Деловая игра для молодых специалистов школы — интерната: «Психологический портрет воспитателя»

Деловая игра для молодых специалистов школы - интерната:
«Психологический портрет воспитателя»

Упражнение «Приветствие»
Участникам предлагается бумажный цветок с разноцветными лепестками равное количеству участников. Каждый отрывает лепесток и отдаёт его своему соседу слева при этом озвучивает свои пожелания и приветствия. Упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого не будет по лепестку.

Дайте понятие "молодой специалист”:
· кто это?
· каков он в Вашем понимании?
(на листах пишутся качества молодого специалиста, и рисуется портрет).

Психолог: "Мы определили, каким в Вашем понятии должен быть молодой специалист в школе - интернат. Вы - молодые специалисты и сейчас мы попробуем разобраться, осмыслить Ваши потребности, индивидуально-личностные ценности в рамках Вашей педагогической деятельности, осознание Вас как педагога и трудности, с которыми Вы встречаетесь в процессе работы.

Упражнение для разминки. Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я(говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.
Информация. Существуют разные способы поддержать другого человека. К поддерживающим приемам обычно относятся:
знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость;
комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент;
похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу;
поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.
Вопросы к дискуссии:
Чем поддержка отличается от положительной оценки?
Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
Почему поддержка повышает самоуважение и является единственным средством вернуть мотивацию?
Почему так трудно правильно выполнять приемы поддержки?
В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки как положительной обратной связи? Что именно следует поддерживать?
Почему положительная оценка может обидеть, а поддержка – нет?
Почему поддержка – это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
Назовите составляющие поддержки. Чем одобрение отличается от уважения и признания?
Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:
«хорошее отношение» - это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
поддержка не работает без «твердости» - разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка – «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ученика.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что»
Цель: дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.
Упражнение начинается в парах (это другие пары, нежели в предыдущем упражнении). Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что».Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что».Затем участники меняются ролями.
Обсуждение.
Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом? Было ли трудно и в связи с чем? Что чувствовали, когда получали поддержку?

Упражнение «рисунок на спине»
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.
4.Рефлексия, обсуждение в общем кругу.
1.Что помогало понимать и передавать ощущение?
2.Что чувствовали первые и последние стоящие в команде.
3.Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись.

Игра «Свет мой зеркальце! Скажи»
Цель: Развивать умение замечать и находить в партнере индивидуальные особенности, качества присущие только ему; оценивая, при этом как поступает партнер в той или иной ситуации.
Вспомните, пожалуйста, сказку А.С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру. Хорошо, продолжаем.
В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: »Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. » Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!
Рефлексия: 1.Что вызвало затруднение, легко ли охарактеризовать человека?
2.Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?

Упражнение « Закон гармонии»
Цель: Формирование толерантности и этической культуры межличностной коммуникации и отношений.
Материалы: листы бумаги, карандаши.
Время проведения: 30 минут
В цивилизованном социуме существует неписанный закон гармонии общения и межличностных отношений, затрагивающий их нормативную сферу. Следуя ему можно не допустить зарождение многих антагонистических противоречий, конфликтов, обид. Звучит он так: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Довольно справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упрёков и деформации легитимной (нормативной) сферы личности. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения?
Процедура проведения: психолог объясняет задание участникам: «Разделите лист на две части:
1.«Позволяю себе, запрещая другим». Перечислите ваши поступки, направленные на получение преимущества за счёт окружающих. Определите степень свободы ваших действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье то мнение (товарища, ребенка, подчиненного и др.), высмеивать кого-то и так далее.
2.«Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите, на какие действия окружающих налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить беспорядок, бездельничать.
В течение 10 минут участники заполняют листы, затем идёт обсуждение и рефлексия.
Рефлексия: Стоит ли запрещать себе, быть свободным, что бы иметь основания осуждать других? Стоит ли позволять себе заблуждаться, что, запрещая другим, вы имеете на это право?

Упражнение «Беседа с эльфом» Рефлексия
Инструкция:
Нам всегда хочется, чтобы другие с нами хорошо обходились, и мы, собственно говоря, знаем, что должны и сами с собой так общаться.
Теперь садитесь поудобнее, закройте глаза, дышите глубоко...
Я сейчас буду рассказывать историю, которую вы должны будете представлять себе.
Представьте себе два стула, которые стоят напротив друг друга. Посмотрите, как вы сели на один из них. (10 сек.)
Хорошо! А прямо напротив вас стоит второй стул. И здесь сидит маленький, дружелюбный эльф, который пришёл вас навестить. Эльф знает вас уже давно и хочет вас кое-чему научить – чему-то новому и очень хорошему для вас. Скажите эльфу про себя: «Мне хочется от тебя узнать, какие вещи я могу сделать, чтобы порадовать сам себя...» (10 сек.)
Посмотрите, как эльф, улыбаясь, поудобнее устраивается на стуле, и говорит: «Ты прав... Очень важно научиться делать для себя самого себя что-то хорошее... бывает ведь, что ты чувствуешь себя подавленным, а рядом нет никого, с кем можно поговорить или просто посидеть рядом. Тогда ты сам должен поразмыслить, что же ты хочешь делать?»
Подумайте минутку над словами эльфа. Он не сказал вам, что вы должны делать. Он сказал только, что это очень важно – сделать для себя что-то хорошее, что-то совершенное. Что хорошо именно для тебя...(15 сек.)
«Скажи мне, - говорит эльф, как ты можешь сделать себе приятное?» Вы смотрите эльфу в глаза и думаете, что же ответить ему. Неожиданно у вас возникают три мысли о том, как вы можете доставить себе радость и быть довольным собой. И вы говорите: «Да, эти три вещи я сделаю сегодня для себя...» Произнесите это последнее предложение очень тихо и повторите его для себя ещё раз.
Мысль номер один... Запомните очень точно, что вы сказали эльфу.
Теперь второй ответ, что пришёл вам на ум... Скажите сейчас его эльфу и сохраните в памяти. (30 сек.)
А теперь – третья мысль... Прекрасное чувство – знать, что вы сегодня сделаете что-то хорошее для себя. И вы скажете: «Дорогой эльф, это – мой третий ответ». И снова хорошенько запомните это. (30 сек.)
А теперь пришло время попрощаться с эльфом. Он очень рад, что вы его поняли. Если вам позже понадобятся новые мысли, вы сможете снова позвать эльфа и поговорить с ним.
Потянитесь и возвращайтесь снова к нам. Откройте глаза – вы свежи и бодры.

Ритуал прощания. Каждый из участников должен попрощаться с соседом справа, начиная со слов: «Ты мне нравишься за то, что...»