Консультация для воспитателей ДОУ Речевая компетентность воспитателя дошкольных образовательных учреждений


Консультация для педагогов ДОУРечевая компетентность воспитателя дошкольных образовательных учреждений Подготовила: Ларионова Ирина ФёдоровнаУчитель-логопед МДОУНЖ д /с «Берёзка» Волгоградской области, Городищенского района п. Опытная станцияИюнь 2015 год Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Для начала следует осознать, какие основные требования можно предъявить к речи воспитателя. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}В речи педагогов могут быть следующие недостатки:нечеткое произношение звуков в процессе речинеправильное ударение в словах;ускоренный темп речи;многословие, наслоение лишних фраз, деталей;использование просторечий и устаревших слов;засоренность речи словами-паразитами;копирование речи малышей, «сюсюканье»; Предлагайте слуху детей лишь совершенные образцы речи!!! Итак, проводя основную часть времени с педагогом, именно на речь воспитателя ребенок главным образом ориентируется при произношении. Более того, дошкольники копируют даже интонации, в зависимости от уместности описываемого события. В этом ему помогают примеры ярких эмоциональных рассказов или бесед. В свою очередь, воспитатель должен постоянно следить и при необходимости совершенствовать свою речь. Правила речевой культуры педагога «Говорим голосом, беседуем всем телом» -Публиций. Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Невербальное поведение создает облик действующего лица и раскрывает его внутреннее содержание.Коммуникация людей осуществляется на вербальном и невербальном уровнях. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют -7%,звуки и интонации-38%,неречевое взаимодействие- 53%. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим. Невербальная культура общения педагога Рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами. Общение педагога с детьми непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности детей на протяжении всего дня, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полётности речи делают ее монотонной и невыразительной, что сказывается на эффективности педагогического процесса в ДОУ.Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании. Таким образом, голосо-речевая нагрузка сопровождает воспитателя в течение всей рабочей смены (6 часов каждый день или 12 часов через день), кроме того условия труда воспитателей содержат дополнительные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос: работа то в помещении, то на свежем воздухе, постоянное заглушение шума, создаваемого детьми, перегрузка группы, жесткий режим дня, множество занятий, отсутствие релаксационных упражнений. Это приводит к нервному напряжению, хроническим перегрузкам, стрессам и вызывает срыв благоприятного климата в группе. Чтобы избежать этого воспитателю необходимо ежедневно совершенствовать свои голосо-речевые возможности, охранять и беречь свой голос. Рекомендации для воспитателей: СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ? САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС )НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ. Спасибо за внимание!