Урок экономики в 10 классе тема Как работает рынок


Урок экономики в 10классе 18 января 2017 год
Тема: Как работает рынок. Учитель: Неронова Т.М.
ЦЕЛЬ:
Закрепить знания о законах спроса и предложения;
Уяснить механизм рыночного ценообразования
Развивать умения применять знания в изменившихся условиях;
Стимулировать к развитию навыков аналитического, экономического и творческого мышления
Определять цели, делать выводы, обосновывать свои действия и решения, осуществлять само регуляцию, рефлексию собственной деятельности
Тип урока:
Урок – практикум
Форма урока: Деловая игра
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
-словесные (рассказ, обсуждение) для усвоения теоретических знаний;
-наглядные (показ медиа – проекций);
-практические (самостоятельная работа).
Информационный , частично – поисковый и исследовательский для решения познавательных и проблемных задач.
Принципы обучения – наглядности, прочности усвоения, доступности информации, все принципы взаимно дополняют друг друга.
Добрый день, уважаемые коллеги, ребята!
Сегодня я вас всех приглашаю в экономическую лабораторию.
Наш урок будет связан с одной из главных сфер общества- экономической, благодаря которой происходит удовлетворение потребностей человека и общества в материальных благах
Напомню, что в ходе предыдущих уроков мы изучали механизмы работы рынка-одну из важных и сложных тем экономической теории «Силы, которые управляют рынком» .Об актуальности этой темы писал европейский экономист ШОН ФЛИНН: Если у Вас есть время выучить один-единственный вопрос из экономической теории, это должен быть вопрос о спросе и предложении
А Сегодня мне хотелось бы проверить функциональную грамотность учащихся по изученному материалу, понять, смогут ли дети применить полученные знания на практике, разобраться в хитростях рыночного механизма.
Хотелось бы узнать настроение ребят. Подойдите к экрану определите до игры свое отношение к теме.
В этой жизни, каждый из нас выполняет много социальных ролей. На уроке- вы- ученики, дома- сыновья, дочери, внуки, а в мире экономики мы все выполняем 2 роли. Какие? Да, роль потребителей и роль производителей. Сегодня на уроке предлагаю вам сыграть эти роли.
1 группа будут играть роль потребителей(покупателей), Спрос напрямую зависит от потребителей(
2группа - производителей.(продавцов) Предложение зависит от производителей
Правила игры. В ходе игры вы будете оценивать индивидуальные достижения и работу в группе сами и я тоже. Лист самооценки урока у вас есть.
Чтобы понимать друг друга и тем более оценивать свое поведение на рынке, нам необходимо договориться о понятиях терминах данной темы.
1.Поэтому начинаем с терминологической разминки
Попробуйте объяснить, что такое
1. экономика(наука о б ограниченных ресурсах и выборе. .Как вы это понимаете?
2.Предположите, в каких странах эта проблема существует, или эта проблема мировая ?. Я знаю единственного человека- это сказочный герой, которому не зачем изучать экономику- СТАРИК ХОТТАБЫЧ(исполняет все свои желания,на месте вырванного волоска вырастают тут же другие
3.Рынок-место встречи продавца и покупателя
4. Конкуренция—экономическое соперничество междк производителями товаров и услуг за более выгодные условия производства и сбыта, Виды конкуренции: цены, конкуренция качества и конкуренция сервиса
4.Предпринимательство
Работаем в группе:
Задание 1
1 группа
Спрос (D) – зависимость…(между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар).
Величина спроса (QD) – количество товаров… (которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время в определенном месте).
Попробуйте объяснить Закон спроса теоретически и графически
гласит - …(величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара).
Кривая спроса - показывает зависимость…(количества товара от цены).
На доске – графически изобразит один из учащихся
2 группа Попробуйте объяснить Предложение. теоретически и графически( наложить на кривую спроса)
Дайте определение Предложение (S) – это зависимость…(между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать и ценами на этот товар).
Величина предложения (QS) – количество товара…(которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время).
Закон предложения гласит - …(изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).
Кривая предложения - показывает …(какое количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене).
Предположите, когда на рынке наблюдается рыночное равновесие и что это такое?
Можем ли мы сейчас определить рыночное равновесие
-Что же мы должны сделать, чтобы определить рыночное равновесие? (Давайте попробуем соединить кривую спроса и предложения на одной плоскости)
-Что у нас получилось? (Они пересеклись)
-Где мы можем встретить эту ситуацию в жизни? (Встреча продавца и покупателя на рынке)
Получается, что точка пересечения и будет являться рыночным равновесием
С помощью чего мы его нашли? (С помощью графика)
I СПОСОБ нахождения рыночного равновесия будет графический.
