Урок Адекватное (рациональное) питание


БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»







Разработка урока по предмету:

«Гигиенические основы физического воспитания»
ОПОП
ПМ 05
49.01.02 «Физическая культура»




















Элиста
2013 Предмет: «Гигиенические основы физического воспитания»- общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы ПМ 05 на спортивном отделении 490102
Тема раздела: «Гигиена питания», 6+2 ч.
Лекция № 1 : «Сущность питания».
Тип урока: лекция с элементами беседы
Цель: понимание сущности проблемы рационального питания через значимость питания в жизни человека.
Задачи:
Формирование знаний по освоению данной темы. Учащиеся должны усвоить объём информации по рациональному питанию, носящий мировоззренческий характер;
Развитие познавательных способностей и познавательных интересов учащихся: умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формулировать выводы, сравнивать обобщать изучаемый материал. Систематизировать имеющиеся знания.
Воспитание аккуратности в работе, бережливого отношения к оборудованию, инструментам, материалам, приспособлениям. Обеспечить изучение этических норм поведения. Создать условия для формирования правильного отношения к понятиям: трудовой коллектив, ответственность, взаимовыручка. Формирование умений самостоятельно осуществлять анализ задания.
Создать информационное поле для самостоятельной деятельности, организовать самостоятельную деятельность студентов для дальнейшей рефлексии
Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

Междисциплинарное взаимодействие:
Основы физиологии и анатомии, основы экологии.

Материально-техническое оснащение урока:
Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран. раздаточные технологические карты


Этапы
Содержание
Сопровождение

1
Организационный момент.

На этом уроке мы приступаем к изучению нового раздела, который посвящён рациональному питанию


2
Актуализация новых знаний
Начать хотелось бы с таких слов Поля Брэгга




На этом занятии мы начинаем рассматривать, что такое питание, аспекты питания, какое место пища занимает в жизни человека




Запишем тему лекции «Понятие о питании»


3
Объяснение нового материала
Питание, как видно из этого слайда, один из гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. В каком ракурсе можно рассматривать питание?




Естественно, питание в жизни человека мы можем рассматривать с точки зрения физиологической потребности организма, можем говорить о питании через призму экономических законов социума или о том, какое место мы занимаем в нескончаемых трофических связях биосферы, как питание и его качество влияет на наше здоровье. Однако, с моей точки зрения, эту таблицу стоило бы дополнить ещё 2 аспектами жизнедеятельности человека. Мы будем говорить о них во время всего занятия и самые внимательные смогут назвать их в конце и получить дополнительную оценку. Таблицу в этом варианте перепишите себе в тетрадь.



Физиологический аспект
Прямой контакт с химическими элементами: растительного и животного происхождения, что это значит? пища попадает к нам в организм и становится энергетическим материалом



Экологический аспект
Откуда попадает к нам пища? В экологическом плане человек – консумент 1-2, даже 3 порядка. Он занимает экологическую нишу несомненного потребителя (как это было замечено в слайде №6) как растительной, так и животной пищи. Обратите внимание на схему. Здесь мы можем наблюдать круговорот органических веществ: все, что мы едим возвращается в природу – фекальные массы, богатые продуктами аммиака и солями азота загрязняют воду, но служат питательной основой для продуцентов, которые запускают остальные пищевые цепочки. В виде рыбы, водорослей это попадает на стол к человеку – круг замкнулся.



