Урок истории: Письменность и знания древних египтян.


Предмет: история.
Класс: 5.
Тип урока: освоение новых знаний.
Тема: Письменность и знания древних египтян.

Цели:
личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах;
метапредметные – умение определять понятие, строить логическое рассуждение; умение работать в группах.
предметные - умение искать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о развитии письменности и научных знаний египтян.
Планируемый результат: осознание ценности знаний для развития культуры в разных государствах.
Этап
Содержание
Характер действий учащихся
Формы взаимодействия
УУД
Способ контроля

1.Мотивация к учебной деятельности
Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 54 «Строительство пирамиды» и на с.38 «Строительство дома». Скажите, нужны ли знания, чтобы построить эти сооружения? Как вы думаете, какие знания необходимы тем, кто выполнял эти работы? Предположите, представителям еще каких профессий нужны были математические знания?
Характеризуют иллюстрации, выявляют связь строительства и необходимости знаний.
Фронтальная.
Действие смыслообразования.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Я рассказываю о причинах появления и развития геометрии, механики, астрономии, географии, медицины. Скажите, где египтяне использовали научные знания? Докажите, что без знания геометрии, астрономии нельзя построить храм или гробницу, заниматься земледельческими работами.
Доказывают, логически рассуждают о необходимости знаний для строительства культурных объектов в Древнем Египте.
Фронтальная.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


3.Самостоятельное исследование в группах.
Как вы думаете, почему в Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в других странах? (раннее возникновение государства и развитие знаний). Ребята делятся на группы. Вопрос о египетской письменности изучается с помощью текста и иллюстраций в учебнике. Задания группам: 1 группа – Составьте список новых понятий, относящихся к письменности египтян (иероглифы, папирус, свиток); 2 группа – 1 - запишите египетскими числами год своего рождения; 2 – запишите египетскими числами любое трехзначное число; 3 – запишите египетскими числами любое пятизначное число. 3 группа – Оцените значимость появления письменности в Древнем Египте.
Рассуждают, работают в группах, распределяют роли, выполняют учебную задачу.
Групповая работа.
Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


4. Представление результатов работы групп.
Учащиеся рассказывают о: 1 группа - называет значение понятий иероглиф, папирус, свиток; 2 группа – объясняют особенности счета, написания египетских чисел, пишут примеры на доске. Я делаю вывод, что система счета была сложной и громоздкой, но несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным; 3 группа – каждый участник группы называет значение письменности для Древнего Египта по предложению.
Выражают свои мысли, продукт учебной деятельности.
Групповая презентация.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.


5.Закрепление полученных знаний и применение их в новой ситуации.
Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом? Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей? Как вы думаете, кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российском школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете.
Логически рассуждают; оценивают изученное и применяют знания в жизни.
Фронтальная.
Умение выражать свои мысли.


6. Проектировочный вопрос для дальнейшей работы.
Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло каждодневно пригодиться умение умножать, вычитать и делить? Кем становятся выпускники современной российской школы? Для чего современным выпускникам нужны знания, полученные в школе?
Повторение учебного содержания; рефлексивный анализ учебной деятельности.
Фронтальная.
Прогнозирование.


7. Рефлексия.
Учащимся предлагаю заполнить таблицу
Что я знал о культуре Древнего Египта?
Что узнал нового
Что я хочу узнать о культуре разных государств.



Индивидуальная.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Заполнение таблицы.


15