Статья по проблеме формирования культуры общения «Решение проблемы коммуникативной грамотности учащихся на уроках культуры общения»


Решение проблемы коммуникативной грамотности учащихся на уроках культуры общения.
«Русский язык – один из развитых языков мира. Русский язык необыкновенно богат». Мы так привыкли произносить эти красивые фразы, будто и не замечаем, что в современном обществе всё меньше и меньше остаётся людей, говорящих грамотно, выразительно, соблюдающих речевой этикет. Мы тешим себя надеждой, что наши назидательные слова доходят до ума и сердца сознательного молодого поколения, остаются в их сердцах, что мы меняем мир к лучшему, точно герой Брэдбери, спасаем планету.
А между тем, в рамках современного образовательного процесса, как снежный ком, нарастает проблема коммуникативной грамотности учащихся.
Всё реже появляется необходимость говорить, отстаивать свою точку зрения, нетрудно справится с тестированием, ещё проще найти готовый ответ, зачитать его или, в лучшем случае, пересказать. Интернет сегодня предлагает решения на все поставленные задачи. Зачем придумывать сочинения самому, когда за тебя давно уже всё сделано, зачем вообще писать, когда для этого есть принтер?
В результате этих нехитрых манипуляций наш «великий, могучий» русский язык незаметно подменяется штампами или, что ещё хуже, сниженной лексикой, потому что говорить почти уже разучились. Исчезли границы общеупотребительного и неуместного. Жаргонная лексика активно вытесняет общеупотребительные слова. И это происходит в языке, где и так формирование юного человека происходит под влиянием диалектизмов и просторечий, повсеместного нарушения морфологических и орфоэпических норм? В средствах массовой информации в изобилии ёмкие словечки сленга, обличающие явления действительности, поступки людей и их самих. Больнее всего то, что это становится модным. Играют свою роль и новые словари, где приобретают право на существование изменённые нормы. Легче признать, бороться труднее. Дёшево как-то уж очень.
А что передадим будущим поколениям? На каком языке они заговорят? Или больше придётся молчать из-за перенасыщения информацией, этой тактики уже сейчас многие придерживаются. Мы должны найти хоть какое-то решение данной проблемы.
На мой взгляд, необходимо прививать любовь к родному языку поэтапно, заставлять вслушиваться в звучание каждого слова, говорить о силе и мощи слова, сделать так, чтобы слова заиграли всеми цветами радуги, чтобы язык действительно стал поистине величайшей ценностью для молодого поколения. Необходимо научить анализировать свою речь и речь окружающих. Но как это сделать? Какие наметить пути? Как заинтересовать?
Я считаю, что обо всех этих насущных проблемах нужно чаще говорить с детьми, необходимо акцентировать внимание на будущем нации. Пропаганда речевой культуры, убеждение от чистого сердца способны сыграть свою положительную роль, способны затронуть ум и душу молодого поколения. На подготовительном этапе предлагаем ребятам проанализировать свою речь. Итак, проблема налицо, причём, это их мнение. Второй шаг для учителя – составляем план будущей продуктивной деятельности: выделяем проблемные вопросы, над которыми будем работать. У нас получилось семь.
Просторечья.
Жаргонные слова или молодёжный сленг.
Нарушение орфоэпических норм.
Нарушение морфологических норм.
Речевые ошибки и паронимы.
Неоправданное употребление иностранных слов.
7. Диалектные слова нашей местности.
Именно эти проблемные вопросы и ставим во главе урока. В начале каждого занятия работаем над словами с нарушением морфологических и орфоэпических норм, с диалектизмами, жаргонизмами. Часто учащиеся испытывают затруднения при классификации, отсюда и случайные ошибки в речи. Бедность словаря, редкое правильное употребление таких слов, как тефтели, сливовый, закупорить, баловаться и других, приводит к закреплению ошибочного произношения. Поэтому как можно чаще приводим примеры, анализируем небольшие тексты, предлагаем специальные упражнения; подбираем сами материал и активно привлекаем к этому учащихся. И пусть на каждом уроке на это отводится совсем немного времени, однако надо отчётливо дать понять ученикам, что это главное.
Конечно, можно предложить ребятам принять участие в общем серьёзном коллективном исследовательском проекте, но уроки культуры общения тем и ценны, что материал на них можно подать исподволь, в игровой, развлекательной форме. Пусть учащиеся приходят на занятия отдыхать: общаться, высказывать свою точку зрения. И вот тут-то в ненавязчивой форме следует преподнести им материал для размышлений. Ученики реально удивляются некоторым орфоэпическим нормам, им нравится выбирать из двух предложенных примеров правильный; ребята не боятся ошибиться, поэтому говорят; не молчат, а предлагают свои варианты, с удовольствием исправляя друг друга. Помогает то, что оценка знаний носит поощряющий характер.
Главное – не перенасыщать информацией, а на каждом уроке целенаправленно вести учащихся к желаемой цели. Работа эта долгая, непростая, но интересная и увлекательная, равнодушных почти не остаётся. И что немаловажно – повышается авторитетность урока. Достигается тот результат, к которому стремится каждый учитель, преподающий культуру общения в школе.
По моим наблюдениям, наиболее серьёзно такую деятельность воспринимают учащиеся девятых классов, так как уже сознательно готовятся к ГИА, а впоследствии и к ЕГЭ, куда ежегодно включаются задания и по лексике, и по орфоэпии. К сожалению, на уроках русского языка на формирование коммуникативной культуры отводится недостаточно времени. Однако пробелы легко восполнить на занятиях по культуре общения, где основная роль, на мой взгляд, всё-таки должна принадлежать культуре речи, потому что именно в этой области проблемы наиболее очевидны.
Таким образом, чтобы уроки культуры общения стали результативными, необходимо привлекать учащихся к такой работе, которая действительно смогла бы их заинтересовать, была бы посильной и актуальной.