Доклад на методическом объединении: «Проектная деятельность учащихся в условиях обучения в специальной (коррекционной) школе – интернате I вида»


ТОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на методическом объединении:
«Проектная деятельность учащихся в условиях обучения в специальной (коррекционной) школе – интернате I вида»
Составитель: Первененко О. А.
Тамбов
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Это справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса.
В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки – коммуникативные:учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
монопроекты– в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
межпредметные– по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
надпредметные– выходят за рамки предметов.
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
внутриклассные– проекты, проводимые в одном классе;
внутришкольные– проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
международные – в них реализуется диалог культур. Классификация проектов может основываться по числу участников:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
среднесрочные (1 – 2 месяца);
долговременные (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
социально-значимые.
В условиях нашей школы очень хорошо реализуются проекты в рамках «Научного общества». Это исследовательские проекты. Они имеют свою структуру, совпадающую со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. В подготовительном классе мы реализовали творческий проект «Зимний вечер», продукт проекта – коллаж, выполненный с использованием различных техник.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Они похожи на творческие проекты. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Ёлка для 1 класса”, “Подарок для Максима”.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы учебной деятельности:
· мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
· планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
·информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
· рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Работа над проектом начинается с выбора темы.
Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:
– спектакли (в том числе кукольные);
– концерты;
– устные журналы;
– викторины и игры с применением знаний по теме;
– показы моделей одежды;
– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;
– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
– видеожурнал или видеофильм;
– макеты;
– действующие модели;
– швейные и кулинарные изделия;
– игрушки.
После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. В 4 классе в рамках классно – урочной системы для реализации проектной деятельности подходят уроки ППО. На этих уроках нами были реализованы проекты «Смешанный лес», «Пустыня».