Конспект урока развития речи Понятие о речевой ситуации. 5 класс

Урок 3. ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

Д/з и его проверка
Закончить предложения:
Логическое ударение – это ______________________________________________
Пауза – это ___________________________________________________________
2. Выразительное чтение подготовленных стихотворений.
Знакомство с темой урока. Понятие о речевой ситуации. Целеполагание.
Наблюдения и беседа.
1? Прочитайте три текста. Об одном предмете речи в них идёт речь или о разных?
Текст 1.
С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
Текст 2.
В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17°.
Текст 3.
Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце!
А что вы хотите – межсезонье.
Скорей бы уж зима, что ли, устанавливалась
2? Как об одном и том же говорится в тексте – одинаково или по-разному? Почему?
3? Где можно услышать подобные высказывания? Прокомментируйте ситуацию

Речевая ситуация определяет человеческую речь.

! Выводы


Чтение конспекта. Беседа.
Практическая работа.
Лото “Речевые ситуации”. Распределите “фишки” с примерами речевых ситуаций в соответствующие колонки.

Официальная обстановка
Неофициальная обстановка

Дома
На работе
На пляже
На уроке

На перемене
В музее
В зоопарке
В больнице

На даче
В транспорте
В гостях у друзей
На собрании

На юбилее
В лесу
В клубе на танцах
В библиотеке

В кинотеатре
На концерте
В столовой
В поезде



Официальная обстановка
Неофициальная обстановка



























Запишите примеры общения, сообщения и воздействия в соответствующие колонки:
здороваться, 2) отвечать урок у доски, 3) делать замечание нарушителю дисциплины, 4) делиться летними впечатлениями, 5) делать сообщение на конференции, 6) приглашать в поход, 7) обсуждать маршрут похода, 8) рассказывать сказку, 9) объяснять решение задачи у доски, 10) читать стихотворение наизусть, 11) отвечать на вопрос.


общение

сообщение

воздействие

























Анализ речевых ситуаций.
1? Дана ситуация: ученик отвечает урок у доски. Образец записи:

РС1
1 много


ОО


сообщение






2? Впишите под номерами РС1, РС2, РС3 анализ речевых ситуаций, представленных в материалах урока (См. III. 1?).


РС1


РС2


РС3

















РС4


РС5


РС6

















РС7


РС8


РС9
















3? Дайте характеристику речевых ситуаций, изображённых на рисунках 1-го форзаца учебника Рр, выводы впишите в таблицу под номерами РС4, РС5, РС6.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Учить конспект.
Материалы урока читать.
Вписать характеристику речевых ситуаций №1-3 со второго форзаца учебника Рр в соответствующие графы таблицы урока: РС7, РС8, РС9.
Групповое задание (4 чел.). Разыграть по ролям сценку, изображённую на рисунке с. 6.
Учебник на урок нужен.

15