Презентация по исследовательской работе на тему Зависимость гармонизации здоровья учащихся и учёта индивидуально-психологических особенностей


Тема:Зависимость гармонизации здоровья учащихся и учёта индивидуально-психологических особенностей Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. Томас Манн  Введение.Проблема охраны здоровья людей во все времена была одной из самых актуальных проблем.Здоровье учащихся в настоящее время определяет здоровье нации в будущем. Актуальность:Проблема индивидуальных познавательных стратегий в настоящее время привлекает к себе особый интерес, в значительной степени обусловленный общей тенденцией к гуманизации образования, ставящей своей целью создание комфортных условий обучения для каждого субъекта учебной деятельности. Объект исследования:психолого-педагогические особенности решения задач учащимися 3-го класса. Предмет исследования:особенности решения задач учащимися 3-го класса с доминирующим типом мышлением. Гипотеза:гармонизации здоровья учащихся зависит от учёта их индивидуально-психологических особенностей. Цель исследования:установление гармонической связи между обучением и здоровьем позволит обеспечить качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Задачи:1.  Проанализировать и теоретически описать виды мышления; особенности учебной деятельности учащихся с преобладающим типом мышления.2.   Выявить исходный уровень математических представлений учащихся.3.   Сформировать у учащихся умение решать задачи с опорой на доминирующий тип мышления.4.   Исследовать зависимость психологического здоровья учащихся и эффективность применения различных методов обучения учащихся решению задач с опорой на доминирующий тип мышления. Методологическая база исследования: в основу положены работы Л.М. Фридман, Л.В. Занкова, П.М. Эрдниева, Г.Г. Микулиной, В.П. Зинченко, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого,С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Бодалёва, М.Я. Басова, В.И. Гинецинского, Р. Атаханова. Методы исследования: в работе применялся метод наблюдения, беседы, тест «Художник или мыслитель», тест «Индивидуальные стили мышления» (Алексеев А., Громова Л.), анализ контрольных работ, изучение психологического словаря. Структура исследовательской работы: работа состоит из введения,теоретической и экспериментальной частей, заключения, списка использованных источников и приложения. Глава 1. Психологическое здоровье учащихся.1.1. Понятие о психологическом здоровье.  Признаки психического здоровья человека:       уважение к себе      умение переживать неудачи      независимость        эффективная борьба со стрессом       забота о других людях      качество взаимоотношений с другими людьми Результаты мониторинга здоровья учащихся. Свыше 38% учащихся нашей школы к концу учебного года имели более двух серьезных заболеваний. Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика процесса решения задач учащихся.2.1. Психологическая характеристика процесса решения задач. Учебная задача – это основная морфологическая единица учебной деятельности. 2.2. Психолого-педагогические особенности решения задач учащимися. Овладевая теоретическими знаниями учащиеся должны приобрести прочные, хорошо развитые умения и навыки в выполнении элементарных действий и операций. Глава 3. Особенности решения учебных задач учащимися с доминирующим вербальным и образным мышлением.3.1. Психологическая характеристика образного и вербального мышления человека. Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и логически (через анализ и логику). Правое же полушарие – глобально и интуитивно (через образы и чувства). Левое Правое РационализмЛогикаЗнакиСчетЧтениеПисьмоРечьАнализЧастноеИзбегание неудач ИнтуицияОбразыВоображение, фантазияЧувстваОщущение пространства Владение теломВосприятие красоты Синтез, целоеОриентация на успех 3.2. Особенности решения учебных задач учащимися с доминирующим вербальным мышлением. -лучше понимают задачу на оценку временных отношений; -хорошо справляются с аналитическими задачами за счёт высокого развития способности к установлению логико-количественных отношений. 3.3. Особенности решения учебных задач учащимися с доминирующим образным мышлением. -лучше понимают задачу на оценку пространственных отношений; -лучше решают задачи на интеграцию сложных конфигурационных особенностей формы, текста, на синтез объектов и явлений. Глава 4. Математическое мышление. 4.1. Предпосылки реализации в преподавании индивидуальных особенностей математического мышления. Тип мышления обусловлен особенностями обобщения. Подструктуры математического мышления Топологи-ческая Проектив-ная Порядко-вая Метрическаякая Алгебраи-ческая Тонкие аналитики Планировщи-ки «Педанты» Числовики «Торопы-ги» Задачусто раз проверят, ошибок не допускают Задачу решают самым неожидан-ным способом Задачу решают строго по алгоритму Задачу решают по действиям. Числовой ответ обязателен! Задачу решают быстро без объясне-ний, часто ошибаются. Приложение№1.Тест «Пять подструктур математического мышления». Учащимся предлагается исключить из данного ряда фигур лишнюю фигуру и обосновать свой ответ. Приложение№2.«Индивидуальные подсказки, которые оказывают реальную помощь школьникам в зависимости от индивидуальной ведущей подструктуры их математического мышления» 5 раз 4 раз 3 раз 2 раз 1 раз Этапы повторения Вопросы – подсказки 7. Сколько стульев? 15 - 10 = 5 (стульев) Сколько всего табуретов? Пятый раз вынесли пятый табурет (вместе с 5 стулом), и осталось 5 табуретов, значит, всего было 5 + 5 = 10 (табуретов). 5.Если ответ отрицательный, повтори все рассуждения с вопроса 1 для следующего раза. 15 : 3 = 5 Да, осталось 5 табуретов. Нет.22 не делится ни на 3, ни на 4. Нет.Число 29 не делится ни на 3, ни на 4. 36 : 3 = 1236 : 4 = 9нет.Должно остаться 11 штук, но 12 больше 11,а 9 меньше 11. Нет. Число 43 не делится ни на 3, ни на 4 4. Могут ли остаться невынесенными только табуреты или только стулья? 7 – 2 = 5 9 - 2 = 7 11 - 2 = 9 13 - 2 = 11 15 - 2 = 13 3. Сколько осталось вещей (в штуках): табуретов и стульев? 22 – 7 = 15 29 – 7 = 22 36 – 7 = 29 43 – 7 = 36 50 – 7 = 43 2. Сколько всего ножек у тех вещей, которые ещё не вынесены? 3 + 4 = 7 3 + 4 = 7 3 + 4 = 7 3 + 4 = 7 3 + 4 = 7 1. Сколько вместе ножек у одного табурета и у одного стула? Глава 5. Экспериментальное исследование особенностей и результативности решения учебных задач учащимися с образным и вербальным мышлением.5.1. Методы, планирование и организация эксперимента. Эксперименты были проведены на базе МОУ «Средняя школа №2» г. Горняка в 3-ем классе в количестве участников 19 чел. Эксперименты проводились с 15 октября 2009года по 25 февраля 2010 года. Тест "Художник - Мыслитель" Инструкция: "Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическое отрицание соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию - 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но и в то же время и не счастливый оптимист то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку "за настроение". Вопросы:1. У меня преобладает хорошее настроение.2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.3. Прослушав раз - другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.6. Мне трудно даётся алгебра.7. Я легко запоминаю незнакомые лица.8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.10. У меня преобладает плохое настроение. Результаты тестирования «Индивидуальные стили мышления»(Алесеев А., Громова Л.) Результаты тестирования «Структура математического мышления» Констатирующий эксперимент. Цель:выявить уровень сформированности умения решать задачи.Задача:сделать выводы по результатам эксперимента. Результаты констатирующего эксперимента 5.2. Формирование общего умения решать задачи учащимися на основе доминирующего вида мышления. Формирующий эксперимент. Цель:сформировать у учащихся умение решать задачи с помощью средств предметно-образной наглядности и знаковой наглядности;провести специально организованные уроки, направленные на повышение умений решать задачи на основе доминирующего образного мышления действием моделирования и комментированного управления. Задача:сделать выводы по результатам формирующего эксперимента. Выводы по результатам формирующего эксперимента. Результаты контрольных работ позволяют убедиться в том, что решение задач действием моделирования помогло направить развитие детей, не ущемляя и не разрушая их личностных качеств. 5.3. Результаты эксперимента. Контрольный эксперимент.Цель: проверить эффективность применения метода моделирования при обучении решению задач учащихся с доминирующим образным мышлением.Задача: сделать выводы по результатам контрольного эксперимента. Выводы по результатам контрольного эксперимента. Заключение. Выдвинутая в исследовании гипотеза получила теоретическое и практическое подтверждение. Решена главная задача: учить доступно, следовательно, интересно, результативно. Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть резервы мышления и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим. Рекомендации педагогам. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Изучение их состояния здоровья и самочувствия. Определение оптимального уровня трудности урока. Определение уровня индивидуального усвоения. Определение «зоны тревог» и коррекция учебных трудностей. «Школа - главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и проверки педагогической компетенции учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребенка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть». (Н. К. Смирнов) Литература 1. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития. Москва-Рига – 2000. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Ростов н/Д, 1972. 3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга. – М.: Прогресс, 1998. 4. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. – Свердловск, 1988. 5. Журнал «Школьный психолог», О.Решетникова «О психологическом нездоровье», №10 2007. 6.Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. –Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. 7. Машбиц Е.И. Психологический анализ учебных задач. //Сов. педагогика, 1973, №2.