Методические рекомендации на тему: «Организация самоподготовки в школе-интернате для детей с нарушениями зрения в условиях ФГОС»


Организация самоподготовки в школе-интернате для детей с нарушениями зрения в условиях ФГОС
Сонина И.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
ОГКОУ «Школа-интернат № 91»
Самоподготовка – один из важнейших моментов в образовательном процессе школы-интерната. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.
Строгое соблюдение режимных моментов самоподготовки – залог успешной и продуктивной работы воспитанников на занятии.
Структура самоподготовки по ФГОС
 Организация начала самоподготовки.
Включает в себя обязательное проветривание помещения и организацию детьми под руководством педагога своего рабочего места. Учащиеся готовят письменные принадлежности, пользуясь дневником, достают нужные учебники, тетради и располагают всё в нужном порядке на парте. Определение совместно с воспитателем цели самоподготовки. Повторение детьми правил поведения на занятии. (Дети должны иметь четкое представление о взаимосвязи поведения, активной или пассивной работы и будущего результата.)
 Подготовка к самостоятельной работе.
Индивидуальная работа с дневниками. Воспитанники учатся находить задание сначала в дневнике, а потом открывают нужную страницу в учебнике или тетради, сообщают домашнее задание. Далее идет коллективный разбор задания к упражнению по предмету. Дети под руководством воспитателя вспоминают и повторяют правила, необходимые для качественного выполнения упражнения. Педагог также обращает внимание детей на план выполнения заданий с использованием опорных таблиц и справочной литературы.
Самостоятельная работа детей.
Дети работают самостоятельно, пользуясь опорными таблицами, словарями, справочным материалом. Воспитатель при этом контролирует посадку учащихся, организует удерживание детьми учебной цели, оказывает индивидуальную помощь.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Самооценка, взаимопроверка, оценка работы.
Проверка работы воспитателем.
Подведение итогов работы.
Педагог организует обсуждение выполненной работы (обучает элементам анализа). Воспитанники совместно с педагогом осуществляют самоанализ проделанной работы, поиск причин допущенных ошибок и составляют план действий по предотвращению подобных ошибок в будущем.
Фрагмент самоподготовки в 4 и 5 классах
Цель самоподготовки – привитие обучающимся навыков самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.
Задачи:
- способствовать прочному усвоению знаний образовательных программ;
- формировать навыки работы с учебной и справочной литературой;
- развивать познавательные возможности школьников;
- формировать личностные качества: дисциплинированность, прилежание, усидчивость, самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки.
- воспитывать культуру умственного труда.
УУД:
регулятивные - умение под руководством воспитателя организовать своё рабочее место; умение определять цель деятельности совместно с педагогом; умение определять план выполнения заданий под руководством педагога; умение работать по плану и корректировать выполнение заданий; умение удерживать цель занятия в течение самоподготовки; умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным воспитателем; умение оценивать свою работу и работу класса по заданным параметрам.коммуникативные - умение слушать и понимать других, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы; умение читать тексты вслух и про себя, понимать прочитанное; умение слушать и понимать других; умение договариваться о совместном взаимодействии при работе в парах или группах; умение оформлять свои мысли в устной форме.
личностные – умение осознавать ответственность за результат своего труда; формирование мотивации учебной деятельности; умение давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам одноклассников на самоподготовке.
познавательные - умение отвечать на вопросы воспитателя, используя знания, полученные на занятиях и находить нужную информацию в дневнике, учебнике, словаре, справочной литературе; умение пользоваться опорными таблицами, схемами; умение наблюдать и делать простые выводы о своей деятельности.
Ход самоподготовки:
Организационный момент.
- Ребята, вы видите, что к нам пришли гости, поприветствуем их. Наше занятие я хочу начать с пословицы: «Делу – время, а потехе – час». Во-первых, как вы понимаете слово «потеха»? (Игры, шутки, поход в цирк, в кино.)
