Урок русского языка в 3 классе по теме Однокоренные слова

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Захолынская основная школа
Урок
Русского языка в 3 классе

Тема: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
(Раздел. СЛОВО. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ)

Учитель: Цыганова И.В.
2015-2016 учебный год

Цель:
– развитие умений находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов, подбирать слова с чередованием согласных в корне
Символы:

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.









– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
– Что такое корень слова?
– Какие слова называются однокоренными?
– Что такое чередование согласных звуков?
– Где оно наблюдается?
– Почему появляются чередующиеся согласные в корне?
– Какие согласные звуки могут чередоваться? ([г//ж], ([х//ш], [т//ч//щ])
– Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков.
– Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные? (У этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками.)
Словарная работа.
– Выпишите те слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами.
Сапоги, колесо, обед, мороз, осина.
Образец записи:
Сапоги, сапожник [г]//[ж]. Мороз, мороженое [з]//[ж].

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

1 3 3 4
1. Наблюдение над звуками, которые могут чередоваться в корнях слов (учебник с. 43–44).
– Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43.
– Какие согласные чередуются в корне?
– Запишите эти чередования в тетрадях. ([г//ж], [х//ш])
– Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.
– Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы ([к//ч]), 2-й группы ([с//ш]), 3-й группы ([д//ж]).
– Запишите в тетрадях эти чередования звуков.
Ученики в тетради делают запись: к//ч, с//ш, д//ж.
– Какие ещё варианты чередований согласных звуков вы наблюдали? ([з//ж]: мороз – мороженое.)
– На основе записей в тетради сделайте вывод о теме сегодняшнего урока. (Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. Постановка проблемного вопроса.
– Всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными?
3. Поиск решения.
Упр. 43 – развивается умение наблюдать над словами, в которых есть чередования, и отличать однокоренные слова от слов со сходными корнями.
Ученики находят «лишние» слова в ряду однокоренных.
– Почему эти слова не являются однокоренными с другими?
– Какие звуки чередуются в однокоренных словах?
– Что такое просо? Какие ещё виды злаковых растений вы знаете? (Гречиха, овёс, рис.)
Вывод. Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным. Лишние слова: сажа, речь, ручьи, ручей, просо.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


·
·I. Развитие умений – применение знания.
1 5 4 2 1
Работа по учебнику.
Упр. 44 – развивается умение находить в тексте однокоренные слова с чередованием согласных в корне.
– Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним задания по карточкам
Образец записи:

Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята.

Шажком, шагает.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– В каком корне есть чередующиеся согласные?
Упр. 45 – развивается умение подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, называть и записывать эти чередования. Выполняется самостоятельно с выборочной проверкой.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с Алексеем учились оценивать свою работу.

«Договори словечко».
– Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – ... (бочок), друг – ... (дружок),
Ухо – ... (уши), пух – ... (пушок),
Пущу – ... (пускать), лечу – ... (летать).
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
(Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин)

– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)






·V. Итог урока.

– Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?
Сверьте свои ответы с записью ключевых чередований звуков в тетрадях и на слайде.
На слайде появляется ряд чередований: г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч//щ, з//ж. 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?





V. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 41.


















Заголовок 315