вычесть нельзя.
Самоконтроль. Рефлексия деятельности.
Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!
Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!
Выполнение №265 в парах.
Проверка работы по учебнику. Вывод, что сложение и вычитание обратные действия
Самоконтроль. Рефлексия деятельности.
Отметь
легко трудно Не знаю
Работать в паре Договариваться получается V. Рефлексия.Выбери начало одной из фраз и продолжи
- сегодня я узнал(а)….
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…