Разработка урока по истории на тему Письменность и знания древних египтян (5 класс, параграф 12)

Раздел: Древний восток
Глава 4. Древний Египет
Параграф 12. Письменность и знания древних египтян
План:
Загадочные письмена.
Египетские папирусы.
Школа готовила писцов и жрецов.

1. Загадочные письмена. В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, более 5000 лет назад. Как вы думаете, с чем это связано? (примерные ответы детей:- знаний накопилось много, их нужно было передавать из поколения в поколение; для передачи информации)
Проводя раскопки, археологи обнаруживали, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами – «священными письменами». Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном.
В 1799 г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около г. Розетты нашли огромную чёрную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Знавший греческий язык французский учёный Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и иероглифы в друг рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.
Текст архивариусу для сообщения
Шампольон Жан Франсуа жил в грозное, наполненное грозными событиями время: Великая Французская революция, казнь короля, интриги, заговоры, казни. Когда другие дети с его улицы играли в войну и революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала древняя история. Библия была самой достоверной книгой по этому вопросу и он принялся изучать древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике. Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с тех пор, как жили последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие этой письменностью. – Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил обещание. Но прежде чем браться за это он окончил лицей в Гренобле, затем поступил в школу восточных языков в Париже, посещал лекции в Университете, работал с книгами Национальной библиотеки. Выучил арабский, персидский, халдейский, и ещё несколько других древних языков. Одолел китайскую письменность Составил словарь и грамматику полузабытого коптского языка, на котором говорили первые египетские христиане. В этом языке, как оказалось, сохранились корни древнеегипетских слов Накопленные знания помогли ему понять, что: В египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть справа – налево, а если надо, то и один под другимочень многие иероглифы в различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть-слог, и даже один только звук-буквуцарские имена, в знак особого уважения, обводились овальной рамкой (показывает  изображение и объясняет): В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА»  (так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом).
Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме. Древнеегипетское письмо было очень сложным. Иероглифов насчитывалось около 750.
Иероглифы – древние знаки египетского письма. Сложностью древнеегипетского письма было то, что одни знаки означали отдельное слово, другие – один или сочетание нескольких согласных звуков.
Вначале древние египтяне использовали простую форму рисуночного или, как его называют, пиктографического письма, аналогичную тем, какими пользовались все первобытные народы мира. Иероглифы были просто рисунками, каждый из которых был реальный физический объект. Солнце изображалось в виде диска, луна – в виде полумесяца, вода – волнистой линией, человек – фигуркой и т.д. (Рисунок иероглифа см. в учебнике). Иероглифическое письмо совершенствовалось. Знаки могли обозначать слова и даже явления и понятия, позже – звуки.
Египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначал не только слово «хлеб», но и употреблялся для передачи звука «т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Если бы мы с вами так писали – без гласных, то значок «дом» мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идём», «едим» или как имя мальчика Димы. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чём идёт речь. Таким способом мы бы записали слово «идём», используя иероглифы «дом» и «идти», а Дима – иначе: иероглифами «дом» и «человек». 
В то далёкое время очень трудно было выучить такое письмо. Грамотный человек, умеющий читать и писать, казался древним египтянам настоящим мудрецом.

2. Египетские папирусы. Материал, который использовали египтяне для письма, называется папирусом. Изготавливали его следующим образом.
Египтяне выбирали растения-тростник с длинным стволом, удаляя твёрдую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперёк первого слоя. Получалась кладка из двух слоёв. Её помещали под тяжесть (камень): из растения выделялась клеящаяся жидкость, прочно скреплявшая между собой все полоски. Поверхность листа покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы чернила не растекались на нём. Затем лист просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался желтоватый писчий материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки – свитки.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. В наше время в одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - "папир” (papier), по-английски – "пэйпе” (paper), по-французски – "папьё” (papier), по-испански – "папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? Папирус – материал, использовавшийся египтянами для письма.

3. Школа готовила писцов и жрецов. В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. С появлением научных знаний и письменности государству нужны были грамотные люди. Поэтому фараоны отдавали распоряжения об учреждении всё новых школ. Главной целью обучения было: подготовить чиновников, владевших письмом и математическими расчётами. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне. Срок обучения был длительным (с 5 до 17 лет). В школах в основном учили письму и счёту. Из-за дороговизны папируса на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.
Действительно, дети не всех египтян ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Родители учеников обычно были людьми состоятельными и знавшими грамоту.   Школы в Древнем Египте находились при храмах, а учителями там были жрецы-служители богов.  На столах, за которыми сидели ученики, находились фигурки бога солнца РА. Прежде, чем начать учебные занятия, выражали ему своё почтение, ведь все египтяне поклонялись богу РА, будь то дети или взрослые, простые земледельцы или вельможи, фараон или его слуги. 
В старших классах ученикам доверяли папирус. На нём писали острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Рядом в пенале находилась красная краска, которой выделяли начало новой мысли. Отсюда и выражение «красная строка»
Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], нужны были математические знания.
Какой способ записи чисел удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся? Чем такой способ удобнее?
Написание больших чисел занимало в Египте много места, было даже число миллион, обозначавшееся фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления; система счета была сложной, особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре арифметических действия, ухитрялись решать сложные задачи. Очень характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были: палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определённые взаимоотношения.
Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.
После того как ученики овладевали грамотой и счётом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.
Занимались египтяне и астрономией, определяя движение небесных светил.
Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали, в какой день начнётся разлив Нила, - ведь это было очень важно. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».
Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло».
Не просто за звёздами наблюдали жрецы – они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов.  В Египте зародилась и наука об изучении Земли география. Но сведения древних египтян о Земле были ещё очень неточными. Они, например, представляли её себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями горами, который был окружён бесконечным океаном.
Древние египтяне обладали большими познаниями в медицине. Они умели определять заболевание по пульсу и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготавливали сложные лекарства, составленные из трав и целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.
Однако чтобы тайны не узнали простые люд, многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов.

Вопросы и ответы:
1). Само слово «иероглиф» означает – «священное письмо». Как вы думаете, почему? (раз ими расписывались священные храмы, гробницы, значит, их выполняли жрецы).
2). В чем особенность египетского письма. Почему умеющий читать в Египте казался настоящим мудрецом? ( гласные при письме не обозначались, существовали знаки – определители; трудно было выучить такое письмо)
3). В Египте было много школ. «Ухо мальчика на его спине, и он слушает лучше, когда его бьют»  любили повторять учителя.
Вопрос: Подумайте, почему никто не говорил: «Ухо девочки на ее спине?» (школа писцов готовила чиновников фараона, поэтому девочек в школе не учили, лишь не многие египтянки владели грамотой).
4). Подумайте, почему с развитием хозяйства в Египте, появилась потребность в научных знаниях? Как вы думаете, какие науки должны были развиваться в Египте? (приходилось много считать – сбор налогов, строительство пирамид и храмов, в ремесле – математика)
5). - Кого готовила школа? (Писцов и жрецов) -Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы) -Чему учили в школах? (Читать и считать) - Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)
6). Какие виды часов вам известны? (Песочные, водяные, солнечные, механические, электронные).
7). В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Как вы думаете, зачем они это делали? (Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью. Они хотели, чтобы все знали, что они умеют писать.)
8). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). 
Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).  
Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды)  
Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). 
Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать, развивалась письменность.









13PAGE 15


13PAGE 14315