Доклад по экологии.: Роль природаоохранных (экологических) акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста


Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время. В наше современное время все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Сколько вырубается лесов, загрязняется водоемов, сколько гибнет растений и животных! Из года в год ситуация не улучшается, а только усугубляется.
     Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ? Видимо, нужна целая система мер и рациональных методов оздоровления природы и сохранения ее.
     Но никто нам не поможет, пока мы сами этого не захотим. От нас, от разумных существ, зависит, как долго будут расти леса, петь птицы, плескаться рыба в наших реках. Хочется призвать всех людей: «Помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровыми, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».
Очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
     Давайте учить детей любить родную природу – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.
Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при  развитии  у них представлений о взаимосвязи человека с природой.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
 Широкий  спектр  структурных  компонентов  акции  позволяет  сделать  данную  работу  наиболее  интересной  и  привлекательной.  Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания.  
Экологические акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности.
Акция «Семечко и зернышко на запас» Трудовой десант (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, оформление коробки для сбора семян).
Акция «Каждой птахе по крохе» Домашнее задание составление слайдов «Что едят птицы». Оформление стенда «И забывать никак нельзя о том, что птицы нам друзья!»( работы детей рисование крупой). Семейный конкурс кормушек и скворечников. 
Акция «Игрушку елку сотвори - и живую сохрани» Выпуск листовок и распространение в районе, развешивание красных лент на елях. Конкурс «Новогодняя елка нашей семьи»
Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
Акция «Сохранив дерево- сохраним жизнь» Конкурс «Дерево нашей семьи»(стенгазета)Рисование экологических знаков. Открытое мероприятие «Зеленые паруса», посадка саженцев деревьев на территории ДОУ.
Акция «Наш чистый, цветущий район» Субботник (парк района). Выращивание рассады для цветника.
Эти акции проводятся в ДОУ. Они побуждают в детях позитивное, правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению. Благодаря этим акциям у детей развивается интерес к миру природы.
Проведение экологических акций и участие в них - деятельность, реализуемая во всех формах образовательного процесса, - предполагает просветительскую и природоохранную работу, символизирует единение, взаимопомощь коллективов: детского, педагогического, родителей, играет огромную роль в формировании экологической культуры дошкольников, является показателем развивающейся образовательной системы ДОУ.
Таким образом, экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также играет огромную роль в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Муницепальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Теремок»
Доклад
Тема: Роль природаоохранных (экологических) акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Подготовила:
Мингазова М.И.
Набережные Челны 2016