- экономисты скажите в чем он заключается. (В определении точки пересечении пересечения кривых спроса и предложения)
Есть и другой способ СПОСОБ нахождения рыночного равновесия он называется аналитический состоящий из математического вычисления (СЛАЙД ).
Задание №2
Функция спроса задана уравнением Qd=2800-6P, а функция предложения Qs=3P-800 Определите точку равновесия.
2800-6P=3P-800
2800+800=6Р+3Р
3600=9Р
Р=400
Зная, что Qd=Qs, подставим Р в любую функцию:
Qs= 3Р – 800
Q= 3 400 – 800
Q = 400
Ответ: Ре= 400 ед. и Qe=400 ед.
-Где понадобятся нам эти знания в ближайшем будущем (При сдачи ЕГЭ)
Задание № 3
Сделайте салат из ингредиентов рыночной экономики(ответ на слайде)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Каждый финансист мечтает о чем? (О финансовом благополучии). Закройте глаза и представьте себя в вашем любимом магазине с любимыми товарами. Сильнее зажмурьте глаза и представьте те цены, по которым вы хотите купить эти товары. Открывайте глаза, возвращайтесь в реальность. Посмотрите в окно, помечтайте, посмотрите вверх за своей мечтой, направо. Пусть мечты всегда будут с вами.
Задание №4
Поясните эти высказывания. Закон спроса действует, потому что у потребителей есть возможность замены. Закон предложения действует, потому что у производителей есть возможность замены..
Так какие же силы управляют рынком» Адам Смит называл их … продолжите фразу НЕВИдИМОЙ РуКОЙ рынка.1776 годнаписал «Исследование о природе и причинах богатства народов»
Задача №5
1 группа Надо понимать, что у рынка много достоинств запишите здесь (сделайте запись на скелете)
2 группа А если у рынка недостатки,? Обсудите в группе, запишите на схеме (скелет рыбы)
Если есть недостатки у рынка, механизм может давать сбои. Где же выход?
Да, вы правы , государство приходит на помощь рынку , вмешивается в рыночную экономику, устраняя слабости рынка. Попробуйте объяснить, как это происходит??
Задача № 6
Государство- помеха рынку и ли помощник?
ВСЕ ЕСТЬ ЯД И ВСЕ ЕСТЬ ЛЕКАРСТВО-ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ИХ ДЕЛАЕТ ДОЗА
Задача№7
Объясните логику поведения потребителя(покупателя) и продавца(производителя)
Почему
1.Дыни в январе дороже, чем в июле
2.Зимняя одежда в ноябре дороже, чем в марте
Задача №8
На движение кривой спроса и кривой предложения могут оказывать влияние и неценовыке факторы. Какие?Тестовое задание
Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие ложны
1. Уменьшение издержек (затрат) производства обычно приводит к уменьшению предложения.
2.Рост цен на детские платья приводит к снижению предложения платьев для женщин, выпускаемых на той же фабрике и оборудовании.
3.Рост налогов на прибыль приводит к сдвигу кривой предложения влево-вверх.
4.В соответствии с законом предложения снижение цены вызывает сдвиг кривой предложения влево-вверх.
5.Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.
6.Если производителей обуви ожидает инфляция, то это приведет в краткосрочном периоде к сдвигу кривой предложения влево – вверх.
7.В соответствии с законом предложения покупатели купят больше товара по низким ценам, чем по высоким.
8.Кривая предложения юридических услуг сдвинется вправо – вниз, так как увеличится число выпускников юридического факультета.
Задача №9
Представьте себе, что вы владелец бензозаправки. Цены на бензин существенно снизились, и вы также изменили отпускные цены. Надо ли вам увеличить запасы бензина и машинного масла?
Задача№10
Вопрос к покупателям .Подумайте, посоветуйтесь в группе, Чем плоха для покупателей ситуация дефицита на рынке? Приведите пример данной рыночной ситуации.
Вопрос к продавцам. Чем для вас плоха ситуация избытка. Приведите пример данной рыночной ситуации.
Задача №11
Игровое поле «РЫНОК», главный субъект -предприниматель
Какими чертами личности должен обладать предприниматель?
ВИДЕОФРАГМЕНТ показать.
Вы у себя их заметили в игре. Кому везло больше всего в игре? Почему?
Почему, на ваш взгляд, государство поддерживает малый бизнес?
Рефлексия
Подведение итогов.
«Экономика – прикладная наука, которая вооружает ученика такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
Поэтому на сегодняшний момент трудно переоценить роль экономических знаний.
Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современной школы.
Домашнее задание.
1.Участие в ЭКОНОМИАДЕ межрегионального уровня(тесты готовые раздать)
2.Эссе: Нажить много денег- храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство