Постоянно действующий обучающий семинар в информационно-методическом центре Амиталь«Совместная деятельность взрослых и детей: развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки».


20 марта 2015 г.
Информационно-методический центр «Амиталь».
Семинар «Совместная деятельность взрослых и детей: развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки».
Тема выступления: «Вариативные формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Ответственный: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 137» Макарова Елена Викторовна.
Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию личный опыт работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ. Тема эта мне очень близка: имею высшее филологическое образование, работала 2 года педагогом дополнительного образования по развитию речи и обучению грамоте дошкольников, одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие дошкольников. Мне довелось готовить к школе детей по направлению «Речевое развитие» и по традиционной системе, и по ФГТ, а теперь и в соответствии с требованиями ФГОС. Есть ли кардинальное отличие в системе речевого воспитания дошкольников? Нужно ли учить детей читать? Какие формы и методы работы по данному направлению являются наиболее оптимальными? Я думаю, эти вопросы являются актуальными, а мы, педагоги, постоянно ищем на них ответы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (презентация 1).
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.)
В своей работе использую авторские парциальные программы О.С. Ушаковой
Развитию речи способствует продуманная трансформируемая полифункциональная предметно-развивающая среда в группе (презентация 2).
На занятиях по развитию речи необходим наглядный материал.
Использую методику Н. Зайцева.
Виды работы по методике Н. Зайцева:
«Попевки».
«Как тебя зовут?».
«Озвучить выбранный склад».
«Озвучить выбранный кубик».
«Какое слово тебе написать?».
«Смешанные слова».
«Классификации».
«Поезда».
«Сардельки и сосиски».
«Братишки и сестрёнки».
«Готовим обед».
«Какую песенку тебе спеть?», «Какую песенку мы с тобой споём?».
«Алфавитные песенки».
«Игры с таблицами».
«Живое слово».
«Пишем по таблице».
«Путешествие».
«Зоопарк».
«Складовые картинки».
«Продуктовый магазин».
«Юный повар».
«Волшебник».
«Цепочка».
«У каждого ребёнка миллион вопросов».
«Рисование и письмо».
«Загадки с кубиками».
«Стихи-плакаты».
«Пословицы и поговорки на кубиках».
«Книжка-коллективка» и др.