- Как вы думаете, а почему я самоподготовку начинаю с данной пословицы? (Сейчас пришло время делать домашнее задание, а затем в свободное - повеселиться.)
- Давайте посоветуемся с вами, с каких предметов мы сегодня начнём нашу работу? Начнём с самого интересного, с устных предметов: окружающего мира и внеклассного чтения. Сядьте все правильно. Не торопитесь. У вас всё получится. Пожалуйста, будьте внимательны, не отвлекайте друг друга. Повторим правила поведения на самоподготовке. Что у нас есть для этого? (Памятка.) Прочитайте её.
Памятка на самоподготовку:
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
- Итак, проверьте своё рабочее место. Перечислите, что необходимо для 4 класса, для 5 класса.
Посмотри в дневнике домашнее задание.
Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняйся близко к учебнику.
Сначала сделай трудные предметы, а потом более лёгкие.
Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова. Попроси помощи у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.
Выполняй задание чётко, аккуратно.
Через  каждые  10 минут   давай  отдых глазам   и пальцам.
Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку.
Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, всё ли ты сделал на завтра, ко всем ли урокам готов.
 Проверь задание по образцу. Осталось время - выполни интерактивный тест или тихо займись своими делами, не мешая другим.
Подготовка к самостоятельной работе.
- Ребята 5 класса самостоятельно прочитайте свое задание на карточке.
- А мы пока спланируем работу с 4 классом. Какое задание вам дано по окружающему миру?
Задание на карточке – кроссворд по изученной вами теме «Лес и человек». Диане дан тест. Где вы можете найти ответы на вопросы кроссворда или теста? (В учебнике, в дополнительной литературе или в сети Интернет.)
- Положили карточки перед собой, взяли карандаш, открыли тему «Лес и человек» в учебнике. Красная книга Ульяновской области у вас на парте. На выполнение задания вам даётся 15 минут. Затем вы сами проверяете свою работу, после этого мы вместе проверим, как вы справились с заданием по слайду. Вопросы есть? Приступайте, желаю удачи.
- Ребята 5 класса, какое у вас задание по внеклассному чтению? (Мы уже прочитали 1 и 2 песнь из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, теперь нам осталось ответить на вопросы по содержанию 1 песни и подготовить выразительное чтение либо чтение по ролям отрывка из 2 песни.) Как вы можете выполнить это задание? (Используя текст поэмы, рассуждая, работая в парах или группах.)
- Вы уже распределились для выполнения этого задания на пары и группы. Только одно условие работайте как можно тише, чтобы не мешать остальным. Первое задание могу проверить либо я, либо консультант – ученик, который первый правильно выполнит задание. Ответы на вопросы мы проверим по слайду, а качество выполнения второго задания мы проверим уже на уроке. На выполнение задания вам тоже даётся 15 минут. Приступайте, желаю успеха.
3. Самостоятельная работа обучающихся.
4. Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Проводит ученик. 2 – 3 упражнения + стереограмма.
5. Продолжение самостоятельной работы.
6. Самопроверка, проверка по слайду.
7. Рефлексия. Подведение итогов самоподготовки.
Радуга успеха.
- Ребята, оцените свою работу во время самоподготовки с помощью «Радуги успеха» -
Итак, наклейте сбоку на страничку красный сигнал, если вы, выполняя задание, производили именно выборочное чтение, т. е. читали и при этом что-то выбирали;
оранжевый сигнал – если вы поняли прочитанный материал;
жёлтый сигнал – если разгадали кроссворд, ответили на вопросы;
зелёный сигнал – соблюдал правила работы в паре или группе;
голубой сигнал – выполнял задание самостоятельно, без непосредственной помощи воспитателя;
синий сигнал – уложились во времени;
фиолетовый - соблюдали правила поведения на самоподготовке.
Покажите мне и гостям свою радугу успеха. Я вижу, что …
- А теперь возьмите сигналы с грустными и весёлыми смайликами, покажите своё настроение мне и гостям. Задание выполнено, отдохните.