Здоровьесберегающий аспект
В зависимости от образа жизни, человек может употреблять разные объемы пищи, что может приводить к разнообразным последствиям, например: перекачка организмов белковыми продуктами, анорексии или формированию гармонично развитого здорового тела.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Экономический аспект
Следует отметить, что многие институты, занимающиеся исследованием взаимосвязи питания и экономического достатка граждан, обнаружили следующую закономерность:чем выше потребительская корзина, тем более разнообразную пищу человек приобретает
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Социально- общественный аспект
Однако: около 24000 человек ежедневно умирают от голода и от болезней, вызванных им. Три четверти из них -- это дети в возрасте до 5 лет. Каждый десятый ребенок в слаборазвитых странах умирает в возрасте до 5 лет. Сильные неурожаи и войны являются причиной голодной смерти только на 10%. Большинство случаев смерти вызваны хроническим недоеданием. Семьи просто не могут обеспечить себе достаточное количество еды. Это, в свою очередь, вызвано крайней бедностью. По оценкам, около 800 миллионов человек в мире страдают от голода и недоедания. Часто истощенным людям нужно немного средств (зерно хорошего качества, инструмент и воду), чтобы производить необходимое количество еды. Каждый третий умерший ребенок в мире - жертва голода. В Африке по-прежнему самая тяжелая ситуация с детской смертностью. Каждая третья детская смерть - от голода, выяснила ООН, а экономический кризис лишь усугубил гуманитарную ситуацию в мире, где 200 млн детей хронически недоедают. Неполноценное питание детей - одна из основных причин детской смертности в мире. 65 детей из тысячи умирают, не дожив до пятилетнего возраста. В России в младенчестве умирают из тысячи 13 детей. В прошлом году умерли 8,8 млн детей, каждый третий умерший ребенок стал жертвой голода, сказала исполнительный директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Энн Венеман.
- скажите, как можно решить данную проблему, что бы сделали вы, возглавляя подобные фонды?\беседа\
Вывод: В конечном счете, лучший способ решения проблемы -- повышение уровня образования. Образованным людям легче вырваться из тисков бедности и голода, изменить свою жизнь и помочь другим.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Культорологический аспект
Вернёмся к физиологии, прежде, мне бы вам хотелось предложить фразу : «Человек – всеядное существо».
Используя данные по физиологии и анатомии – докажите это.
Кто из предков человека и Ч\образных обезьян так же всеяден?
Как среда обитания и образ жизни влияет на культуру питания?
культура питания сформировалась под действием климатических особенностей, видового разнообразия флоры и фауны, образа жизни человеческих групп. Например, города Лаоса, Вьетнама могут похвастаться многочисленными рынками, где продают сушеных, вяленых, жареных скорпионов, пауков, муравьёв, личинок жуков и другие, дикие на взгляд европейцев, деликатесы. Причина употребления большого количества насекомых банальна – болотистые, с повышенной влажностью тропические леса и почвы непригодны ни для разведения с\х культур, ни для животноводства. Однако по калорийности насекомые значительно перегоняют свинину, курятину или говядину, к тому же этот белок более легко усвояемый: белок пауков в 6 раз превосходит белки курятины на 100г. В истории часто описывают «Тьму египетскую» - полчища саранчи летели по небу в течении 6 дней без перерыва, оставляя за собой пустыню без единого зелёного ростка. Люди и скот были обречены. Однако в такие моменты не до сантиментов- люди начинали солить саранчу бочками и таким образом спасали себя от голода. Не так повезло полинезийцам. Те, изготовив тростниковые лодки и взяв с собой минимальное количество провизии, запасы воды и тотемных крыс отправились на поиски новых земель. Острова, открывшиеся на горизонте, казались райскими – вода, пальмы, рыба в океане, а главное - огромные нелетающие птицы – мао и дронты. Люди охотились на них без всяких ограничений, крысы добивали яйца и птенцов. когда птицы вымерли, людям катастрофически стало нехватать белковой пищи. Людей было много – мяса мало. На этих островах стал процветать каннибализм – поедание себе подобных. Это явление хорошо описано в романе Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» .
Значительные изменения возникли у осёдлых и кочевых культур, например у монголоидов мясо переваривается быстрее и лучше, чем у других рас.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4
Промежуточное закрепление
Какие ещё 2 аспекта вы можете добавить в свою таблицу? Запишем определение питания
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

5
Ввод в самостоятельную деятельность
Посмотрите на карточку по самостоятельной работе. Заполните недостающие фрагменты, с ее помощью мы продолжим изучение нашего раздела – рациональное питание.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

6
Итог лекции, рефлексия
д/з
Сформулируйте основные принципы рационального питания.
что нового вы узнали сегодня на уроке?
Спасибо за внимание, на следующее занятие начнем с анализа домашней самостоятельной работы по карточкам.







Основные источники:
1. Коваль, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для ВУЗов. / В.И. Коваль. – М. : Академия. 2013.- 320 с.
2. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Багнетова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 251с.

Дополнительные источники:

1.Трушкина, Л. Ю. Гигиена и экология человека [Текст]: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 448с.
2.Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие обучающихся. – М., ВЛАДОС, 2011. - 233 с.
3.Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барсуков, А.А. Нестеров; под общ. Редакцией Н.Н. Маликова / - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 528с.
4.Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека [Текст] : Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 512с.
5.Красников, А.А. Основы теории спортивных соревнований [Текст]: учеб. Пособие для вузов физической культуры и спорта. / А.А. Красиков. – М.: Физическая культура, - 160с.
6.Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст]: учебник для студ. вузов. – М.: Медицина, 2011. – 345с.
7. Гигиена физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Быков. - Изд. Спец. Лит. 2010. – 192с. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/87678

Интернет- ресурсы:
1. Гигиена физической культуры и спорта [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://file.qip.ru/file/3zrNLNy3/osnovy_gigieny_sportivnyh_soor.html
2. Психология спорта [Электронный ресурс]: Видеоурок / Режим доступа: (http://naukomania.ru/psikhologiya/video-urok/psikhologiya-sporta)
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1188-03 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.docload.ru/Basesdoc/11/11719/index.htm










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15